Педагогическое мастерство - сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя,




Комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности.

Компоненты педагогического мастерства:

Ø Личностный компонент (профессионально-педагогическая направленность; общие и педагогические способности);

Ø Информационно-теоретический (общекультурные, психолого-педагогические и специальные знания);

Ø Деятельностный (педагогическая технология и педагогическая техника).

Основные компоненты педагогического мастерства:

1. Педагогическая техника.

2. Педагогическое творчество.

3. Педагогическое воздействие.

4. Личностные качества педагога

 

Педагогическое творчество - создание принципиально нового в организации воспитательно-образовательного процесса, в решении научно-педагогических, практических проблем.

Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).

Цель любого психологического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении.

Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

• способность делать учебный материал доступным;

• творчество в работе;

• педагогически-волевое влияние на учащихся;

• способность организовать коллектив учащихся;

• интерес и любовь к детям;

• содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

• педагогический такт;

• способность связать учебный предмет с жизнью;

• наблюдательность;

• педагогическая требовательность.

 

Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное — в позиции педагога, способности виртуозно управлять деятельностью своих учеников.

В педагогической деятельности развивается и реализуется мастерство преподавателя. Мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, оно включает в себя гуманистическую направленность, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

Гуманистическая направленность деятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации:

а) на себя – самоутверждение, чтобы видели во мне знающего,

требовательного, настоящего учителя;

б) на детский коллектив;

в) на средства педагогического воздействия;

г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.

 

Профессиональные знания. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и личная окрашенность знаний.

Педагогические способности. Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности:

- коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность,

общительность;

- перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

- динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

- оптимистическое прогнозирование;

- креативность – способность к творчеству.

-

К специальным способностям педагога относят: академические, дидактические, развивающие, организаторские, ориентационные, оценочные, речевые, а также педагогическую интуицию, исследовательские и рефлексивные способности.

Педагогическая техника – это форма организации поведения учителя.

Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей.

К этим приемам и средствам относятся:

1. Внешнее поведение учителя связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимикой, пантомимикой, жестами, походкой и т.д.

2. Управление своим самочувствием выражено через эмоциональноволевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами.

3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.

4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.

5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.

6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм).

К умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести

и такие, как:

- управление своим телом,

- снятие мышечного напряжения в процессе выполнения педагогических действий;

- управление своим психическим состоянием;

- вызов «по заказу» чувств удивления, радости, гнева и т.п.;

- владение техникой интонирования для выражения разных чувств

- (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.);

- удержание нити разговора, управление инициативой в процессе

- общения;

- пользование мимическими и пантомимическими средствами для

- выражения позитивных и негативных требований;

- расположение к себе собеседника; образная передача информации;

- мобилизация творческого самочувствия перед предстоящим общением и др.

 

Таким образом, педагогическое мастерствоэто комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности.

Отдельные компоненты или их синтез (педагогические знания, умения, способности, педагогическая техника) отличаются повышенным уровнем освоения профессионализма педагога, что достигается при помощи рефлексии, самообразования, самовоспитания.

Педагогическое мастерство – это результат процесса самосовершенствования и самопознания.

Критериями мастерства педагога выступают:

1. целесообразност ь (направленность);

2. продуктивность (результат - уровень знаний, воспитанности

обучающихся);

3. оптимальность (выбор средств);

4. творчество (содержание деятельности).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: