Психология и педагогика | |||||
Философия | Лингвистика | ||||
География | Антропология воспроизводства рода | Технологии | |||
История | Археология | ||||
Социология и Обществоведение |
Рис. 2. Антропология в «созвездии» родственных дисциплин
(вариант 2)
Признак упорядочения и качество у порядочности непосредственно связаны с обладанием целостной картиной мира. Её структура может быть вы-ражена рядом оппозиций, в ряду которых особо стоит _ выделить пары «р еаль-ное – и рреальное» и «р ациональное – и ррациональное». Признак упорядочения имеет прямое отношение не только к картине мира, но и к организованности семьи и школы.
Признак символизма связан с понятием семиосферы – универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономер-ностям (Ю. Лотман, 1996). Во всякую живую культуру встроены механизмы умножения ее языков и их унификации. Целеполагающий дух с помощью языков прокладывает дороги жизни человека и цивилизации. Соприкасаясь и взаимодействуя, языки взаимно обогащаются.
Коммуникативная функция культуры актуализируется в подфукцию перевода, которая стимулирует трансформацию культуры личности и социума. Приучая человека противостоять стихийным обстоятельствам, семиозис приспосабливает его знаковую систему к быстро меняющимся ситуациям.
Признак аксиологизма. Обзор современных аксиологических теорий позволил Г.П. Выжлецову (1996) сделать вывод, что к понятию ценности имеют отношение такие явления как «значимое» и «желаемое», «должное» и «норма», «цель» и «идеал». Смысл ценностей в том, что через них проявля-ется в человеке духовный потенциал бесконечной вселенской жизни.
В практическом плане соотношение ценностей может быть представлено как соотношение ценностей секулярных и сакральных. Спасение для цивилизации XXI века возможно на пути всемирного признания созидательной альтруистической любви (П._ Сорокин, 1992).
Как отмечал К. Леви-Строс полагал, что «культурологическое направление сближает антропологию с географией, технологией и историей общества, в то время как социологическое направление устанавливает ее более прямое сходство с археологией, историей и психологией. В обоих случаях существует особо тесная связь с лингвистикой, поскольку язык представляет собой преимущественно культурное явление (отличающее человека от животного) и одновременно явление, посредством которого устанавливаются все формы социальной жизни». Он демонстрирует место антропологии среди родственных дисциплин. (с м. рис. 1 ).
В данной схеме «горизонтальные» связи наиболее соответствуют перспективам развития культурной антропологии,
3 4
|
Рис. 3. Освоение целостной картины культурной жизни
человеком
С. 17.
Духовно – нравственное образование | |||||||||||||
5 6 7
2 4
8 9 10
| |||||||||||||
Научное | Научное | ||||||||||||
образование: | образование: | ||||||||||||
гуманитарное + | математическое + | ||||||||||||
обществовед- ческое | естественно- научное | ||||||||||||
Технологии жизнеобеспечения |
Рис.4. Соотношение образовательных областей при целостном взгляде на обучение, развитие и воспитание
(1 – словесность: языки (родной + иностранные) и литература (отечественная + зарубежная); 2 – гуманитарные + обществоведческие науки: история, обществоведение, правоведение; 3 – математика; 4 – естествознание: физика, химия, биология, география, астрономия; 5 – философская позиция; 6 – знание о вере; 7 – понимание искусства; 8 – логика, риторика, этикет, культура поведения, культура Санкт-Петербурга; 9 – технология: труд, домоводство, основы безопасности жизни, основы вычислительной техники и ПК, профориентация, маркетинг; 10 – экология, валеология, физкультура, ритмика, аэробика)
«вертикальные» – перспективам развития социальной антропологии, а «наклонные» – обоим 2. В схеме отсутствует упомянутые выше предметные области технологии и истории. Вне поля зрения автора остались такие области как философия и педагогика. Поэтому-то мы и предлагаем схему, которая в большей степени учитывает отечественный опыт (с м. рис. 2).