Сделайте вывод. Какова роль вишнёвого сада в пьесе




Литература 10 класс 23.04.20

Добрый день, ребята!

Тема: Черты "новой" драмы А.ПЧехова "Вишнёвый сад".Образ вишнёвого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущееРоссии..

Цели урока: понять основные проблемы, поднятые в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад», рассмотреть систему образов; совершенствовать навыки характеристики литературных героев.

Эпиграф

«Сад этот заполонил все столицы, Его не вырубить и не постичь»

А.Вознесенский

Ход урока:

1. Мотивация учебной деятельности,

2. Пришло время Чехова, актуальнее писателя сейчас нет. Его человечность и в то же время озорство, гуманность, интеллигентность нужны для борьбы со жлобством, которое мутной пеной хлынуло в нашу жизнь. Есть у нас когорта прекрасной молодёжи, образованной, интеллигентной, доброй, и есть агрессивная, алчная, хамская молодёжь. Чтобы из школы выходили интеллигентные, добрые люди, надо подробно изучать там Чехова. Он несёт мощный заряд человечности, воспитанности, образованности, доброты, тонкости во взаимоотношениях. Наступил такой момент, когда люди должны вернуться в лоно человеческое, обрести свою душу, — считает С. Овчаров.

— «Вишнёвый сад» — послание Чехова человечеству, духовное завещание, и многие мотивы других произведений писателя сконцентрировались здесь.

1. Актуализация опорных знаний.

Как с образ вишнёвого сада пронизывает все действия пьесы?

I действие: "Вишневый сад ваш продается за долги"; II действие: "22 августа будет продаваться вишневый сад"; III действие: "Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду"; IV действие: "Вдали стучат топором по дереву".

Как с образом вишневого сада связаны Раевская, Гаев, Фирс?

Раневская, Гаев: сад -- прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. Раневская: "Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад". Гаев: "И в Энциклопедическом словаре. упоминается про этот сад" и др.

Фирс: сад -- барское благополучие. "В прежние времена, лет сорок-пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!"

Как с образом вишневого сада связан Лопахин?

Лопахин: сад -- воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее -- вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад -- источник богатства, предмет гордости. Лопахин: "Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода". "Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает" и др.

Как с образом вишневого сада связаны Аня Раневская и Петя Трофимов?

Трофимов: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. "Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...". "Вся Россия наш сад" -- это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.

Аня: сад -- символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться. "Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше". Сад -- надежды на будущее. "Мы насадим новый сад, роскошнее этого".

Авторское отношение к саду.

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад -- символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека".

: Итак, сад -- это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое -- это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, "дворянским гнездом"; это символ крепостничества для Пети и Лопахина.

Что такое сад в будущем? Будущее -- это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: "Мы насадим новый сад, роскошнее этого".

Сделайте вывод. Какова роль вишнёвого сада в пьесе

Вишневый сад — это смысловой и духовный центр пьесы, это единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором все подчинено строгому порядку природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь — связь с предками и потомками, с человечеством, с Истиной. Кто знает, быть может, прообразом вишневого сада послужил Райский Сад, от которого тоже отказался человек, польстившийся на обманчивые обещания и мечты?

Герои Чехова не живут настоящим; смысл их жизни заключен для них либо в идеализированном ими прошлом, либо в столь же идеализированном светлом будущем. То, что происходит “здесь и теперь”, их как будто не волнует, и трагизм их положения в том, что каждый видит цель своего бытия вне жизни, вне “вишневого сада”, который олицетворяет саму жизнь.

IV. Итог урока.

Составление сенкана к образам пьесы.П одготовиться к сочинению по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» (28.04.) Прочитать и запомнить конспект., выводы записать в тетрадь

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: