Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. День рождения. Диагностика уровня сформированности математического аспекта логического мышления.
Основные требования к умениям учащихся:
· измерять величину предметов;
· определять форму, объём предметов;
· соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей действительности;
· выполнять классификацию предметов по разным признакам;
· обобщать предметы по определённым признакам;
· различать цветовые оттенки по интенсивности;
· ориентироваться в пространстве и во времени;
· перемещать предметы в пространстве в заданном направлении;
· находить сходство и различие предметов, по-разному расположенных в пространстве;
· сравнивать три предмета, отличающихся незначительными качествами и свойствами;
· строить простейшие обобщения;
· устанавливать закономерности с опорой на зрительный материал;
· продолжить заданную закономерность;
· находить закономерность в ряду чисел, фигур и выражать её в речи;
· различать замкнутые и незамкнутые линии;
· ставить точку на линии внутри замкнутой линии и снаружи её;
· запоминать, хранить и воспроизводить учебный материал;
· правильно складывать картинку по памяти;
· решать нетрадиционные задачи с помощью рисунков;
· распознавать магический квадрат и дополнять его пропущенные элементы;
· ориентироваться в сложных лабиринтах с опорой на план;
· дорисовывать и раскрашивать предметы.
Учебно-тематический план
(3 класс)
| № п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе | ||||
| теория | практика | ||||||
| I | Вводное занятие | ||||||
| Обследование детей | |||||||
| II | Развитие восприятия, воображения | ||||||
| Выделение основных признаков предметов. Классификация предметов | |||||||
| Развитие воображения | |||||||
| Восприятие пространства | |||||||
| Ориентировка на плоскости | |||||||
| Восприятие времени | – | ||||||
| Зрительное восприятие. Восприятие цвета | |||||||
| III | Развитие внимания | ||||||
| Развитие произвольного внимания | |||||||
| Развитие устойчивости внимания | |||||||
| Развитие зрительного внимания | |||||||
| IV | Развитие памяти | ||||||
| Развитие зрительной и слуховой памяти | |||||||
| Память опосредованная | |||||||
| Память логическая | |||||||
| V | Развитие аналитико-синтетической деятельности | ||||||
| Развитие мышления | |||||||
| Выделение существенных и второстепенных признаков | |||||||
| Родовые и видовые понятия | – | ||||||
| Нахождение закономерностей | |||||||
| Нетрадиционные задачи | |||||||
| VI | Развитие личностно-мотивационной сферы | ||||||
| Коррекция эмоционально-волевой сферы | |||||||
| VII | Итоговое занятие | – | |||||
| Проверочная работа | – | ||||||
| Комплексное итоговое занятие | – | ||||||
| Итого: | |||||||
Содержание курса
(4 класс)
I. Вводное занятие – 2 часа.
Обследование детей.
Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.
II. Развитие восприятия, воображения – 8 часов.
Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам величины.
Совершенствование восприятия формы.
Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение.
Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру. Составление комбинаций из трёх цветов.
Формирование произвольности зрительного восприятия. Дорисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Гимнастика для глаз.
Развитие пространственного, творческого воображения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, предоставление словесного отчета.
III. Развитие внимания – 6 часов.
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Составление детьми собственных планов к лабиринтам. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Контроль за выполнением одновременно двух и трёх действий.
IV. Развитие памяти – 6 часов.
Развитие вербальной и визуальной кратковременной и долговременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов.