НХП для производства предметов потребления и для сферы обслуживания




В книге этой проблеме уделен целый раздел. Видимо, Олег Константинович считал ее очень важной. В отличие от сферы производства промышленного назначения (производство средств производства), в сфере производства предметов потребленияобратные связи должны быть куда тоньше и продуманней.

Антонов подметил одну важную особенность: с развитием производительных сил при социализме неизбежно повышаются потребительские запросы масс. Если раньше, в первые десятилетия социализма обходились малым (б о льшего просто не было), и для построения коммунизма вполне было достаточно революционной сознательности масс, то при определенном уровне развития производительных сил правильная организация потребления становится очень важной задачей социализма. «Повышение уровня жизни и благосостояния советских людей привели к переходу количества в качество. <...> существующая система планирования производства товаров народного потребления вошла в противоречие с ростом производительных сил»[3].

Сфера потребления - то место, где недостатки производства видны наиболее ярко и воспринимаются очень остро. Известно, что организационные недостатки этой сферы до сих пор любят вспомнить обыватели, ругая Советский Союз. Но даже для сторонников социализма эта проблема решается очень не просто. Массы, развращенные потребительством, неспособны на построение коммунизма, ведь для общества потребителей наиболее подходит товарное хозяйство, т.е. капитализм. С другой стороны аскетизм народа - тоже не решает проблемы. Радикалы, к примеру, могут говорить, что нужно отбросить потребительство, как идею чуждую коммунизму. Но, ведь коммунизм должны строить не радикалы, а массы, а уповать на одну революционную сознательность масс недостаточно.

Что же предлагал Антонов? Обратная связь здесь - покупает или нет потребитель продукт, т.е. обычный баланс спроса и предложения. «Покупатель - неуправляемая величина в торговле, он всегда прав. <...> это явление для нашей торговой сети новое, к нему она оказалась неподготовленной»[4]. Как заставить покупателя покупать то, что есть? Поначалу пытались действовать по инерции, не особо интересуясь мнением покупателя. Действительно, в довоенный период и в первое десятилетие после войны любой товар, как только он появлялся, брали нарасхват. Такое потребление характерно для периода, когда социалистической экономикой можно было управлять ручными методами. Дальше нужно было или прибегнуть к рыночным методам, либо каким-то иным способом выяснять вкусы покупателя.

Антонов, как ни странно, предлагал здесь рыночные механизмы. В СССР часто складывались ситуации, когда полки были забиты никем не покупаемой продукцией, а предприятия продолжали ее выпускать, зная, что работают на склад. Всем это было очевидно, но в силу больших масштабов народного хозяйства и плохой согласованности его разных частей, нужно было пользоваться четко установленными показателями Госплана. Вне зависимости от особенностей каждой конкретной ситуации. А в этой отрасли экономисты почему-то решили, что показателем эффективности должна быть суммарная цена всех выпущенных товаров. При капитализме (при условии успешной реализации) это была бы выручка от продажи, т.е. прибыль. Но в СССР товар сдавался в товароприемники, а «наверх» шла бумага, что предприятие (пере)выполнило план, произведя продукции на столько-то рублей. Что будет с товаром потом - это не его дело, оно свои обязанности выполнило. Интерес такого предприятия - дать как можно больший денежный вал. Повышать качество продукции, повышая ее себестоимость, вводя новое дорогое оборудование - противоречил его выгоде.

«Наверху» не всегда спешили менять показатели, там работали точно такие же люди, не хотящие лишних, непонятных им, забот. Даже если там работали вполне сознательные люди, они в силу инертности бюрократического аппарата не всегда успевали перестраивать методы. Да и полного понимания ущербности таких показателей не было. Таких людей, как Антонов - которые были марксистки грамотными и видели ситуацию изнутри, было не так уж много. Дискуссии о показателях повышения производительности труда и о методах в экономики продолжались, и сторонников рыночных методов было больше.

В сфере потребления, Антонов предлагал, чтобы предприятия непосредственно от заказчика получали деньги за изготовленные товары. «Предприятие, производящее товары народного потребления, должно существовать только на выручку от продажи своих товаров. Оно должно торговать своими изделиями через фирменные магазины или через посредников, если последние возьмутся на таких же чисто коммерческих началах. Всякое командование в этом деле должно быть исключено не только потому, что оно наносит ущерб народному благосостоянию, но и потому что оно в своей сущности противоречит коренным принципам и целям социализма и коммунизма»[5].

Думается, что он хорошо подумал, прежде чем делать такое предложение, ведь в отличие от профессиональных экономистов, он прекрасно понимал пагубность рыночных механизмов в социалистической экономике. Поэтому он всячески подчеркивал, что сфера рыночных механизмов должна присутствовать только в сфере производства предметов потребления и для сферы обслуживания, в то время, как экономисты-товарники ввели потом рыночные механизмы в весь народнохозяйственный комплекс. Похожий принцип предлагал известный советский философ-марксист Э. В. Ильенков: четко разграничить рыночную и нерыночную сферу, донеся это до ведома масс. Пока сохраняются товарно-денежные отношения - это, похоже, единственный способ «продержаться». Пока не создана материальная база коммунизма, мы вынуждены мириться с недостатками.

Неизвестно, надолго ли предлагал такие «чисто коммерческие» методы Антонов, поскольку он был практический человек и давал ответы на злободневные вопросы, понимая, что такие меры есть своеобразным отступлением. Уже одно это не должно давать повод подозревать его в непонимании. Если такая обратная связь приведет к повышению личной ответственности производителя (а еще лучше, чтоб покупатели лично знали производителей), то она вполне годилась в данной конкретно-исторической ситуации. Он не боялся таких мер еще потому, что субъект производства - советский народ - имел тогда очень высокий уровень сознательности, а эта неэкономическая категория много значит для экономики социализма. Нужно только доступно рассказать широким массам что здесь - социализм, а здесь - пережитки капитализма. Остальное - дело борьбы.

Доверие к массам также должно выражаться в доверии к их вкусу в потреблении. Мода при социализме носит свои особенности, и отличается от капиталистической моды. Далеко не всегда модными будут дорогие товары. Часто бывало, что дорогие товары залеживались в магазинах, а дешевые - раскупали. При том, что дорогие товары предприятиям производить было выгоднее (если отчет перед Госпланом был по денежному валу). Худсоветы на предприятиях, которые отвечали за эстетику и эргономику продукции, часто были далеки от вкусов народа. «Худсоветы голосуют поднятием рук, покупатель - рублем», ничего здесь не поделаешь. <...> Не бойтесь, товарищи, народного вкуса. У подавляющего большинства трудящихся здоровый, даже тонкий вкус. <...> Другое дело воспитание вкуса в народе путем создания и демонстрации лучших образцов. Предложение красивых, удобных, рациональных и, следовательно, современных вещей и изделий создаст и спрос на них»[6].

О стимулирование труда

Антонов разделял три группы стимулирования для повышение производительности труда:
1) - растущая сознательность советского человека (это есть внутренняя потребность нового человека);
2) - дисциплина, чувство ответственности (это воздействие социалистического общества на индивида). Олег Константинович считал, что этот группа стимулов частично, хоть и не всегда, связанны с материальной заинтересованностью;
3) - прямая материальная заинтересованность.

Автор считал, что второй и третьей группе присущи расхождения с интересами общества. Наиболее опасна - третья группа. Однако использование материальной заинтересованности угрожает не только развращением народа. Она может навредить самому производству. Но может и помочь. Поэтому нужно четко понимать сферу и рамки ее применимости. «Система материальной заинтересованности действует только через учет результатов трудовой деятельности с помощью тех или иных показателей. От того, каковы эти показатели, от их структуры, зависит совпадение или несовпадение материальной заинтересованности с высокими моральными побуждениями трудящихся»[7]. Понятное дело, что если очевидна неэффективность дела вследствие неправильных показателей, данных Госпланом, то у рабочего будет складываться привычка работать «абы как», лишь бы платили. Потом это будет выливаться в «халтуру» ради выполнения плана, следовательно - получения премии.

Но сами по себе премии могут приносить большой эффект. Антонов предлагал выдавать премии только из реальных дополнительных ресурсов, созданных в народном хозяйстве трудом премированных. При этом можно даже отменить верхний лимит, чтоб не сдерживать личной инициативы. Возможно, для своего конкретно-исторического момента Антонов был прав, ведь реальная выгода для народного хозяйства намного больше, чем выплата премии рабочему. Если премирование позволит задать форсированные темпы роста материальной базы коммунизма, то материальное стимулирование в определенных сферах «не успеет» оказать пагубного влияния на сознание рабочих, особенно если учесть, что сознание всегда отстает от развития производительных сил. Главное - добиться совпадения всех стимулов, тогда материальное стимулирование, этот враг коммунизма, только сыграет ему на руку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: