Исследовательский университет»
(НИУ «БелГУ)

| Рабочая программа дисциплины | ||||||
| Управленческое консультирование | ||||||
| наименование дисциплины | ||||||
| Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки | ||||||
| Направление подготовки | 38.03.03 Управление персоналом | |||||
| Автор: | доцент кафедры управления персоналом, к.соц.н., Т.В. Целютина | |||||
| должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия | ||||||
| Программа одобрена | кафедрой управления персоналом | |||||
| Протокол заседания кафедры от | 05.04.2017 | № | ||||
| дата | ||||||
| Программа согласована | кафедрой управления персоналом | |||
| Протокол заседания кафедры от | 05.04.2017 | № | ||
| дата | ||||
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
| Коды компетенций | Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
| ПК-25 | Способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений | Знать: Понимать широту и ограниченность понятийного аппарата, основные области и сферы применения управленческого консультирования в организации, менеджменте и бизнес-отношениях. Знать алгоритм (этапы) разработки, принятия и реализации управленческих решений. Основные направления функционального представительства и проблематику включенности управленческого консультирования в систему управления организацией. Теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации Методы, инструментарий, технологии анализа и оценки рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом |
| Уметь: Разрабатывать алгоритмы принятия и реализации решений и готов нести ответственность за их результаты. Уметь представлять результаты своей работы; убеждать, находить компромиссные и альтернативные решения. Использовать в своей профессиональной деятельности инструменты нахождения альтернативных решений. Принимать и оценивать решения в сфере управления персоналом. Оценивать риски, социальную и экономическую эффективность принимаемых решений в управлении персоналом. Использовать результаты анализа рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений | ||
| Владеть (навыки и/или опыт деятельности): Алгоритмизировать и применять на практике организационно-управленческие и экономические решения. Обладает опытом и компетентен в организации командного взаимодействия для решения управленческих задач. Готов проверять, корректировать управленческие решения и нести ответственность за их результаты. Способами и технологиями анализа рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
| Часть основной образовательной программы | Определитель – индекс Дисциплины |
| Базовая часть | - |
| Вариативная часть | Б1.В.ДВ.09.02 |
2.1. Требования к предварительной подготовке обучающегося:
При изучении дисциплины требуются знания и умения, полученные при изучении: «Теория управления», «Экономика организации», «Оперативное лидерство».
2.2. Дисциплины и/или практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины «Управленческое консультирование», необходимы обучающимся для освоения компетенций, формируемых такими учебными дисциплинами, как: «Функциональные задачи менеджера по персоналу», «Кадровый аудит», «Управление персоналом организации», «Экономика управления персоналом», «Кадровые риски и их оценка»; производственная практика.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
| Вид работы | Форма обучения(вносятся данные по реализуемым формам) | ||||
| Очная | Заочная | Очно-заочная | |||
| Семестр | Курс | Семестр | |||
| № 3 | №2 | № | |||
| Количество часов на вид работы: | |||||
| Контактная работа обучающихся с преподавателем | |||||
| Аудиторные занятия (всего) | |||||
| В том числе: | |||||
| Лекции | |||||
| Практические занятия | |||||
| Иные виды работ в соответствии с учебным планом | |||||
| Внеаудиторная работа | - | - | |||
| Промежуточная аттестация | |||||
| В том числе: | |||||
| Зачет | |||||
| Самостоятельная работа обучающихся | |||||
| Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |||||
| В том числе: | |||||
| Проработка учебного (теоретического) материала | |||||
| Подготовка индивидуальных заданий (презентаций, проектов, статей) | |||||
| Подготовка ко всем видам контрольных испытаний текущего контроля успеваемости (в течение семестра) | |||||
| Подготовка ко всем видам контрольных испытаний промежуточной аттестации (по окончании семестра) | |||||
| Всего: | |||||
| Зачетные единицы: | |||||
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Темы дисциплины с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
| Наименование темы дисциплины | Виды учебной работы (бюджет времени)(вносятся данные по реализуемым формам) | |||||||||||||||||
| Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | ||||||||||||||||
| Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) Занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | |
| Тема 1. Концепция управленческого консультирования и реалии новой экономики. | ||||||||||||||||||
| Тема 2. Индустрия консультирования. Причины обращения к управленческому консультированию. | ||||||||||||||||||
| Тема 3. Стадии (этапы) консультирования. | ||||||||||||||||||
| Тема 4. Основы деятельности консультанта по управлению. Консультант-клиентные отношения. | ||||||||||||||||||
| Тема 5. Современные методы и модели работы консультантов в ходе выполнения консультационного проекта. | ||||||||||||||||||
| Тема 6. Основы теории организации. | ||||||||||||||||||
| Тема 7. Принципы управления в профессии консультанта. Маркетинг консультационных услуг. | ||||||||||||||||||
| Тема 8. Диагностика и анализ организаций. | ||||||||||||||||||
| Тема 9. Подходы и методы организационного развития. | ||||||||||||||||||
| Тема 10. Основные направления работы консультантов в области управления человеческими ресурсами | ||||||||||||||||||
| Тема 11. Основные технологии консультирования по управлению человеческими ресурсами | ||||||||||||||||||
| Всего: |
4.2. Содержание разделов дисциплины:
| Наименование темы дисциплины | Содержание темы дисциплины | Содержание практических занятий | |||
| Тематика | Кол-во часов | ||||
| О | озо | Зо | |||
| Тема 1. Концепция управленческого консультирования и реалии новой экономики. | Понятие и история развития управленческого консультирования. Управленческое консультирование как одно из ключевых направлений современного менеджмента и бизнес-отношений. Основные цели управленческого консультирования. Современные направления консультирования. Особые продукты (услуги) предоставляемые специалистами по управленческому консультированию – «управленческая прибыль». Развитие концепций и возможностей управленческого консультирования. Оценка специфики консалтинга «по–российски». | Практические занятия: | |||
| 1.1. Понятие и история развития управленческого консультирования | |||||
| 1.2. Цели, задачи, функции управленческого консультирования | |||||
| Тема 2. Индустрия консультирования. Причины обращения к управленческому консультированию. | Объекты консультирования. Основные типы консультационных организаций. Организация деятельности службы управленческого консультирования. Функции консалтинга (управленческого консультирования). Виды и методы управленческого консультирования. Основные причины, побуждающие организации обращаться к специалистам по управленческому консультированию. Актуализация необходимости включения консалтинговых услуг в практику современного регионального управления. Современные проблемы, требующие со стороны государственных структур обращения к консалтинговым услугам. Оценка включенности консультационно-экспертной системы в процесс взаимодействия государства и бизнеса. Управленческое консультирование в условиях антикризисного управления. | Практические занятия: | |||
| 2.1. Причины обращения к управленческому консультированию | |||||
| 2.2. Основные типы консультационных организаций. | 0,5 | ||||
| 2.3. Классификация консультационных услуг | 0,5 | ||||
| Тема 3. Стадии (этапы) консультирования. | Основные этапы процесса консультирования. Подготовка к консультированию: начальные контакты, задачи, стратегия и план проекта, предложение клиенту, консультационный контракт. Диагностика проблем клиента: концептуальная основа диагностики, диагностика целей и проблем, методы сбора данных и профессиональный анализ их, обратная связь с клиентом. Планирование действий: поиск возможных решений, оценка альтернатив, представление плана действий клиенту. Внедрение изменений: роль консультанта во внедрении, планирование и контроль внедрения, обучение и развитие персонала клиента, тактика внедрения изменений, поддержка и контроль новой практики. Завершение консультационных услуг: оценка, поддержка, итоговый отчет, обратная связь. | Практические занятия: | |||
| 3.1. Процесс консультирования | |||||
| 3.2. Управление консультационным проектом. | |||||
| Тема 4. Основы деятельности консультанта по управлению. Консультант-клиентные отношения. | Современные технологии управленческой консультационной деятельности. Ключевые аспекты взаимоотношений консультанта и клиента. Система клиента и система консультанта. Методы воздействия на систему клиента. Консультирование и изменения: природа изменений, особенности реализации изменений, структура и методы изменений. Субкультура консультационной деятельности. Модель профессиональной компетенции консультанта. Кодекс профессионального консультанта по управлению и организационному развитию. Сертификация и лицензирование. Профессиональное консультационное сообщество в России. | Практические занятия: | |||
| 4.1. Основы деятельности консультанта по управлению. Принципы управления в профессии консультанта | |||||
| 4.2. Консультант-клиентные отношения | |||||
| 4.3. Ролевая природа консультирования | |||||
| Тема 5. Современные методы и модели работы консультантов в ходе выполнения консультационного проекта. | Основные методы консультирования: процессное, экспертное, обучающее. Психологическое консультирование и коучинг как инструменты консультирования. Гештальт-подход к консультированию руководителей и организаций. Обучающаяся организация. Принципы тренинговой работы с организациями. Тренинг организационного развития. Тренинг принятия решений. Тренинг решения проблем. Тренинг развития специальных умений. Деловые игры в управленческом консультировании. Модель «эксперт – клиент». Модель «групповое сотрудничество». Модель «анализ потенциальных проблем». | Практические занятия: | |||
| 5.1. Методы управленческого консультирования | |||||
| 5.2. Модели работы консультантов в ходе выполнения консультационного проекта | |||||
| Тема 6. Основы теории организации. | Основные модели организаций как основа диагностики. Базовые противоречия организаций. Базовые ценности организаций. Целевая структура организаций. Стадии развития организаций. Организационные патологии. | Практические занятия: | |||
| 6.1. Ориентировочные основы анализа организаций | |||||
| 6.1.1. Организационные патологии | |||||
| Тема 7. Принципы управления в профессии консультанта. Маркетинг консультационных услуг. | Основные принципы управления в профессии консультанта. Стратегия консультационной фирмы. Особенность консультационных услуг как объект маркетинга. Определение сегмента рынка, оценка его объема. Приемы и методы маркетинга. Рекомендации по итогам выполнения проекта как средство маркетинга. Затраты и гонорары. Качество консультационной услуги. | Практические занятия: | |||
| 7.1. Маркетинг консультационных услуг | |||||
| 7.1.2. Особенность консультационных услуг как объект маркетинга. Определение сегмента рынка, оценка его объема | |||||
| Тема 8. Диагностика и анализ организаций. | Цели и задачи организационной диагностики. Схемы анализа организаций. Системность анализа организаций во взаимосвязи экономических, юридических, социологических и психологических факторов. Методы диагностики организаций. Подготовка отчета по итогам организационной диагностики. Достоинства и ограничения различных форм организационной диагностики. | Практические занятия: | |||
| 8.1. Основы диагностики и анализ организаций. | |||||
| 8.2. Результативность и эффективность консультирования. Оценка результатов консультирования | |||||
| Тема 9. Подходы и методы организационного развития. | Сущность и предпосылки организационного развития. Виды организационного развития. Структурные и процессуальные методы организационного развития. Этапы организационного развития и оценка места и роли управленческого консультирования в системе управления. Планирование организационного развития. Проблема сопротивления организационному развитию. | Практические занятия: | |||
| 9.1. Управление организационными изменениями | |||||
| 9.2. Инновационные процессы и управленческое консультирование | |||||
| Тема 10. Основные направления работы консультантов в области управления человеческими ресурсами. | Рынок HR-консалтинга (современное состояние, тренды, проблемы, перспективы). Потребность российских организаций в консультационных услугах в области УЧР. Виды диагностики проблем управления персоналом. Организационно-кадровый аудит. Аудит кадровых процессов. Аудит кадрового состава. Аудит кадрового потенциала организации. Методы оптимизации кадрового состава организации. Предупреждение проблем с персоналом. Основные направления обучающего консультирования по проблемам УЧР. Управление персоналом кризисного предприятия. Особенности консультирования в стиле Коучинг. | Практические занятия: | |||
| 10.1. Основные направления работы консультантов в области управления человеческими ресурсами | |||||
| 10.1.2. Особенности консультирования в стиле Коучинг | |||||
| Тема 11. Основные технологии консультирования по управлению человеческими ресурсами. | Технологии консультирования в системе планирования человеческих ресурсов; найма и отбора персонала; мотивации и вознаграждения; развития человеческих ресурсов; отношений между администрацией и работниками. | Практические занятия: | |||
| 11.1. Технологии консультирования по управлению человеческими ресурсами: новые области и сферы | |||||
| 11.1.2. Специальные методы работы консультанта по управлению | |||||
| Всего |