Люди, достигшие большого возраста,могут повторить жизнь с середины




Агон. Лайфхак

В интернет только зайди – черт-те-что найдешь. Я зашел за стихами Саши Черного, вспомнить:

"Проклятые" вопросы,-
Как дым от папиросы,
Рассеялись во мгле.
Пришла Проблема Пола,
Румяная фефела,
И ржет навеселе…

 

… здо́рово!

Это "Песня о поле", 1908 год, и тут же на странице – современный пост о гендерах. И оказывается, в американском Facebook пользователь может выбрать свою принадлежность к одному из 71-го гендера (...почему к одному?!) Саша Чёрный обалдел бы от такого обилия полов.

Если столько напридумано полов, пусть социальных, я могу добавить ещё. Вот:

Я предлагаю сделать так, чтобы человек, достигший 70-80 лет, мог вернуться в своем возрасте на 10-20 лет назад и повторить жизнь с середины. Чтобы он формально-официально мог перенести свой "день рождения" на 10-20 летвперед, и по паспорту стать моложе, 50-и или 60-и-летним. Это не шутка! Это символический акт.

 

Как ста́рятся люди?

Нередко их ста́рит окружение, близкие, хорошо знающие их "истинный" возраст, однако, сами такового не достигшие, сле́дующие всякими фантазиями и решившие, что их старший родственник-друг-приятель соответствует своему паспарту, постарел. Они начинают относиться к ним уважительно, предупредительно, не как между собой, несколько отдаляются. Если человек ведет нормальную подвижную жизнь, он может получить от близких "комплимент": – Откуда столько энергии!

В ответ, обычно, сами старшие это мнение принимают, соглашаются с окружением, смиряются и …движутся дальше в "этом направлении". Академик Наталья Бехтерева: "Старости не существует, пока вы сами этого не захотите".

 

Общество, что важно, ничего не ждет от своих старших – работы, достижений, общественных или политических действий, родственники – и дохода. Не ждет, – и в большинстве не получает. По-видимому, в какой-то части случаев именно потому, что активность не востребована, нет общественного императива. Есть только внуки-правнуки…

Между тем, нередко можно встретить и в общении, и в литературе высказывания 60-70-80-и-летних в том смысле, что внутренне они молоды, "мальчишки", "девчонки", ("девчонки" – реже), ничего в их восприятии и отражении не изменилось или – что важнее – они изменений в себе не замечают. Не исключено, – они заблуждаются, искренне, однако, это как раз не так важно, важно как раз то, как сам человек себя мыслит и чувствует. Но!…быть молодым ВНЕШНЕ мешает общество, считающее их "пожилыми", в лучшем случае "возрастными".

Ну, затем, разумеется, присоединяются физические изменения, "гуляет" внешность: лицо, осанка, походка, – не в 100% случаев, кстати. Это "объективные признаки", иногда их можно отдалить, но здесь речь не об этом.

Ещё есть чисто материальные объекты, активно работающие на старение их владельцев: это старая мебель в доме (хорошая!), старая одежда (хорошая!), оборудование, пианино, сувениры, фотографии на стенах, старые книги, модели гаджетов. Когда дети-внуки-друзья приходят в дом, где это есть, они и поневоле видят-понимают, что хозяин(ка) хорошего возраста, и это отражается на их поведении с хозяевами…ОК, бумер!

Ну, – нездоровье, конечно, куда же без него, я это не забыл! Вредные привычки, недостаток хорошего питания, неблагоприятная среда.

Кто́-то, если не многие"возрастные", сохраняют физическую форму, молодцеватость, тем не менее, я адресую свою идею всем, отнюдь не только "молодым и здоровым" с виду. Всем, кто захочет совершить этот возврат, переход.

Идея перехода направлена исключительно на прибавку здоровья, физического, душевного, социального, продление здорового периода жизни старших.

 

Наименование

 

Пора дать имя нашим персонажам, меняющим возраст; предлагаю взять греческое слово αγωυ"агон" – борьба, состязание и называть их агонами или агонистами. Имея в виду прежде всего, что они берутся состязаться с самими собой, и с энтропией.

Если зайти с английского языка, можно получить наименование похожего звучания: again"эгейн" – снова, опять.

Цитаты из словарей. Агон – (греч. αγων, – борьба, состязание) – отличительная черта древнегреческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям, почти во всех сферах жизни (Словарь античности).

Агон, агональностъ – состязание, состязательность, "игра" в широком смысле. В античном обществе, вся жизнь была пронизана принципом состязательности. (ВикипедиЯ).

Между прочим, наши «Умники и умницы» (телевидение 1tv.ru) раньше состязались в агонах: 1-й агон, 2-й агон, теперь, почему-то,– в этапах.

Или, другая возможность, хорошие русские слова-обращения, предложенные к возвращению в обиход поэтом В.Солоухиным: сударь и сударыня. Тогда они не привились, может быть, теперь. Или: кто-то наречется агоном, кто-то сударем, сударыней, – по желанию.

 

 

Итак, можно резюмировать, ста́рит людей: 1) молодые люди, 2) общество, 3) немодные личные вещи, предметы, 4) вредные привычки, нездоровый образ жизни, 5) вредная среда обитания, а также 6) собственное соглашательство, примиренчество, ну и собственная же 7) физиология (и наследственность), "возраст".

Если убрать 1), 2) (самое проблемное!), 3), –то есть, сменить обстановку, инвестировать в новую жизнь, и 6),

– "возраст" отступит.

 

Организация

Как это организовать!?

Как нам организовать переход, посвящение?И всё остальное? Сам акт, обряд и сам праздник перехода предлагаю тоже называть агоном. Или – по желанию – инаугурацией (от латинского inauguratio"начало").Например, Игорь Петров: – 1 мая мой агон, я стану агоном! Или, Лиза Журавлева: – На 7 мая назначен мой агон, я стану агоной! Или: – 5 мая у меня инаугурация, я стану сударыней!

 

Обряды посвящения пришли из древности и накопили самые разные формы: от зажигательных плясок в набедренных повязках вокруг костра до инициации в церкви, до приема в комсомол в райкоме, до масонских тайных заседаний ложи для приема новых братьев. Написаны хорошие слова о смысле посвящения-перехода, например, (ВикипедиЯ): посвящение – обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо общественной группы, смену одного статуса на другой...Обрядраздвигает границы привычного мира, открывает новые возможности, новые ощущения, новую силу.

В нашем случае, общественная группа – это социальное множество, в каком человек себя мыслит, с переходом в агоны оно может расширяться...

 

 

Для обряда следует искать аналогии именно в больших событиях жизни человека, ведь речь идет о креативе нового статуса, одного из ключевых событий жизни. Тогда агоны, посвящения в агоны могут стать значительным, крупным праздником.

А, например, свадьбы в средние века на Руси справлялись с размахом и последовательно: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп, венчание, гуляние, свадебный пир. Предки не скупились на обрядность, публичность, общительность.

 

 

А что во Франции, любезной сердцу русского? А, например, про свадьбу.

Во Франции к свадьбе начинают готовиться не менее, чем за год до торжества. Помолвке предшествует сватовство. Помолвку проводят в церкви или кафе, ресторане, где жених торжественно оглашает свои намерения.

Примерно за месяц до свадьбы проходят мальчишник и девичник, собираются друзья и подруги и веселятся вволю.

Во Франции свадебную фотосессию проводят утром перед свадьбой, как правило, на природе. Брак регистрируют в мэрии. Жених, невеста и свидетели каждой стороны подписывают документы перед гостями, а мэр ставит свою подпись на бумаге.

 

Полагаю, именно отсюда, из молодежных обычаев-обрядов следует брать примеры и моделировать агоны-торжества и предварительные действа. Эти действа должны быть публичными, шумными, а не скрытыми, как, например,в “клубахкому за..”.

В поисках новых форм следует держаться подальше от всяких клубов “кому за...”, они обросли рутиной и казенщиной. Агоны – это шире, чем поиск пары, хотя ничто не отрицается. Агоны – это стремление к собственнму обновлению, преображению. Это работа человека над собственной личностью, здоровьем, работа, скорее индивидуальная, замкнутая. Это новое, “перелом”. И всякие клубы, имеющие биографию, традиции и бюрократию, могут быть помехой, тормозом.

К тому же, следует уходить от сегрегации по возрасту во всяких клубах. Понятно, "молодые" сторонятся "старших", но порой это делается безотчетно.

 

О намерении стать агоном и о предстоящей церемонии следует уведомить друзей-родных-коллег и разместить соответствующую информацию в социальных сетях, бумажных СМИ. Это может сделать сам посвящаемый с помощью близких или это делают близкие (друзья) "втайне" от друга, или можно эту функцию возложить на бюро (ЗАГЗ). В прошлом был обычай печатать в местных газетах объявления о помолвке, о свадьбе.

 

Агон – обряд, посвящение, – не рутинный, а публичный и праздничный. Точнее, человек сам выбирает форму: широкая огласка, праздник или приватно, для близких, – тоже праздник! Публичная форма может быть,например, такой. Новый паспорт по заявлению будущего сударя выпускает полиция и предает в ЗАГС или другой институт, бюро. Новый паспорт вручается герою торжества в процессе агона (инаугурации) – посвящения в агоны (агонисты, судари, сударыни) в здании бюро торжественно. С момента вручения герой (героиня) становятся агонами (агонистами), или сударем, сударыней. Гости поздравляют нового сударя или сударыню, или, может быть, па́ру. Новый паспорт не должен отличаться от обычного, ну, может быть, маленький уголок обложки сделать отличным. И параллельно дате рождения в паспорте вписывается новая дата рождения с веселым смайликом. По желанию героя дата рожденияоглашается. Всё!

 

 

Что дальше

 

Что это даст?Смена статуса? Это может дать многое.

Раньше всего, – задолго до инаугурации, когда человек задумается на эту тему, он проходит эволюцию-революцию: много думает, переосмысливает, вспоминает пережитые чувства. Крепит волю и характер. Подобное не всегда проделывается в жизни, даже длинной, или проделывается запоздало. Проделать эту работу – уже прибыток! Возможно, через какое-то время человек примет для себя боевое озорное умонастроение – переходить! Всё продумано, всё правильно! Я сделаю это! I'lldoit!

 

Итак, что дальше? Пройдена внутренняя подготовка, оглашение намерения, предварительные действа и – агон, инаугурация, праздник перехода. Новый агон (сударь, сударыня) уже захватил плацдарм: он прибавил внутренней своей силы, испытал праздник признания, одобрения, общения. Это победа! Это дает прилив сил, здоровья физического, эмоционального, социального. У него прибавил характер. А значит, агон готов к удержанию плацдарма и, возможно, дальнейшему наступлению.

 

Далее, обряд агон – это знак обществу:

– Не следует меня ста́рить, я мо́лод(а́), я развиваюсь, я состязаюсь!

... Знаки подают и сейчас, без обрядов, например, "молодой человек средних лет" возьмет и заменит седину "радикальным черным цветом", или девушка из брюнетки гладкой в один прекрасный день придет в белых патлах, а потом станет рыжей бестией. И что…Деликатное окружение может не подать виду, может быть, нотка иронии мелькнет во взгляде коллеги, и всё. Подружки обсудят обновку подружки в своем кружке, – и всё. Общество, социальная группа – отдел, лаборатория – не участвуют, скорее всего делают вид, что ничего не случилось. Толерантность, политкорректность, однако… Впрочем, отношение может поменяться, окружающие примут во внимание, что человек хочет быть ближе, контактнее и будут его включать, поощрять.

Общество различными своими институтами может заявить позитивное отношение к агонам и активизировать тему. Отдельная ветвь управления может заниматься этой новой "отраслью". (Новая инфраструктура, новые рабочие места, законодательство, и др.) Средства информации, социальные сети могут раскрутить тему, и иметь на этом надежный рейтинг.

 

То, что раньше было “это не для меня”, может приблизиться, вернуться, например, молодежная музыка, новые друзья-подруги, активность в соцсетях, экскурсии, путешествия, клубы, союз с физкультурой, и– голь на выдумки хитра! А речь здесь о “голи” с самого начала.

Хорошо, при желании, – работать, например, на четверть нагрузки. Какие-то старые компетенции уходят, а какие-то новые приходят, при широком движении агонистов возникнут новые компетенции для них и, возможно, только для них, я говорю об их большом опыте. Например, консультант на удаленке, эксперт-консультант-программист, врач-консультант-онлайн, иностранный язык онлайн или очно...В большом возрасте человек столько знает-умеет, как никогда раньше, сейчас это остается втуне.При найме на работу агон может иметь преимущество перед не агонами именно в силу своего статуса при прочих равных.

В первых этажах жилых зданий можно предусматривать помещения для ремесленныхзанятий – мастерские, офисы – для самозанятых, фрилансеров, индивидуальных предпринимателей.

 

 

Динамика

Посмотрим динамикупродолжительности жизни человека.

Середина XVIII века. Пережившие детство,10 лет, жили в среднем 51 год.

Вторая половина XIX века. Пережившие детство жили в среднем 61 год.

Вторая половина XX века.Жили в среднем 67 лет.

На 2019 год в России по расчетам Росстата – в среднем 73 года.

 

 

Иллюстрация:

 

 

 

Т.е. за три века без четверти продолжительность жизни увеличилась на 22года, на 43% к начальному уровню. А как изменялись представления о периодах жизни: молодости, старости?! На эту тему написано много, но очевидно: так называемые зрелость и старость отодвигаются вдаль, растут. По цифрам у авторов разнобой, у одного старость с 61, у другого – с 70. А в древности великий философ «золотого века» ислама Авиценна началом старости считал 40 лет.

Есть множество свидетельств об активных "долгожителях"(МикеланджелоБуонарроти, Лев Толстой, Илья Репин, Иван Айвазовский), я добавлю из китайского: в Китае много людей, которым глубоко за 100, в обиходе есть пословица: "умер до ста лет – сам дурак".

 

ЗОЖ – движение, безусловно прогрессивное, здоровое! Те́лоподъемное.

Если будет новое движение агонов, – безусловно прогрессивное, здоровое! Ду́хоподъемное.

 

Из демографическихданных вывод: возраст старости отступает, это явный тренд. Так же очевидно, общественное сознание отстает от тренда, от объективных цифр. А сознанию следует опережать тренд, подхватывать и ускорять тенденцию.

Важно понимать, средняя продолжительность жизни – это среднее значение, ну как оскоминная средняя температура по больнице, например, 70% прожили не более70 лет, а 0,5% – до 90, средняя может быть 71. Это достаточно просто. Если средняя продолжительность жизни в твоейсреде (в среднем городе, или районе мегаполиса, или в области для малых городов и сел), и твоегодостигнутого возраста равна N, а ты отличаешься от среднего в лучшую сторону образом жизни:

 

…Один, по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит…

Я убегал к родной реке…,

 

имеешь шанс прожить дольше, N+Δ.

Я полагаю, в 60-70-80 лет каждый может ставить на годы вперед, совершенствуя свой образ жизни.Переход в агоны способствует продлению этих лет.

Потому, что становление агоном поворачивает сознание к оптимизму, воле к жизни, к "освоению" себя. Новое сознание ведет к активной физической и психической жизни, – залогу здоровья. Если движение агонов привьется, оно будет подхватывать людей, раньше ничего такого не помышлявших.

 

Заключение

 

– Идеализм?!

– Да, он.Идеализм предлагает конструктив: – Сознание определяет бытие. Обратное неконструктивно:бытие (существование, материя, природа) – малоподвижно, мало зависит от индивида. Творчество индивида меняет сознание, за ним – и индивидуальное бытие.

 

Капля философии. Иммануил Кант строил этическую теорию, он написал, ставшее известным:

"Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом – звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас".

Если бы Кант строил и теорию творчества, он мог бы добавить третью вещь, способную наполнить души трепетом –…и космос внутри нас!

Всё, что рукотворно вокруг, – рукотворно, из этого космоса. И всё, было отрицанием, дерзостью.

 

 

* * *

 

Русский офицер,эмигрант Павел Горгулов в 1932 году застрелил президента Франции Поля Думера, мотив: месть Франции за ее отступничество перед большевиками в России в гражданскую войну.

Павел Горгуловбыл писателем, он написал:"Русский я. А все, что от русского исходит, непременно дерзостью пахнет, народ мы скифский, русский. Народ мы сильный и дерзкий. Свет перевернуть хотим".

Павел Горгулов был гильотинирован. На суде психиатр-эксперт сказал: "Впечатление сумасшедшего от подсудимого объясняется его национальностью".

Позже палач в своих воспоминаниях написал, что последними словами русского была фраза "Ох! Святая Русь!".

 

Pit 12/06/2021

pit@lutoxa.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: