Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает туристское предприятие с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами среды его функционирования. Предпосылкой любого маркетингового исследования является управленческое решение, для принятия которого необходима соответствующая информация. Процесс получения такой информации представляет собой исследование в полном объеме, со всеми формальными требованиями.
Маркетинговые исследования подразделяются на три типа:
· предварительные (собирается предварительная информация, помогающая составить гипотезу);
· описательные (дается констатация тех или иных фактов или событий);
· аналитические (проверка гипотез о причинно-следственных связях).
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми различными, наиболее типичными из которых можно считать следующую «горячую десятку»:
· оценка рыночного потенциала предприятия;
· анализ доли рынка;
· изучение характеристик рынка;
· анализ продаж;
· изучение тенденции деловой активности;
· нахождение потенциальных потребителей,
· оценка их потребностей, существующего и будущего спроса;
· текущие наблюдения за целевым рынком;
· прогнозирование долговременных тенденций развития рынка;
· изучение деятельности конкурентов;
· анализ степени удовлетворенности потребителей предлагаемыми услугами.
Исключительно важную роль имеют маркетинговые исследования при проведении ситуационного анализа. Он является действенным методом самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетингом. Цель ситуационного анализа — показать руководству и специалистам своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие. Хорошо проведенный ситуационный анализ позволяет руководству даже процветающей фирмы избавиться от иллюзий и трезво взглянуть на положение вешей, наметить новые, более перспективные направления развития предприятия.
|
В маркетинговых исследованиях также широко применяется системный анализ, поскольку он позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Характерным для маркетинговых исследований является и комплексный подход.
Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий разные проявления. Например, проблематика рынка конкретного туристского продукта может быть связана с изменением спроса или цены, т.е. с такими аспектами исследуемого объекта (или ситуации), с помощью которых можно определить стратегические и оперативные решения выхода из создавшегося положения.
При выработке и реализации стратегии и тактики маркетинга используется и программно-целевое планирование. Более того, можно отметить, что маркетинг — это и есть программно-целевой подход к рыночной деятельности, на основе которого строится вся плановая маркетинговая работа туристского предприятия.
|
Линейное программирование как математический метод выбора оптимального решения (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами усилий или времени) также находит применение при решении ряда задач: например, при разработке наиболее выгодных туров в условиях ограниченных ресурсов, планировании маршрутов.
Разрешению реальных маркетинговых ситуаций существенно помогает метод деловых игр, позволяющий при поиске оптимальных решений «проигрывать» упрощенные модели (например, поведения потребителей туристских услуг).
Экономико-математические методы дают возможность с учетом действующих факторов определить оптимальные маркетинговые стратегии, действия конкурентов, а также оценить оптимальные затраты для получения требуемого объема прибыли.
Чрезвычайно широко в маркетинге используются методы экспертных оценок. Они позволяют достаточно оперативно получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны туристского предприятия, оценить целесообразность и эффективность тех или иных маркетинговых мероприятий.