Лекция 1
Художественно-эстетическая среда — понятие, находящееся в стадии формирования. В современных исследованиях изучаются типы данной среды, компоненты, элементы, возможности влияния на различные сферы деятельности человека.
Само понятие «среда» рассматривается как исторически сложившиеся условия жизни общества: природно-географические, социально-бытовые, связанные с физическим миром и с общественными институтами, объектами материальной, духовной культуры и традициями, обычаями, системой отношений между людьми.
Среда образовательного учреждения, с одной стороны, представляет собой разновидность жизненной среды, отражая общекультурные, федеральные, региональные особенности, а также особенности поселения (города, села и пр.), в котором данное учреждение находится. С этой точки зрения, среда образовательного учреждения — это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, в которых протекает жизнедеятельность детей и взрослых.
С другой стороны, среда образовательного учреждения представляет собой систему влияний на растущего человека, направленных на его развитие, обучение, воспитание и подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве.
В этом смысле образовательная среда исключает элемент стихийности и рассматривается как «специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей», направленная на их личностное становление, на формирование их отношений к миру, людям, друг к другу.
Окружающая ребенка среда - образование многоаспектное. Оно включает природу, внешнее социальное окружение, дом, в котором ребенок живет, предметно-пространственное окружение, семью, сверстников и взрослых в детском учреждении и их взаимоотношения.
|
В настоящее время учеными принято в окружающей среде выделять четыре аспекта:
- социальный,
- природный,
- предметный,
- архитектурно-пространственный.
Социальный аспект включает гуманное отношение окружающих к детям и формирование такого же отношения у детей к окружающим.
Природный мир - природный ландшафт школьного учреждения, включая его участок и природу микрорайона, природно-экологические объекты в помещении учреждения.
Предметный мир - мебель и оборудование всех помещений учреждения, дидактических материалов; освещение и цветовую отделку помещений, внешний вид мебели, учебных пособий, наглядных материалов, технических устройств и оборудования для занятий, творческие работы учеников и педагогов, а также природное окружение как внутри учебного заведения (зимний сад, живой уголок), так и вокруг него.
Архитектурно-пространственная среда - здание учреждения, помещения: групповые комнаты, спальни, физкультурный и музыкальный залы, художественная студия, лестничные площадки и пролеты, служебные кабинеты и др.
В санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях прописаны характеристики эстетической среды на физическом, материальном, предметно-пространственном уровне (например, школьная мебель должна иметь эстетический вид, соответствовать возрасту детей, быть удобной в использовании и пр.). Подчеркивается направленность при организации предметно-пространственной среды на создание эмоционального комфорта для обучающихся, на формирование представлений о красоте, их эстетического вкуса.
|
Такой подход, связанный с признанием важности эстетического оформления окружающей обстановки для создания образовательной среды школы, имеет свое теоретическое основание. Исследователи в области эстетики — науки о красоте — подчеркивают, что переживание эстетических чувств, т. е. получение удовольствия, наслаждения при восприятии красоты окружающего пространства, является потребностью человека и сущностным качеством человеческой природы. При этом подчеркивается, что чувственное эстетическое переживание всегда связано с установкой на форму, структуру объекта или явления, оценку того, как организовано, простроено, воплощено формой данное содержание. Эстетически воспринимать окружающую действительность — значит воспринимать ее «всеми органами чувств, эмоционально, личностно, с точки зрения ценности, целесообразности, гармонии, красоты, совершенства и выразительности формы». Упорядоченность и организованность формы играют огромную роль во всякой жизнедеятельности человека (не случайно слово «культура» первоначально означало «возделывание», «упорядочивание»).
Организованность любой воспринимаемой системы становилась на протяжении истории знаком, символом ее освоенности человеком, ее понятности, доступности, соразмерности его собственным способностям и умениям. Поэтому эстетически организованная, т. е. упорядоченная, структурированная, гармоничная в соотношении формы и содержания среда является своеобразным «внутренним сигналом», интуитивно воспринимаемым человеком, — о безопасности, доброжелательности, эмоциональной комфортности окружающего пространства, что вызывает ответную эмоционально-положительную реакцию, переживание «счастливого равновесия с миром» (по выражению М. С. Кагана.))
|
Исследованные учеными глубинные механизмы эстетического переживания подтверждают значимость организации эстетической среды в образовательном учреждении как важнейшего условия эмоционального комфорта для растущей в школьные годы личности, обеспечивающего чувство психологической защищенности, радости существования. Эстетическая среда выстраивает в сознании школьника образ гармоничного и доброжелательного к нему окружающего мира, что усиливает мотивацию к обучению и развитию, формирует доверительные отношения между участниками образовательного процесса, повышает степень их сотрудничества в достижении результатов образования, создает ситуацию успеха и в целом является условием формирования здоровых душевных качеств.
Значение эстетически ценного предметно-пространственного окружения в развитии личности ребенка подчеркивалось в трудах выдающихся мыслителей (В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой) и педагогов прошлого (К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Современные исследователи расширили и конкретизировали характеристики предметно-пространственной эстетической среды в школе.
Ощущение обучающимся школьной среды как «своего дома» — это путь к реализации задачи создания школьного уклада, в котором естественным образом осуществляются процессы развития и воспитания школьников, основанные на базовых национальных ценностях. В современной трактовке содержательное наполнение понятия «эстетическая среда» значительно расширилось, включив в себя, наряду с предметно-пространственным, ценностно-смысловой, эмоционально-психологический, творческий компоненты. При этом современные исследователи подчеркивают значение произведений искусства и художественного переживания при их восприятии как «сердцевину», «общее ядро» эстетической среды.
В художественном переживании «аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром».. Отметим, что «атмосфера эстетического общения» определяется Л. П. Печко как доминанта художественно-эстетической среды школы, влияющая на характер и значение эстетической обстановки в целом. Ученый даже разделяет характеристики «эстетичный» и «эстетический» применительно к среде школы. «Эстетичность» среды, по ее мнению, связана с материальной составляющей (хороший ремонт, удобная и красивая мебель и пр.).
Истинная эстетическая среда в школе возникает тогда, когда ее сердцевиной становится искусство и увлечение им педагогов и учеников. Необходим «постоянный обмен опытом эстетического восприятия, выбора, оценки, отношения, суждения, переживания, вживания, отклика, сотворчества и творчества (в целом — эстетическими ценностями личности». Данная позиция, сформулированная ученым, определяет вектор изучения воспитательного потенциала художественно-эстетической среды, ее влияния на формирование нравственных ценностей растущего человека. Восприятие художественных произведений, связанных с нравственной проблематикой, позволяет обучающимся приобщиться к образцам гармоничных и ответственных отношений человека с окружающим миром.
Обобщенные и осознаваемые нравственные ценности, выраженные в сюжетах произведений искусства, в поступках их героев, становятся частью индивидуального опыта растущего человека, обогащают его, дополняют различными аспектами, а нередко и перестраивают сложившиеся установки. Умело подобранные педагогами в соответствии с возрастом детей произведения разных видов искусства, воплощающих нравственные ценности, и организация знакомства с ними обучающихся в разных формах урочной и внеурочной деятельности составляют ценностно ориентированный эмоционально-образный контекст для их нравственного развития.
Передача через искусство жизненного опыта, накопленного поколениями людей, происходит через художественное переживание — проживание этого опыта человеком как личного, собственного опыта чувств. Исследователи процессов художественного восприятия подчеркивают его диалогическую природу. М. М. Бахтин в своих работах говорил о восприятии художественного произведения как «встречи» сознаний автора и воспринимающего. В процессе этой «встречи»-диалога воспринимающий субъект осмысливает собственные переживания, соединяет в сознании свою личную историю и жизненный опыт с опытом и жизненной судьбой его творца, воплощенными в художественной форме произведения.
Художественно-эстетическая среда — это прежде всего «поле» для эстетического общения. Для выстраивания художественно-эстетической среды в школе необходима значительная частота возникновения ситуаций обмена опытом эстетического восприятия в школьной жизни, межличностного общения по поводу искусства в его разных модификациях: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — герой произведения и его автор, учитель — автор и пр.
Эстетическом общении происходит обмен личностными эмоциональными реакциями, результатами культурного выбора, возникает эмпатическое соучастие, общность переживаний участников. Открытие школьником личностно-смысловой ценности художественного произведения совершается на фоне и в контексте общего творческого настроя, эмоционального напряжения, общей эмоциональной доминанты, что и рождает эстетическую радость, потребность культурного соучастия.
Поэтому важнейшим компонентом художественно-эстетической среды школы является эмоциональная атмосфера — эмоционально-мажорный настрой педагогов и учеников на восприятие художественных образов, увлеченность искусством.
Эмоциональность, свойственная эстетическому общению, приобретает особое звучание в контексте проблемы формирования нравственных ценностей у растущего человека. Признанным в психологических исследованиях является положение о том, что определяющее значение для формирования индивидуальной системы нравственных ценностей имеет эмоциональное проживание человеком нравственных чувств, отношений, ситуаций.
Эмоциональная атмосфера школы как компонент ее художественно-эстетической среды складывается из многообразных и ярко привлекательных форм ее жизни и эмоциональной насыщенности самих мероприятий и занятий.
Подчеркнем первостепенную роль учителя в создании эмоциональной атмосферы урока или мероприятия — его педагогическое мастерство, вдохновение, творческую интуицию, эмоционально выраженную личную позицию по обсуждаемой нравственной проблеме. Учитель, искренно передающий свои пристрастия, мнения, опыт знаний, оценок и действий, вовлекает и обучающихся в эмоциональные реакции, обсуждение и размышление, активную игру творческого воображения. «Именно живое человеческое чувство заставляет пульсировать эстетическое сознание ученика и взрослого, излучая в окружающую атмосферу общения ценностный ореол и образные цепи культурной, художественной информации, которые всеми воспринимаются, “вдыхаются”, порождая эстетическую радость, чувство и потребность культурного соучастия, творчества».
Эмоциональную атмосферу школы создает ипредметно-пространственное окружение, выполняющее роль фона и образного источника, стимулирующего освоение обучающимися нравственных ценностей, носителем которых являются включенные в него произведения искусства. Разнообразные эстетические объекты, творения искусства или хорошие репродукции картин заставляют «дышать» художественно-эстетическую среду школы.
Компонентами художественно-эстетической среды школы, влияющей на развитие личности обучающихся, являются: – предметно-пространственный, связанный с созданием чувственно-материального образа школы как ДОМА; – ценностно-смысловой, раскрывающийся в эстетическом общении на основе произведений искусства — выразителей нравственных ценностей; – эмоционально-психологический, выражающийся в эмоциональной атмосфере взаимодействия педагогов и учеников на основе увлеченности искусством, открытости, доверия, эмоциональной поддержки; – творческий, связанный с открытиями личностно-смысловой ценности художественно-образной информации и выражением самосознания в творческой деятельности. Художественно-эстетическая среда как ценностно-смысловой контекст нравственного развития обучающихся представляет атмосферу всего школьного учреждения в целом, с его эстетическими традициями, преемственностью, творческим потенциалом всего коллектива и отдельно взятого учителя, являющегося проводником и транслятором нравственных ценностей через эстетическое общение и творческое взаимодействие с обучающимися на основе искусства. Построение художественно-эстетической среды в школе позволяет создать условия для комплексного формирующего воздействия на развитие личности обучающихся с помощью наглядных примеров нравственного поведения в жизни и искусстве, атмосферы доверия субъектов образовательного процесса, обращения к внутренним силам учеников в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания.
Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения является специально созданной обстановкой, которая обеспечивает условия жизнедеятельности детей, осуществления разнообразных видов детской деятельности, их воспитания, развития и обучения.
Важным фактором в развитии художественных способностей детей является предметно-пространственное окружение ребенка. Исследования отечественных ученых показывают, что эффективность эстетического воспитания и развития во многом зависит от качества специально организованной художественно-эстетической пространственной среды
Пространственное расположение предметов, их цветовые сочетания, определенный подбор по размеру и др. оказывают эмоциональное воздействие и являются важными факторами, которые могут как положительно, так и отрицательно влиять на процесс обучения, воспитания и развития дошкольников. При этом следует учитывать, что школьник активно переживает и оценивает это окружение, эмоционально реагирует на него, что становится основой формирования его чувств, отношений и представлений.
Понимание значимости предметно-пространственного окружения для ребенка в школьном учреждении ставит перед руководителем учреждения задачу квалифицированного подхода к его организации с учетом научно обоснованных психолого-педагогических требований.
В настоящее время коллективом ученых под руководством В. А. Петровского определены принципы построения среды в школьном учреждении, которые являются общепризнанными:
-"Принцип дистанции, позиции при взаимодействии",
-"Принцип активности, самостоятельности, творчества",
-"Принцип стабильности-динамичности",
-"Принцип комплексирования и гибкого зонирования",
-"Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого",
-"Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды",
-"Принцип открытости-закрытости",
-"Принцип учета половых и возрастных различий детей".
Определяя требования к организации предметно-пространственного окружения детей, следует особо выделить положение о создании такой среды, которая была бы удобной, безопасной, эргономичной. При подборе предметного окружения следует обращать особое внимание безопасности материалов, их экологичности, прочности, а также на их цветовые соотношения и композиционные возможности.
Кроме того, созданная предметная среда должна соответствовать потребностям, интересам детей и способствовать их поступательному развитию. То есть предметная среда должна быть развивающей. Она должна сочетать в себе материальные объекты, необходимые для разнообразной деятельности ребенка и способствующие его интеллектуальному, физическому и духовному обогащению. У ребенка должна быть возможность видоизменять окружающую обстановку в зависимости от возникающей потребности, участвовать в сотворчестве со взрослыми и детьми по совершенствованию окружающего предметного мира.
Организация предметно-пространственной среды состоит из следующих элементов:
- функциональный компонент характеризуется тем, что любая среда реализует ту или иную функцию;
- конструктивный компонент означает, что составляющие элементы среды имеют определенную конструкцию, отражающую отдельную функцию;
- эстетический компонент направлен на воспитание эстетического вкуса и раскрывает стилистическое единство всех компонентов среды;
- психолого-педагогический компонент;
- финансовый компонент обеспечивает определение затрат на построение, корректировку и развитие среды;
- организационно-административный компонент служит для регулирования педагогического процесса, отношений между разными ветвями управления дошкольным образовательным учреждением.
Опираясь на анализ теоретических положений об организации предметно-пространственной среды, были выделены требования, которые выдвигались при организации художественно-эстетической пространственной среды в школьном учреждении:
- среда должна быть сложной и изменяющейся. Она должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности, в процессе которых осуществляется всестороннее развитие личности ребенка; она должна быть взаимосвязана, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности и взаимодействовать друг с другом;
- среда должна быть вариативна по содержанию и функциональным возможностям. Она должна периодически преобразовываться, стимулировать активность детей, побуждать к ее дополнению необходимыми для развертывания деятельности компонентами;
- постоянное обновление предметной развивающей среды с учетом специфики ее восприятия ребенком в соответствии с изменениями в природной и социальной среде, народными традициями и др.;
- в создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;
- предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью ко взрослому. Она должна соответствовать уровню психического развития ребенка.
Технология организации художественно-эстетической пространственной среды была экспериментально апробирована и показала свою эффективность. Алгоритм организационно-педагогической деятельности руководителя школьного учреждения включал несколько этапов:
- диагностический - анализ состояния организации среды в дошкольном учреждении;
- целеполагающий - определение целей и задач по созданию художественно-эстетической пространственной среды на основе психолого-педагогических требований, составление плана работы;
- конструктивно-исполнительский - отбор средств достижения целей организации среды; координация и регулирование деятельности всех участников педагогического процесса для достижения поставленных целей;
- аналитический - анализ и оценка результатов деятельности исполнителей, достижение целей.
Анализ результатов использования определенной технологии организации предметно-пространственной среды в практической работе дошкольного учреждения показал ее значительное влияние на художественно-эстетическое воспитание детей, когда материальные средства выступают для детей детского сада как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда ребенок, творчески преобразуя предметное пространство, получает возможность полноценного развития.