Стоимость жизненного цикла (СЖЦ) и договоры жизненного цикла.




Техническое задание на поставку и облуживание объекта в течение всего его жизненного цикла фактически представляет собой аутсорсинговое задание. Заказчик отдает какую-то свою функцию, отдает свои объекты, свои активы в управление и обслуживание другому лицу. Однако полезный эффект от функционирования переданного объекта получает сам заказчик. Он же в конечном счете ответственен перед своим собственником (акционерами, обществом и государством) за эффективность функционирования объекта.

При этом логично разделяют:

· Договоры жизненного цикла на оборудование (поставка – обслуживание – утилизация)

· Договоры жизненного цикла на объекты строительства (проектирование – строительство – эксплуатация).

Зарубежным примером первого договора может служить, например, массовый американский военный самолет F-16, состоящий на вооружении в 25 странах, таких лайнеров выпущено около 4,5 тысяч штук. Секрет распространенности самолета в том, что производитель Lockheed Martin не только продает готовое изделие, но и полностью обслуживает его: ремонтирует, содержит, обучает летчиков и модернизирует самолеты по мере их устаревания. В итоге министерства обороны многих стран получают готовый пакетный продукт, а Lockheed Martin, помимо того что продает технику, зарабатывает сопоставимые суммы и на ее обслуживании.

Зарубежными примерами второго вида договоров жизненного цикла можно считать различные инфраструктурные строительные проекты: аэропорт Blackpool Airport в Великобритании, высокоскоростное соединение между Лондоном и Парижем; линии метрополитена Canada Line и проч.

В нашей стране такие контракты до настоящего времени не были широко распространены, хотя о необходимости внедрения таких контрактов неоднократно заявлялось на самом высоком государственном уровне. В сфере госзаказа Правительством России утвержден перечень случаев, когда могут заключаться (но на практике фактически не заключаются) контракты жизненного цикла: это проектирование и строительство транспортной инфраструктуры: автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов и проч. Однако на практике любая крупная инфраструктурная закупка, размещенная на сайте zakupki.gov.ru, заканчивается вводом объекта в эксплуатацию. Случаев, когда подрядчик берет на себя еще и долгосрочное обслуживание построенного и введенного объекта, практически нет.

При этом не следует путать договор жизненного цикла с концессионным соглашением, которых сейчас уже заключается довольно много. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе Югра на конкурсе разыгрывалось право на заключение 25-летнего концессионного соглашения по созданию и использованию базы отдыха в одном из богатых лесничеств. Победивший участник (концессионер) должен был бы реконструировать и оборудовать базу отдыха, использовать ее 25 лет, по возможности зарабатывая на приезжающих туристах, при этом концессионер должен еще и совершать ежегодный платеж муниципальному образованию (концеденту), в чьей собственности находится база.

Такой долгосрочный концессионный договор, несомненно, имеет свои выгоды для обеих сторон, но это не договор жизненного цикла. По договору жизненного цикла подрядчик ничего не платил бы заказчику, а только инвестировал и инвестировал в сам объект, но при этом подрядчик и не был бы скован риском отсутствия спроса от туристов, поскольку по договору жизненного цикла подрядчик зарабатывал бы не на туристах, а непосредственно на заказчике – заказчик платил бы ему в период эксплуатации объекта.

В сфере госзаказа есть единичные случаи заключения контрактов, напоминающих контракты жизненного цикла. Так, например, в Новосибирской области закупаются работы по проектированию, строительству и эксплуатации блочно-модульных котельных для средних образовательных школ. Подрядчик должен не только запроектировать, построить и полностью оборудовать котельные, но и обслуживать их в течение 12 месяцев после ввода в эксплуатацию.

Более интересным примером контракта жизненного цикла является закупка комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил. Согласно техническому заданию к заключенному контракту подрядчик должен запроектировать, построить и 25 лет обслуживать системы уличного освещения. Платежи подрядчику разделены на оплату работ по фактически принятым объемам работ на основании актов, а затем оплату ежегодно равными платежами с 2015 по 2042 год. Цена контракта – 9,37 млрд руб. Сходные закупки можно встретить в сфере строительства и содержания автомобильных дорог.

В практике применения Закона № 223-ФЗ также встречаются случаи заключения договоров жизненного цикла, например, договор на поставку и 5-летнее обслуживание аппаратуры очистки воды.

Тем не менее, если говорить о серьезных инфраструктурных проектах, то известны только единичные случаи заключения крупных договоров жизненного цикла. Так, например, ГК «Московский метрополитен» в 2013 году заключил договор жизненного цикла на сервисное обслуживание вагонов метро. Жизненный цикл вагона метро – это период эксплуатации вагона от постройки до исключения его из инвентаря и составляет он 30 лет. Контракт вместе с приложениями представляет собой более 100 страниц текста. Главными при этом, несомненно, являются Регламент обслуживания вагонов метрополитена (собственно детализированный предмет контракта), а также условия контракта и приложений, детально описывающие порядок согласования и, что интересно, ежегодной индексации стоимости обслуживания вагонов в течение периода действия контракта.

Еще более интересная и очень дорогая закупка – это приобретение и предоставление во владение и пользование Московскому метрополитену вагонов метро с обязательством по обеспечению их обслуживания в период жизненного цикла. Метрополитен фактически получает вагоны в долгосрочную аренду, вагоны остаются на балансе у исполнителя контракта (арендодателя), а по окончании определенного срока вагоны переходят в собственность метрополитена. В течение всего периода аренды вагонов исполнитель осуществляет полное обслуживание вагонов.

В теории к основным плюсам договоров жизненного цикла относят:

· отсутствие размывания ответственности за результат между проектировщиками, строителями, плановиками и проч.;

· как следствие, минимизацию рисков задержки срока реализации проекта;

· экономию заказчика на необходимости содержать собственные кадры, управляющие проектом, и необходимости проводить конкурентные процедуры на каждом этапе реализации проекта.

Нельзя не назвать и причины, по которым на настоящий момент такие договоры абсолютно непопулярны:

· жизненный цикл проекта всегда длиннее горизонта планирования бюджетирования у каждого конкретного заказчика,

· существуют трудности с расчетом реальной стоимости реализации проекта в условиях турбулентной экономики,

· риск расторжения/неисполнения контракта при наличии ошибок на стадии расчета и подготовки договора жизненного цикла как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.

Подытоживая, сделаем следующие выводы:

1) Расчет стоимости владения, расходов на эксплуатацию может и должен быть использован как инструмент обоснования закупки, как инструмент подготовки ТЗ, поскольку экономическая эффективность закупки связана с этим напрямую.

2) Критерии «цена договора» и «расходы на эксплуатацию» могут быть соединены в рамках одного критерия «стоимость владения», а могут использоваться самостоятельно.

3) Применение критерия «стоимость владения» не должно быть связано с отсутствием практики долгосрочных договоров, для чего, возможно, следует проделать работу с финансовыми департаментами.

4) Применение критерия «стоимость владения» может быть не связано с обязанностью поставщика оплачивать все эксплуатационные расходы.

5) Применение критерия «стоимость владения» может быть связано с обязанностью поставщика компенсировать расходы заказчика, вышедшие за пределы обещанной стоимости владения.

6) Договоры, покрывающие собой весь жизненный цикл продукции возможны, но в настоящее время в России остаются скорее экзотикой, а в случае намерения реализовать их требуют тщательной подготовки и расчетов.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: