Катабатические ветры. Новороссийская бора.




Катабатический ветер (от греч. катабасис — спуск, снижение, сход), также падающий ветер, воздухопад — плотный и холодный воздушный поток, направленный вниз по склонам земной поверхности (с горных перевалов, вершин, ледников), а также нисходящие струи холодного воздуха в кучево-дождевых облаках.

Катабатические ветры приносят к подножию гор похолодание и могут достигать ураганных скоростей — в сухих долинах Мак-Мёрдо они разгоняются до 320 км/ч. Для сравнения: самый сильный, двенадцатый балл по шкале Бофорта (ураган) имеет минимальную скорость ветра 118 км/ч.

Падающие ветры известны во многих горных странах и побережьях. В Норвегии такой ветер называется эльвегуст, в Рио-де-Жанейро — терре-альтос, в Японии — ороси, на юге Калифорнии — ветер Санта-Ана. Также они наблюдаются в Антарктике, Гренландии (питарак). На архипелаге Огненная Земля в Южной Америке, а также на Аляске для судов в гаванях особенно опасен шквальный ветер, называемый «вилливо» (англ. williwaw). Он возникает на снежных и ледяных полях прибрежных гор и налетает на побережье со скоростью 200—300 км/ч.Наиболее чётко выраженными являются бора, ледниковый ветер, стоковый ветер, мистраль, трамонтана и другие.

Образование катабатических ветров объясняется охлаждением воздуха на горных плато, вершинах, ледниках или даже холмах. Поскольку плотность воздуха увеличивается с понижением его температуры, сила тяжести увлекает его вниз по склону.

Новороссийская бора. Катабатические ветры наблюдаются в холодное время года и у нас на Чёрном море в районе портов Новороссийск и (реже) Геленджик. Здесь она имеет северо-восточное направление и называется иногда норд-остом. Вертикальные размеры боры — несколько сот метров. Затрагивает, как правило, небольшие районы, где невысокие горы непосредственно граничат с морем.Суточный перепад температур во время боры может достигать 40 °C. При боре обычными являются сильные морозы в 15-25˚С, доходящие иногда до -30˚С.

Перед появлением боры у вершин гор можно наблюдать густые облака, которые жители Новороссийска называют «борода». Первоначально ветер крайне неустойчив, меняет направление и силу, но постепенно приобретает определённое направление и огромную скорость — до 60 м/с (216 км/ч) на Маркотхском перевале близ Новороссийска. В 1928 году был зарегистрирован порыв ветра в 80 м/с (288 км/ч). В среднем скорость ветра при боре достигает в районе Новороссийска зимой более 20 м/с (72 км/ч). Падая на поверхность воды, этот нисходящий поток вызывает штормовой ветер, вызывающий сильное волнение на море. При этом резко понижается температура воздуха, которая перед началом боры была над тёплым морем достаточно высокой.В прибрежной полосе при новороссийской боре море парит, штормовой ветер срывает с волн капли, которые быстро намерзают на строениях и судах в бухте. Отмечены случаи, когда корка льда достигала толщины 4 м. Обледенение может привести к опрокидыванию судов. Продолжительность новороссийской боры составляет 2—7 дней. Ежегодно в Новороссийске бывает около 50 дней с борой, особенно часто она наблюдается в ноябре и марте.

Естественно, что при таком опасном гидрометеорологическом явлении, каким является бора, от экипажей судов и от портовых служб требуются особые меры предосторожности в холодное время года. Эти мероприятия кодифицируются в специальном разделе «Сборника обязательных распоряжений порта Новороссийск», основная суть которых изложена ниже.

С получением штормового предупреждения оно через службу капитана порта по УКВ немедленно передается на суда, стоящие у всех причалов, а на некоторые причалы - также дополнительно письменно через судовых агентов.При получении штормового предупреждения об усилении ветров северо-восточного направления суда, стоящие у причалов, должны завести дополнительные швартовые тросы достаточной крепости во избежание отрыва от причалов. Суда, стоящие у причала №1, в условиях низких температур (во избежание обледенения) должны немедленно отойти на рейд. При стоянке у причалов судам запрещается ремонт главного двигателя, рулевого и якорного устройства. На борту должно постоянно находиться достаточное количество экипажа для экстренного отхода судна от причала.

В случае возникновения угрозы отрыва судна от причала капитан обязан заблаговременно заказать буксиры для удерживания судна на время заведения дополнительных швартовных тросов. Портовые буксиры не должны использоваться как постоянное средство для удержания судна у причала при штормовой погоде. После окончания крепления судна к причалу «поштормовому» буксиры должны быть отпущены.

Втечениевсейстоянкиупричаловсудасопаснымигрузаминабортуобязаныдержатьсудовыемашинывпостояннойготовности, количествоэкипажанабортусуднадолжнообеспечитьнемедленныйотходегоотпричаласпомощьюсвоеймашиныибуксиров.

Судам, стоящимнаякоре, рекомендуетсявестинадлежащеенаблюдениезасилойветраибытьготовымиксрочнойсъемкесякорясобъявлениемштормовогопредупрежденияилизаблаговременно, кактолькообнаружитсядрейфилипоступитпрямоеуказаниеоператораЦентра Управления Движением Судов.

AMEN



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: