О некоторых ошибках начинающего регента.
Подсказки, как их избежать. Примерный репертуар
Репертуар
Ошибки начинающих регентов бывают из-за неверно подобранного репертуара. Есть разница между оценкой произведения с певческой точки зрения и с регентской. Если заботы певчего ограничиваются только своей партией, то регенту нужно оценивать всё произведение в целом.Ему нужно:
1) оценить произведение в плане пригодности его к составу хора;
2) определить в каких тональностях может быть задан тон (плюс/минус от указанной в партитуре тональности);
3) задать тон;
4) дирижировать;
5) следить за исполнением всех партий, корректировать при необходимости.
Работу под пп. 1 и 2 следует проделать до службы. Регенту необходимо знать все аккорды для задавания тона в процессе пения (допустим, ектения или «Милость мира», где после каждого прошения священника тон может быть отличным от начального).Определениеудобных и благозвучных тональностей произведения необходимо делатьс учетом состава хора, можно ли отойти от указанной в партитуре тональности и если да, то в какие. К примеру, тон Обиходной «Херувимской» в смешанном или однородном женском составе, где женщина исполняет партию 3-го голоса не следует давать ниже указанной (ми-минор), а вот поднять на тон вполне можно, поскольку партия сопрано не очень высокая, а тенору тогда будет удобнее.
Часто даже пение малым составом (дуэтом в терцию) простых обиходных произведений, заданных в «неудобной» тональности, влияет на благозвучие произведения. Бывает, что регент не заморачивается и даёт тон той же «Херувимской» в последнем тоне возгласа священника. Простейшая греческая «Херувимская» будет звучать не красиво ниже фа-мажора. Придерживаться тона священника можно и нужно, но не тогда, когда хор исполняет долгие произведения, где уже нет диалога со священником (как во времения ектений). Даже при исполнении ектений для регента основными показателями должны являться: 1) авторская тональность 2) удобно ли хору петь в данной тональности.
|
И снова приведём пример: ектения иер. Нафанаила. Ниже авторской (соль-мажор) она будет звучать тускло.Следует пожалеть тенора, если это женщина (допустим тон задан в ми-мажоре). В 7-м прошении ей придётся не сладко.Если не дерзаете поменять тон священника, лучше спеть простую ектению.
Если регентом не проделана такая предварительная работа, тов процессе службы могут быть следующие ошибки.
1) Неверный тон либо медлительность в задавании тона. Певчим приходится искать тон самостоятельно, отсюда неровное и неодновременное вступление. В результате медлительности с задаванием тона образовывается пауза на службе, и духовенство, привыкшее к чётким действиям регента, бывает не ждётначала песнопения и переходит автоматически, без всякого умысла к следующей части службы (это непроизвольная реакция на тишину – надо продолжать).Как итог – песнопение пропущено. Естественно, здесь речь не идёт о таких песнопения службы, которые не могут быть так «случайно» пропущены. В любом случае в результате медлительности регента «полёт» литургии замедляется, прерывается.
2)Слишком низкий или высокий тон – певчие ощущают себя некомфортно, образуются вокальные зажимы и общее напряжение, что в итоге отражается на службе и на молитве в целом.
|
Поэтому начинающему регенту, даже если он сильный певчий и регулярно поёт сложные авторские произведения на «правых» службах, рекомендуется начинать всё же с самого простого обихода и усложнять репертуар по степени возрастания себя в качестве регента.
Регентское дело сравнимо с управлением автомобилем или лошадью – поначалу сложно уследить сразу за всем, что-то делает инструктор/тренер. Упрощение репертуара в самом начале избавит вас от выполнения всех задач сразу. Вы сможете сосредоточиться на иных моментах, именно регентских.А само пение будет идти автоматически. Брать репертуар сложнее следует, если вы уже задаёте тон, долго не задумываясь и быстро реагируя/сопоставляя его с возгласом и удобной для произведения тональностью. Либо, если вы всё же настойчиво желаете очень конкретный репертуар, то следует провести дома предварительную подготовку: пропеть все начальные аккорды произведений, составить тональный план.
Рвение начинающих регентов взять самый любимый и красивый репертуар вполне понятно. Но общий итог будет лучше, если хором чётко и чисто будет спет простой обиход, чем очень любимое и красивое, но с заминками.
Даже когда вы только начинаете проводить службы и, возможно, делаете это очень редко и нерегулярно, заведите свою папку с нотами, определите, какие произведения с какими хорошо вместе сочетаются. Если вы поёте в том же храме, где регентуете, и знаете хорошо, как служат священники, вы даже можете подбирать репертуар под них. Один священник служит медленно, другой быстрее. В зависимости от этого можно выбирать такие произведения литургии как «Херувимская», «Милость мира», «Достойно есть».
|
Если вы затрудняетесь составить простой репертуар, мы создали небольшую подсказку с примерными песнопениями литургии для начинающих регентов. |
Тональность
Этот момент пересекается с указанным в п. 1. Авторские произведения чаще всего требуют конкретной тональности. Она может не совпадать с тоном, в котором возглашает священник/диакон на службе. Необходимо прибегать к помощи камертона. Начинающим это бывает отчасти сложно – сразу следить за всеми моментами, успевать пользоваться камертоном, быстро перестраиваться в нужную тональность.
Попробуйте составить службу в одной или двух тональностях, определите подходящие для этого произведения, подберите такие произведения, которые будут хорошо звучать в нескольких тональностях. Обиход для этого более гибгий, чем авторские произведения. Минимизируйте свои задачи во время службы.
Следует также учитывать то, что произведение, нотами которого вы располагаете, не всегда может быть написано в тональности, удобной для вашего состава (это больше касается обиходного, а не авторского репертуара). К примеру, у вас смешанный состав или однородный женский (сопрано не колоратурное), а ноты написаны в высокой тональности. В качестве примера можно взять «Единородный Сыне» КПЛ в соль-миноре. При указанном составе это песнопение следует давать в ми-миноре, можно в фа, но не выше. Или приведённое нижев репертуаре «Достойно есть» греческого распева в терцию в фа-мажоре. Скорее всего будет не очень приятный высокий звук. Лучше дать в ре/ми-мажоре (в сборнике Лапаева это произведение написано в ре-мажоре).
Если затруднительно помнить все эти изменения в тональностях, найдите произведения или наберите сами в удобных для вашего состава тональностях.
Изменяемые песнопения
На литургии их немного. Это блок тропарей и кондаков. Но и здесь случается, что регент ошибается, если решил держать последовательность пения в памяти. Тут часто случаются заминки и паузы, когда духовенство не ждёт, полагая, что всё уже спето и переходит к следующей части службы. Подготовьте для себя одну распечатку с тропарями и кондаками, чтобы не нужно было отвлекаться на перекладываниекниг. Продумайте заранее тональный план.Прибегайте, если возможно, к жесту вместо задавания тона (предварительно сообщив об этом певчим, чтобы они поняли, что именно будет означать ваш жест).
Примеры(с учётом гласов московской традиции):
после тропаря 4-го гласа следует тропарь 6-го гласа. Один жест рукой,словно перекладываете кисть на полку выше, даст певчим знать, что следует поднятьсяна следующую ступень.
Аналогично для тропаря 2-го или 1-го гласа (с ударного слога), которые начинаются с доминантсептаккорда. Тоже можно показать. Голоса певчих непроизвольно пойдут в нужный аккорд. Но повторим – певчим следует предварительно, до службы, об этом сообщить.
Если минорный аккорд оказывается слишком высоким, то можно перейти в параллельный минор, тоже показав переход рукой.
Допустим, пели тропарь 7-го гласа в соль-мажоре, после чего следует «Слава» и «Со святыми упокой», которое поётся в миноре. Ля-минор будет слишком высоко. А одноименный ми-минор отлично. «Славу» хор поёт ещё в мажоре, после чего регент делает жест рукой вниз, как бы перекладывая что-то на нижнюю полку. Жест должен быть весьма глубоким, т.к. во-первыхинтервал больше, чем в случае перехода на один тон вверх, во-вторых, при глубоком требовательном жесте голоса певчих автоматически подчинятся руке и уйдут в нужный аккорд.
Анналогично для 3-го тропарного гласа. Он заканчивается в мажоре. Допустим, следом нужно петь снова 3-й глас или глас 6-й. Жест рукой вниз покажет, что хору следует вернуться в минорный аккорд.
Ещё один очень типичный пример перехода без задавания тона в 8-й тропарный глас. Здесь регент перекладывает кисть вверх, но намного выше, чем это было в переходе на одну ступень вверх из мажора в минор. Учитывайте обязательно высотность аккорда, чтобы не верещать в 8-м гласе. Если выше фа-мажора, то лучше поменять тональность и дать тон звуком.
Указанные жесты должы быть незамедлительными, без каких-либо пауз. Это хорошо работает, если перед глазами на аналое уже лежит всё последование тропарей и кондаков либо, если вы уверены, что певчие знают, что сейчас поём, допустим, «Со святыми упокой». Здесь нет времени на перекладывание книг, тексты должны быть уже готовы, певчие должны их заранее видеть, понимать, какой далее следует глас. Если текст ещё не готов, стоит отказаться от таких показов рукой, а задать тон звуком. В течение паузы, пока на аналой ставится следующая книга или открывается новая страница (соответственно руки регента производят иные движения, не имеющие отношения к пению), певчие ужене сконцентрированы на руке регента, ими потеряна информация о последнем аккорде, и они ещё не успеют увидеть новый глас и понять начальный аккорд.
Такие вспомогательные жесты применимы только для состава, который вы предупредили о подобных жестах; если у вас уверенные певчие или которые уже знают ваши регентские повадки и поймут, что вы хотите показать. Не эксперементируйте с новым составом или составом, где не очень уверенно поющие. Вы сами должны на 100% знать, что певчие вас поймут. Впрочем, решать вам!
Замедления и ошибки могут случаться из-за путаницы в порядке службы. Это больше касается вечерних богослужений.
В таком случае хорошо написать для себя небольшую шпаргалку, что за чем следует. Примерно так:
ГВ: Гл. 1 – прп., гл. 2 – мч., Слава, гл. 6 – прп., И ныне, гл. 6 БГ: гл. 4 – прп. (2х), Слава, гл. 3 – мч., И ныне, гл. 3 |
ГВ – стихиры на «Господи воззвах»
БГ – тропари на «Бог Господь»
Не держите в голове сразу всю последовательность вечерней службы, думайте об этом постепенно, блоками. Приближаются стихиры на «Господи воззвах», вспомните, что там нужно петь, какие гласы, аккорды, тональности. Впереди стихиры на стиховне – вспоминайте о них, делайте закладки Богородичнов. Тогда будет меньше путаницы в голове, и Устав не покажется таким уж «тёмным лесом».
На вечерней службе вопрос тональностей не менее актуален. Продумайте, как вы будете соотносить изменяемые (гласовые) песнопения с неизменяемыми. Это больше касается праздничной вечерней службы, т.к. в будничной очень мало неизменяемых песнопений.
Пример:
Допустим, на «Господи воззвах» стихиры идут следующим порядком: гл. 1, затем гл. 6, «Слава» гл. 2, «И ныне» гл. 8.
Гл. 1 хорошо звучить в фа-мажоре. Допустим священник возглашал в ми-мажоре. Не оставайтесь в этой тональности, давайте настройку на нужную уже на «Аминь».Либо пока канонарх возглашает «Глас 1, Господи воззвах к Тебе…» повышайте тон, лучше, конечно, если сразу дадите нужный тон канонарху, и он возгласит в фа-мажоре.Далее 6-й глас можно дать в одноименной тональности или в соль-миноре. На «Слава» гл. 2 тоже хорошо звучит в фа-мажоре, на «И ныне» гл.8 красивее будет в соль-мажоре. Заканчивается глас 8 в ми-миноре. Можно выбрать «Свете тихий» в тональности ми-минор, и у вас получится очень красивое, музыкальное соединение.
Для проделывания такой работы регенту необходимо знать начальные и конечные аккорды всех гласовых напевов. В нашей группе размещена небольшая шпаргалка с такими аккордами.
Подобную работу тонального соединения изменяемых и неизменяемых песнопений следует проделывать регентам при подготовке к службе.
Помогай всем Господь в непростом регентском деле!
Примерный репертуар на литургии
Вариант 1 | Вариант 2 |
Антифоны изобразительные | |
Гл. 8, Киево-Печерской Лавры Гл. 1 тропарный | М. Мормыля (в терцию) Римского-Корсакова, антифон 1, антифон 2 |
Единородный Сыне | |
Киево-Печерской Лавры Обиход (минор) | По М. Мормылю (при наличии квартета) По М. Мормылю Знаменное Соловьева |
Во Царствии Твоем | |
Лаврское | Звоника Оптиной (Саровской) пустыни Аллеманова |
Трисвятое | |
Строкина Феофановское Ярославское | Троице-Сергиевой Лавры Византийское Болгарское Киевское Голованова |
Херувимская песнь | |
Греческая Почаевская Старо-Симоновская Скитская «Спас под березами» Афонская | Обиходная Владимирская Бортнянского №5 (при наличии квартета) |
Милость мира | |
Афонская (мажор) Скитская Иерусалимская Ярославская Монастырская | Игум. Никифора (при наличии квартета либо трио с тенором) Феофановское |
Достойно есть | |
Подобен «Егда от древа» Греческое | Подобен «Все отложше» Подобен «Волною морскою» Киевский распев |
Вариант 3 (умилительно-минорный) | |
Антифоны | |
Старинного напева (при наличии тенора) Старинного напева (в терцию) Киевский распев: антифон 1, антифон 2 | |
Единородный Сыне | |
Обиход (минор) Киево-Печерской Лавры | |
Во Царствии Твоем | |
Из литургии древних напевов Подобен «Тридневен» | |
Трисвятое | |
Азеев Пюхтицкое Кустовского Вознесенское | |
Херувимская песнь | |
Ниловой пустыниЗайцева Старинный распев Из рукописных нот | |
Милость мира | |
Гарм. знаменного роспева Афонская (минор) Христова | |
Достойно есть | |
Подобен «Радуйся» Подобен «Небесных чинов» |