Вереника, Агриппа II и Фест




Урок 73. Вереника и Друзилла – последние царевны Израиля

Деяния 24-26

 

Введение в урок

Господь Иисус Христос апостолу Павлу, тогда еще Савлу, обещал, что он будет свидетелем Его Евангелия перед правителями. Дн.9:15. «Но Господь сказал: … он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед … царями... » Книга Деяний повествует нам о том, как эти слова Господа стали явью апостола Павла. Не своей волей ему пришлось предстать перед знаменитыми римскими и иудейскими властями. Когда еще и где мог бы он провозглашать Евангелие венценосным особам мира сего? Но Господь сделал это возможным. Он поставил Павла лицом к лицу с элитой иудейской знати и римскими военными и политическими чиновниками, и Павел воспользовался случаем, своими обстоятельствами, чтобы и царям было возвещено Евангелие. Об этом мы можем прочитать в 24-26 главах Деянии апостолов. Средислушавших Павла были и две последние царевны из рода Ирода.

 

Основная часть

Для того, чтобы понять происходящие события, нужна обширная историческая информация.

Царь Агриппа, Вереника и Друзилла, которые встречаются нам в повествовании книги Деяний апостолов в 24-26 главах, были родными братом и сестрами. Ирод Агриппа I, их отец и родной брат Иродиады, имел сына Агриппу II и трех дочерей: Мариамну, Друзиллу и Веренику. (27,619)Их дед, Ирод Великий, был тем, кто хотел убить Младенца Иисуса в Вифлееме. Их дядя Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя. А их отец, Ирод Агриппа I,убил апостола Иакова и арестовал апостола Петра в угоду еврейскому народу. Дн.12:1-25. (27,619)

Отец Вереники и Друзиллы, Ирод Агриппа I, прозванный Великим, (21,844) был знаменит своим преклонением перед Законом Моисея. Иосиф Флавий очень хвалил его за добрый нрав, щедрость и мягкость характера.(21,829)«Он (Ирод Агриппа) считал мягкость особенно царственным качеством и понимал, что великим мира сего более приличествует доброта, чем гнев». (21,830) Историк свидетельствует, что Ирод «всегда в точности исполнял предписания законов. Во всем он старался точно соблюдать требования ритуала, и не проходило дня, чтобы он не совершил установленного законом жертвоприношения». (21,830). Но угодничество иудейскому народу привело его к тому, что он начал первое гонение на христиан. Дн.12. Царь Ирод Агриппа I отдал приказ убить апостола Иакова, и та же участь ждала Петра, если бы Бог не освободил Своего служителя. В гневе, царь приказал убить стражников, охранявших апостола Петра. Дн.12:19.

Если иудеи имели добрый отзыв о религиозности царя Ирода, то Бог вынес о нем совсем противоположный вердикт: «Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер ». Деян.12:23.

Когда Ирод Агриппа I умер, его сыну Агриппе IIбыло всего 17 лет,Веренике 16 лет, Мариамне 10 лет, Друзилле 6 лет.(40,339) Они воспитывались в Риме и в духе римских традиций. Иудейская аристократия того времени и дом Ирода в частности слепо подражали римским традициям, обычаям и нравам. Частью перенятого была бьющая в глаза роскошь Дн.25:23, увеселения, интриги, полная безнравственность и необузданность страстей. Иудаизм и приверженность традициям веры отцов хотя и провозглашались, но не воспринимались всерьез. Иудаизм был лишь признаком национальности, как в наше время принято считать, что всякий русский автоматически является православным. Вера дома Ирода была лицемерной и поверхностной.(86,245)

Первыми, перед кем Павел засвидетельствовал свет Евангелия из царственного семейства, были Друзилла и Феликс.

 

Друзилла и Феликс

Друзилла была самой младшей дочерью Ирода Агриппы I. Ее современники говорили о том, что она имела обескураживающую красоту.(47) Даже ее старшая сестра Вереника завидовала красоте Друзиллы. Еще юной девушкой она была обручена Епифану, сыну царя Антиоха, но тот разорвал помолвку, не желая принимать иудаизм. Затем ее брат Агриппа IIвыдал ее за царя ЭмессыАзиза.

Феликс был прокуратором Иудеи и Самарии. После смерти царя Ирода Агриппы I римляне не отдали царский титул его сыну по малолетству Агриппы II, а назначили в Иудее римского прокуратора. После этого в Иудее прокураторы сменяли один другого. Одним из таких и был Феликс. Он был бывшим рабом, отпущенным на свободу. Римские историки оценивали характер Феликса негативно.(47) Являясь наместником и обладая огромной, почти царской властью, он в душе так и остался рабом, в его характере не было ни благородства, ни чести. Феликс предстает перед намиобразцом жадности и жестокости.

Феликс до встречи с Друзиллой уже был женат второй раз на внучкеМарка Антония и Клеопатры.(27,1284)Он, сраженный красотой Друзиллы, уговорил ее бросить своего мужа и выйти за него. Так Друзилла в 16 лет стала третьей женой Феликса. На момент суда над Павлом Друзилле было меньше 20 лет.(21,843)

 

Ø Чтение текста Дн.24:25. Обсуждение в группе. О чем свидетельствовал им Павел?

Свидетельствуя язычнику и его жене иудеянке, апостол не затрагивал пророчества Ветхого Завета, которые не имели значения для римского прокуратора. Павел проповедовал им о грехе, о воздержании, о праведности и о суде.

*О праведности.Святой Бог требует праведности от всех людей.Но ни один человек не может удовлетворить этого требования. «Нет праведного ни одного. Никто не ищет Бога. Все совратились с пути, сделались равно непотребными. Нет делающего добро, нет ни одного ». Рим.3:10-12.

*О воздержании. Чтобы соответствовать Божьим нормам святости необходимо воздержание – контроль над своими желаниями и подчинение их высшей воли Бога, Его праведному закону.Но Феликс и Друзилла были примером того, как люди падки на грех похотливости и сладострастия. Они не понаслышке знали, что их мысли «зло во всякое время ». Быт.6:5. А сердце человеческое лживо и крайне испорчено. Иер.17:9.

*О суде. Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную ». Дн.17:31. Каждого человека Бог призовет на суд и каждого человека дела откроются, хороши они или плохи. И каждый человек, получит должное воздаяние за свои не только поступки, но и мысли.В день суда никто не оправдается перед Богом.

 

Ø Обсуждение в группе. Какова была реакция на проповедь Павла?

#Ложный страх. Феликс ужаснулся. Дн.24:25. Не было нужды в том, чтобы доказывать ему, что он имеет большие проблемы с праведностью и воздержанием. Осознание своих грехов, своей неправды перед Богом охватили сердце Феликса, так, что он вопреки своей римской выдержке, не смог скрыть чувств.(85,567) Но этот страх не привел его к покаянию. Он понял, что грешник и что осужден Богом, но отказался порвать со своим грехом и покориться Богу.

О реакции Друзиллы не говорится в книге Деяний. Но и в ее сердце не проросли ростки веры. Она, безусловно, удовлетворила свое любопытство, слушая проповедника «назарейской ереси». На том все и закончилось.

 

О дальнейшей их судьбе можно узнать из исторических книг.

Феликс. Лука нам не сообщает об этом, но в то время когда Павел находился в заключении, на улицах Кесарии происходили столкновения между евреями и сирийцами. Множество разбойников наполнили Иудею и Самарию. Политическая и религиозная ситуация в Иудее была очень неспокойная. Зилоты, секарии и ложные мессии возмущали народ против Рима.(11,1060).А действия Феликса приводили только к ухудшению ситуации. В Риме накопилось множество жалоб на его разбой и взяточничество(6,1668), так что дополнительно ссориться с евреями Феликс не решился и оставил Павла в узах.(47) Спустя недолгое время Феликс был отправлен в Рим в оковах. Ему грозило серьезное наказание за учиненные беспорядки в Иудее, но за него заступился его брат. Ему пришлось заплатить за свою свободу большую часть скопленного состояния. О дальнейшей его жизни ничего не известно.

Друзилла же и ее сын погибли в Помпее при извержении вулкана Везувия в 79г.(27,394)Имя Друзиллы значит на греческом языке «омытая росой»(27,374), но она так и осталась в своих грехах.

 

Почти через два года апостол Павел предстал перед другими наделенными властью людьми.

 

Вереника, Агриппа II и Фест

Вереника была старшей дочерью Ирода Агриппы I. В светских источниках она известна как Береника. Она славилась своей красотой и несметным богатством. Вереника так же была известна тем, что много досаждала своей младшей сестре Друзилле из зависти к ее красоте. (21,847). В Риме ее прозвали «уменьшенной копией Клеопатры».(95)

В 13 лет царевну выдали за Марка Юлия Александра. Но скоро её супруг скончался, и Вереника осталась вдовой. После этогоона вышла замуж за своего дядю — царя Ирода Халкидского. Овдовев снова в 20 лет, она поселилась при дворе своего неженатого брата Ирода Агриппы II, которому тогда был 21 год.(47)Она всюду его сопровождала, даже во время официальных церемоний.Это породило множество слухов об инцесте не только среди евреев, но и в Риме. Так, что до наших времен дошли сатирические стихи об их отношениях. Желая прервать досадные сплетни, Вереника вышла замуж за киликийского царя ПолемонаII, но вскоре бросила его и снова вернулась к брату.

Вереника была иудеянкой, но жила так, как будто Бог не давал десять заповедей. Она не утруждала себя исполнением Божьей воли.

Агриппа II. Император Рима Клавдий не решился доверить АгриппеII правление Иудеейпосле смерти его отца ввиду его молодости. Только через шесть лет Император Клавдий сделал Агриппу II царем Халкиды.Потом Нерон добавил к его владениям несколько городов Галилеи. Хотя Агриппа II не правил Иудеей, он часто ее посещал, имел дворец рядом с храмом, и был осведомлен во всех делах. Агриппа II имел власть над сокровищами храма и первосвященническим облачением, другими словами, он мог назначать и снимать с должности первосвященников. Он консультировал римлян по вопросам иудейской религии. Сам же Агриппа II демонстрировал знание Закона и приверженность иудейской религии.(27,619). В отличие от отца, Агриппа II не пользовался расположением иудеев, потому что о его сожительстве с сестрой Вереникой было много слухов и вызывало всеобщее возмущение.

Фест. В 60г. император Нерон назначил Порция Феста преемником прокуратора Иудеи Феликса. Как правитель он был лучше своего предшественника. Но в его время так же царила политическая смута, и он считал, что еврейских повстанцев следует топить в крови.(47)Страна бедствовала от разбойников – сикариев – которые устраивали пожары и разбой по городам и деревням.(21,851)

Фест был малосведущ в делах Иудеи и тем более в религии. Поэтому он не знал, что нужно писать императору Нерону о Павле. Фест не понимал сути спора иудейской священнической элиты с Павлом.(6,1669)Все, что он понял, это то, что священники утверждают, что какой-то Иисус умер, а Павел – что Он жив. Дн.25:19.

Кроме Вереники, Агриппы II и Феста на слушании присутствовали военные и государственные деятели римского правительства. Дн.25:23.

 

Ø Чтение текста Дн.26.обсуждение в группе. О чем свидетельствовал Павел?

Свидетельство Павла перед Агриппой и Вереникой – самая длинная речь апостола, записанная в книге Деяний. Главная его цель не защитить себя, а привести собравшихся к вере. Направлена она была на знатока еврейских традиций и Писания – Агриппу II. Апостол Павел воспользовался предоставленной Богом возможностью для того, чтобы провозгласить свет Евангелия перед власть имеющими этого мира.(6,1669)

*Павел представил свое личное свидетельство.Дн.26:4,5,10-18. Он рассказал о той разительной перемене, которая произошла в его жизни благодаря евангелию Иисуса Христа. Он – фарисей из фарисеев, прежде был гонителем церкви. Но Господь явился Ему в Своей славе и призвал к служению. Другого объяснения превращения ярого гонителя в проповедника, как Божье призвание, не может существовать. Ничто другое не могло сломить упрямство фарисея.

*Павел представил доказательства из Священного Писания.Дн.26:6-8,22. Если римские прокураторы не знают о Ветхом Завете ровно ничего и для них обетования Мессии и пророчества – пустой звук, то царь Агриппа и Вереника – совсем другое дело. Царь не просто знал Писание, он верил пророкам. Из Священных текстов он мог легко удостовериться, что Иисус Христос – обещанный Мессия, в Нем исполнились ветхозаветные пророчества. Для царя Агриппы и Вереники проповедь о воскресении не являлась чем-то нереальным и бессмысленным. В Иисусе исполнились обещания Ветхого Завета.

*Павел провозгласил прощение грехов через Иисуса Христа. Дн.26:18,23. Святой Бог требует праведности – это плохая новость для любого человека, потому «что все согрешили». Святой Бог предлагает Свою собственную праведность тем, кто верит в Иисуса – и это добрая новость для человека. «Верою в Меня получили прощение грехов ». Дн.26:18.

 

Незаметно для слушавших защиту Павла, Павел стал судьей, а они - защищающимися. Павел поставил каждого перед личным выбором: как теперь они отнесутся к Иисусу Христу и Его Евангелию?

 

Ø Чтение текста Дн.26:24-25. Обсуждение в группе. Какова была реакция Феста?

#Агрессия. Фест громко воскликнул: «Безумствуешь ты, Павел!» Он сделал это, чтобы прервать речь апостола. Фест не считал Павла настоящим умалишенным, иначе бы не стал отправлять его к Нерону. Фест своими словами выдал то, что происходило в его сердце. Божья истина достигла своей цели и обличила его, так, что ему было невозможно уже далее слушать Павла. Фест своим громким замечанием остановил свидетельство апостола. Он вместо того, чтобы признать себя грешником, нуждающимся в спасении, решил высмеять Евангелие и проповедника.(85,573)

Павел ответил, что все, о чем он говорил, «не в углу происходило ». Если Фест был здесь новым человеком, то для остальных излагаемые им факты были очевидны. Служение Иисуса Христа было публичным. Три года Он проповедовал и исцелял, за Ним ходили толпы народа, тысячи свидетелей Его труда. В смерти Иисуса Христа участвовал синедрион, римский прокуратор Понтий Пилат. О воскресении Иисуса Назарея говорилось на протяжении уже нескольких лет, Его пустая гробница находилась рядом с Иерусалимом, а все свидетели были еще живы. Иисус Христос был известной общественной фигурой. Все эти факты Фест мог бы легко проверить, будь у него желание.

 

Ø Чтение текста Дн.26:26-30. Обсуждение в группе. Какова была реакция Агриппы II?

#Бегство. Павел, в продолжении своего свидетельства начал оттуда, где был прерван. Он задал прямой вопрос царю: «Веришь ли пророкам?» Этот вопрос вынуждал Агриппу занять какую-нибудь позицию: или да, или нет.(6,1671)Если он скажет «нет», то тем самым заявит свое пренебрежение Закону и иудаизму, приверженцем которых он считался. С таким заявлением не избежать ссор с евреями. А его авторитет и без того не высокий, будет потерян среди иудеев.

Сказав же «да», царь, во-первых, выставит себя в невыгодном свете, так как только что Фест высмеял Павла. А во-вторых, поставит себя в невыгодное положение, потому что следующим логическим вопросом будет: «Веришь ли, что Иисус из Назарета и есть обещанный Мессия?»

Павел не ждет ответа Агриппы, отвечая за него «да». Теперь царю стало совсем невозможно молчать. Агриппа ответил в шутливой форме: «Так ты скоро и меня сделаешь христианином».(11,1070)Или «Неужели ты хочешь сделать меня христианином за такое короткое время?»(6,1671)Можно сказать, царь пошутил, что Павел сделал его почти христианином. Тем самым царь избавился от необходимости серьезно отвечать.

На что Павел без всяких шуток воскликнул, что хотел бы, чтобы все слушавшие его стали христианами. Все присутствующие видели, что перед ними был не несчастный заключенный, а уверенный Божий свидетель, не заискивающий перед ними и не нуждающийся в их одобрении. Павел очень отличался от всех прочих, что они видели когда-то на его месте: он не боялся властителей, не завидовал их роскоши, а сострадал им! Не в силах больше выдержать этой неловкой ситуации, Агриппа, Вереника и Фест решили закончить слушание.(85,573)

 

О дальнейшей судьбе слушателей Павла говорит история.

Фест совсем немного прожил после этого.Всего через два года он умер, служа на своем посту.(40,338)

Агриппа II тщетно пытался предотвратить Иудейскую войну. А когда восстание иудеев против Рима вышло из-под контроля, выступил с римскими войсками против евреев. На протяжении долгих лет он был верен Риму и присягал Императорам: сначала Нерону, потом Веспасиану, затем Титу. После победы Рима в Иудейской войне, разорения Иерусалима и поджога храма, Веспасиан добавил новые территории к царству АгриппыII. Иосиф Флавий весьма одобрительно пишет о нем в своей книге «Иудейская война». Известно, что Агриппа II был в восторге от книги Флавия и даже написал ему хвалебное письмо.(27,619) У АгриппыII не было жены и не было детей. Когда он умер около 93 или 100г., династия Иродов закончилась.

Вереника мечтала взойти на Римский престол. Богатая и красивая царица евреев хотела стать второй Клеопатрой, играя сердцами мужчин. Сначала Вереникастала любовницей императора Веспасиана.(6,1669) Затем ее страстно полюбил его сын Тит. Это тот самый Тит-военачальник, который сжег храм в Иерусалиме. Тит хотел жениться на иудейской царице, но римская аристократия была резко против этого союза.(40,339)Титу пришлось подчиниться. Несмотря на свои чувства к Веренике, он выбрал престол. Веренику же изгнали из Рима.

Еще один раз Вереника посещала Рим. Она все еще надеялась, что император Тит женится на ней. Но она была вторично изгнана им. Это случилось в 79г. Более о Веренике ничего не известно.(95)

Имя Вереники с греческого языка переводится как «одержавшая победу».(47) Но о ней нельзя так сказать. Вереникав погоне за мирской славой и властью, проиграла сражение за свою душу, и не достигла того, к чему стремилась.

 

Подведение итогов

Все слушавшие Павла правители продемонстрировали отвержение евангелия. Каждый из них осознал свою греховность, но никто не спросил: «Что мне делать? »Дн.9:6, как когда-то ответил Христу раскаявшийся гонитель и убийца христиан Савл, ставший затем апостолом язычников.

Павел остался тверд до конца и свидетельствовал в Риме всей претории, так что и при дворе Нерона узнали о Христе Спасителе. Флп.1:13. Через какое-то время он был оправдан и, проходя по всем городам, укреплял церкви и писал послания, вошедшие в Новый Завет.

В конце своей жизни он мог сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судья ». 2Тим.4:7-8.

То, как каждый человек отвечает на вопрос «Кто для меня Иисус Христос?» зависит его будущее и участь после смерти. Носившие земной венец царской власти и величия, все, как один, потеряли его, потому что таков удел всего земного. Павел же, презираемый ими узник, получил сыновство Небесного Царя Царей и нетленный венец, который никогда не будет отнят у него.

 

Вопросы для размышления

1. О чем вы свидетельствуете людям? Говорите ли вы Евангелие Иисуса Христа верно? Проповедуете ли вы о грехе, о суде? К чему вы призываете? Еще раз прочтите свидетельства Павла и выпишите для себя его характерные особенности. Сравните ваше и его свидетельства. Чем они похожи, чем отличаются? Что вам нужно исправить?

2. Какую реакцию на проповедь Евангелия вы встречаете?

3. Пользуетесь ли вы возможностью, посылаемой Богом, для свидетельства о вашей вере? Что вам препятствует?

 

Домашнее задание

1. Чтение 2 Послания к Тимофею. Размышляйте о Лоиде и Евнике.

2. Что самое важное сделали эти две женщины для Тимофея?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: