Развитие мышления, сообразительности. Составление осколочных картинок. Обобщение и сравнение. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне.
Обобщение, преобразование. Развитие способности анализировать простые предметы, преобразовывать их.
Развитие наблюдательности. Мир вокруг нас. Умение выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности.
Установление закономерностей. Развитие способности анализировать простые закономерности.
Анализ и синтез. Упражнения на простейший анализ с мысленным расчленением объекта на составные элементы. Упражнения на составление предметов из предъявленных элементов.
Нахождение общих признаков предметов. Выделение существенных признаков. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвет, форма, размер.
Различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи ряд».
Аналитические задачи первого типа с прямым утверждением.
VI. Развитие личностно-мотивационной сферы – 6 часов.
Знакомство с понятиями: «удивление», «самодовольство», «стыд», «вина», «отвращение», «брезгливость». Знакомство с мимикой и жестами.
История о человеке, который нашёл время. Обучение приёмам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приёмами планирования своей деятельности.
Когда я бываю Незнайкой. Обучение умению анализировать свои трудности. Формирование мотивации на их преодоление.
VII. Итоговое занятие – 2 часа.
Путешествие в весенний лес. Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. В поисках клада. Диагностика развития наглядно-образного мышления и пространственного восприятия.
Основные требования к умениям учащихся:
· сравнивать предметы по различным свойствам;
· классифицировать предметы, геометрические фигуры и тела;
· определять предметы на ощупь;
· обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации;
· различать дополнительные цвета, подбирать нужный цвет, называть цвета радуги;
· ориентироваться в пространстве относительного другого предмета;
· различать звуки по громкости и продолжительности, различать по голосу знакомых людей;
· находить сходство и различие в сюжетных картинках;
· правильно складывать картинку по памяти;
· видеть и определять изменения в предъявленном ряду;
· различать части суток;
· определять временные промежутки в связи с наполнением их конкретной деятельностью;
· определять последовательность событий, определять время с точностью до 1 часа;
· видеть и определять закономерности в расположении материала;
· выделять в явлении разные стороны и особенности, мысленно расчленять объект на составные элементы;
· устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
· пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал;
· штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за их контур.
Учебно-тематический план
(2 класс)
| № п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе | ||||
| теория | практика | ||||||
| I | Вводное занятие | – | |||||
| Обследование детей | – | ||||||
| Обследование детей | – | ||||||
| II | Развитие восприятия, воображения | ||||||
| Восприятие качеств величины | |||||||
| Восприятие формы | |||||||
| Восприятие цвета | |||||||
| Восприятие пространства | |||||||
| Слуховое восприятие | |||||||
| Зрительное восприятие | |||||||
| Восприятие времени | |||||||
| Воображение | |||||||
| III | Развитие внимания | ||||||
| Зрительное внимание | |||||||
| Устойчивость внимания | |||||||
| Произвольное внимание | – | ||||||
| Распределение внимания | |||||||
| Переключение внимания | – | ||||||
| IV | Развитие памяти | ||||||
| Зрительная память | |||||||
| Слуховая память | |||||||
| Память опосредованная | |||||||
| V | Развитие аналитико-синтетической деятельности | ||||||
| Мышление | |||||||
| Развитие комбинаторных способностей | |||||||
| Обобщение, сравнение | |||||||
| Установление закономерностей | – | ||||||
| VI | Развитие личностно-мотивационной сферы | ||||||
| Коррекция личностной сферы | |||||||
| Коррекция мотивационной сферы | |||||||
| VII | Итоговое занятие | – | |||||
| Закрепление пройденного | – | ||||||
| Комплексное занятие | – | ||||||
| Итого: | |||||||
Содержание курса
(3 класс)
I. Вводное занятие – 2 часа.
Обследование детей.
Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.