Организация как объект управления




Организация - группа людей (не менее двух), добровольно ведущих определенную деятельность для достижения общей цели или целей. Это определение формальной организации.

В формальных организациях могут возникать неформальные группы людей, объединяющихся по различным причинам (общим интересам, для взаимной поддержки, общения). Динамика, взаимодействие людей в организациях может, как способствовать достижению целей формальной организации, так и мешать. Поэтому изучению групповой динамики также уделяется внимание в теории менеджмента.

Организационная структура – взаимодействие подразделений организации, связанных общей целью и реализующих общую стратегию посредством распределенных между ними функций.

Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками предприятия, ответственными за деятельность структурных подразделений.

Основные проблемы, возникающие при проектировании организации:

· установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулированием;

· распределение ответственности между руководителями подразделений;

· выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;

· организация информационных потоков. Факторы, определяющие структуру организации:

· Внешняя среда.

· Технология работы в организации.

· Стратегический выбор руководства.

Структура внешней среды организации представлена на рис.1.1.

Все составляющие (факторы) внешней среды можно характеризовать двумя параметрами - сложностью и изменчивостью.

Сложность – количество и схожесть составляющих внешней среды, воздействующих на организацию.

Изменчивость – частота изменения факторов внешней среды, воздействующих на организацию.

Сочетания этих параметров определяют структуру организации (см. рис. 1.2). В ситуации низкой неопределенности:

· нет необходимости корректировать стратегию предприятия;

· взаимодействие с внешней средой упрощено. В ситуации умеренной неопределенности:

· большое количество факторов воздействия внешней среды на организацию приводит к необходимости создания особых подразделений, взаимодействующих с внешней средой.

В ситуации умерено высокой неопределенности:


· увеличение скорости и частоты изменения факторов внешней среды приводит к необходимости постоянной корректировки стратегии организации.

В ситуации высокой неопределенности:

· большое число факторов внешней среды, воздействующих на организацию, а также высокая частота изменения этих факторов усложняет структуру организации и требует создания подразделений, взаимодействующих с внешней средой и прогнозирующих ее изменения, а также подразделений, корректирующих стратегию организации.

 
 

 


Рис. 1.1. Внешняя среда организации

 

 

  Ситуация низкой неопределенности. Ситуация умерен.неопределенности.  
Факторов мало. Факторов много.
Факторы похожи. Факторы разные.
Медлено меняются. Медлено меняются.
Пример: производство Пример: нефтепереработка.
соли.  

 

Низкая

 

Ситуация умерен. выс. неопределенности. Факторов мало. Факторы похожи. Быстро меняются. Ситуация высокой неопределенности. Факторов много. Факторы разные. Быстро меняются.  
Пример: производство ЭВМ.    
  Пример: производство ТНП  
   

 

Изменчивость

 

 

Высокая

 

 

Низкая Сложность Высокая Рис.1.2. Ситуации воздействия внешней среды на организацию


1.2.Организация как система

Организации, изучаемые в менеджменте, представляют собой социо-технические системы. К ним полностью применим системный подход, представляющий собой методологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Целое и части в организации выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи.

Организации свойственны все признаки системы:

• множество элементов;

• единство главной цели для всех элементов;

• относительная самостоятельность элементов;

• наличие связей между элементами;

• целостность и единство элементов структуры;

• четко выраженное управление.

Организации создаются людьми для достижения определенных общественных, корпоративных и личных целей. В этом заключается смысл их существования. Таким образом, с одной стороны, организация является элементом общественной системы.

Вместе с тем, в рамках организации объединены интересы большого количества людей, сосредоточены материальные ресурсы, здания и оборудование. В процессе ее работы создается определенная информационная среда, определяющая коммуникационные связи внутри организации и связи организации с внешней средой, складывается свой социально- психологический климат, также определяющий отношения между людьми. Внутри организации существуют подразделения, решающие самостоятельные задачи. Между подразделениями устанавливается функциональное и информационное взаимодействие. Следовательно, с другой стороны, организация сама представляет собой сложную систему.

Основой деятельности любой организации является ее цель. Цель — это желаемое состояние системы в результате, управляемого процесса ее развития. Организация будет жизнеспособной только в том случае, если ее цель достаточно хорошо согласуются с целями, стоящими перед обществом в целом. Поэтому организация является целенаправленной системой.

Успешное достижение поставленной цели или реализация подцелей предусматривают согласованное действие всех членов организации, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного обеспечения, использование современных технологий управления. Чтобы достичь цели с минимальными временными и материальными затратами, необходимо скоординировать деятельность всех звеньев организации. Для этого в любой организации выделяется:

• управляющая часть (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры),

• управляемая часть (исполнительные звенья).

Таким образом, организации относятся к управляемым системам.

Применительно к организации можно выделить три основных принципа, характеризующих ее как управляемую систему:

• принцип обоснованности: организация подчиняется определенным закономерностям, определяющим ее внутренние причинно-следственные связи, ее функционирование и существование;

• принцип целенаправленности: организации свойственно стремление к достижению поставленной цели, обеспечивающей со временем новое состояние организационной системы;


• принцип моделируемости: организация как сложная система может быть представлена конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности.

Организация — явление живое, подвижное. Люди трудятся, вступают в различные организационные отношения: личные, властные, управленческие, дружеские, конфликтные. В процессе существования организации происходят изменения в материальных и финансовых ресурсах, в кадровом составе и информационных базах и т.п. Поэтому организации относятся к динамическим развивающимся системам.

Любая организация, ориентированная на коммерческую деятельность, активно взаимодействует с внешней средой, поэтому представляет собой открытую систему. Существенное влияние на деятельность организаций оказывают факторы и явления внешней среды, к которым, как уже было упомянуто, относятся:

• политические факторы, предопределяющие стабильность политической обстановки в стране;

• международные факторы, определяющие поведение организаций на мировом рынке;

• социально-экономические факторы, характеризующие структуру экономики страны и уровень развития отдельных секторов рынка;

• правовые факторы, отражающие законодательную систему взаимодействия организаций;

• научно-технические факторы, влияющие на использование новых технологий в управлении и производстве товаров;

• природные факторы, вызывающие колебания спроса на различные виды товаров и услуг;

• культурные факторы;

• форс-мажорные обстоятельства.

Организация как элемент общественной системы имеет собственный коллектив, внутреннюю структуру и взаимосвязи или в полном смысле слова свою внутреннюю жизнь и свои интересы. Поэтому вполне справедливо поставить вопрос о внутренней среде организации.

Внутренняя среда — это все то, что находится «внутри» организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж организации. Ни одна организация, как элемент более сложной организационной системы не может обойтись без государственного вмешательства в ее деятельность. Поэтому наиболее важными объектами внешней среды деловой организации являются государственные органы.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимают в менеджменте под организацией как объектом управления?

2. Каковы элементы внешней среды организации?

3. Что относится к внутренней среде организации?

4. Почему при изучении организаций применим системный подход?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: