На основе результатов констатирующего эксперимента был проведён формирующий эксперимент, который проводился с октября 2015 г. по февраль 2016 г.
Цель формирующего эксперимента – разработать программу обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) во вторую половину дня, продолжительностью 20-30 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Количество занятий: в неделю - 1 раз; в месяц - 4; в год - 36; их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантинных дней.
Обязательно проводится табелирование детей. Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.
Целью данной программы является, способствовать оздоровлению детей посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций на занятиях по плаванию; вызывать у детей желание качественно выполнять задания, используя плавательные навыки.
Оздоровительные:
- Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
- Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
- Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.
Образовательные:
- Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
- Учить плавательным навыкам и умениям.
Развивающие:
- Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
- Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно-волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
- Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить, эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.
Программа опирается на общепедагогические принципы:
1) систематичности – занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;
2) доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
3) наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
4) комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
5) личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
6) сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
На 36 занятиях с детьми проводиться освоение с водой и обучение технике плавания кролем на груди, на спине, брассом и дельфином - знакомство с элементами техники и выполнение их в постепенно усложняющихся условиях, а также обучение учебным прыжкам.
Основные задачи, решаемые на этом этапе следующие:
1-6 занятия
1. Ознакомление с правилами поведения в бассейне и техникой безопасности.
2. Устранение инстинктивного страха перед водой, посредством обучения подготовительным упражнениям, учебным прыжкам и выдохам в воду.
3. Обучение простейшим элементам основных способов плавания в упрощенных условиях.
Основными средствами на этом этапе являются: общеразвивающие и имитационные упражнения, подготовительные упражнения для освоения с водой, учебные прыжки в воду, игры (приложение 2, 3).
7-12 занятия
Задачи:
1. Ознакомление со всеми спортивными способами плавания (показ осуществляется детьми учебно-тренировочных групп или групп спортивного совершенствования).
2. Ознакомление с элементами всех спортивных способов плавания. Обучение элементам, их выполнению в упрощенных условиях.
13-18 занятия
Задачи:
1. Обучение элементам всех способов плавания в постепенно усложняющихся условиях.
2. Обучение плаванию облегченными способами (движению руками брассом, ногами кролем; движению руками дельфином, ногами кролем)
3.Обучение технике плавания спортивными способами кролю на спине и кролю на груди на задержке дыхания.
4. Обучение вариантам дыхания.
19-24 занятия
Те же задачи, что и в предыдущем микроцикле, а также:
1. Совершенствование вариантов дыхания.
2. Закрепление техники плавания по элементам и в полной координации с задержкой дыхания и с дыханием.
3. Обучение спадам в воду вниз головой, сидя и стоя на бортике -как подготовке к успешному освоению стартового прыжка
4. Проверка плавательной подготовленности.
На 24-м (контрольном) занятии выполняются упражнения:
- плавание с помощью движения ногами всеми способами;
- плавание кролем на спине – 10-12 метров;
- плавание кролем на груди с задержкой дыхания на воде – 10-12 метров;
- спад в воду из положения согнувшись.
25-30 и 31-36 занятия
Задачи:
1. Обучение технике плавания кролем на груди и спине в полной координации движений с дыханием.
2. Обучение плаванию облегченными способами, плаванию брассом и дельфином в раздельной координации движений.
3. Совершенствование выполнения спадов в воду.
4. Обучение плаванию на глубокой воде.
Основные средства и содержание 7-36 занятий: общеразвивающие и имитационные упражнения, упражнения для изучения спортивных способов плавания (Приложение 4 - 7), упражнения для изучения стартового прыжка; специальная техника дыхания в способах кроль, брасс, дельфин; игры и эстафеты.
На 36-м (контрольном) занятии выполняются:
- плавание с помощью движений ногами всеми способами – 10-25 м
- плавание кролем на груди и кролем на спине в координации – 10-25 м
- плавание брассом в раздельно координации -10-12 м
- плавание дельфином -10-12 м
В первом полугодии обучение проводится, в основном, в мелком бассейне.
Начальный этап освоения с водой сокращается до 6 занятий (по сравнению с традиционной методикой -12 занятий). По окончанию этого микроцикла дети уже готовы к изучению элементов спортивных способов плавания.
В течение года группа может пополняться новичками. Применение одновременной методики обучения плаванию создаст благоприятные предпосылки для успешного формирования навыка плавания, при условии совмещения занятий новичков и детей. Прошедшими первый этап начального обучения.
Во втором полугодии обучения ведется по принципу комплексного плавания.
Задачи:
1. Закрепление и совершенствование техники плавания по элементам и в полной координации движений с дыханием всеми способами.
2. Обучение технике стартов и поворотов.
В конце учебного года проводятся контрольные испытания:
- плавание кролем на груди, на спине, брассом, дельфином – по 25 м (с экспертной оценкой техники);
- комплексное плавание – 100 м.;
- плавание со сменой способов.
К характерным признакам метода относятся:
1. Сокращенный период освоения с водой.
2. Одновременное обучение всем спортивным способам плавания. В первую очередь изучаются основные элементы техники каждого способа: движение ногами в кроле, движение руками в брасе, движение ногами в дельфине, движение руками в кроле. На основе этих элементов идет изучение облегченных способов плавания.
3. При изучении движении руками и ногами соблюдается указанная последовательность:
- кролем, дельфином, брассом – для ног;
- брассом, кролем, дельфином – для рук.
Разработанная методика призвана обеспечить формирование широкого запаса двигательных навыков - школы движений, на базе которой возможно совершенствование техники плавания. Одновременное обучение всех способов плавания обеспечивает высокую эффективность в изучении техники спортивного плавания, что подтверждено результатами исследования.
Практические рекомендации по применению методики комплексного обучения и ее отличительные черты:
1. Начальный этап освоение с водой сокращается до 6 занятий (по сравнению с традиционной методикой -12 занятий).
2. Основными задачами, которые, прежде всего необходимо решить, являются:
- формирование комплекса рефлексов, соответствующих основным свойством и условиям водной среды;
- освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде – как подготовка к изучению техники спортивного плавания;
- устранение интенсивного страха перед водой, как основа психологической подготовки к обучению.
Подготовительные упражнения помогают решить проблемы связанные с водобоязнью, неустойчивого положения тела и создания опоры в воде.
Только после решения этих задач приступают к обучению элементов всех способов плавания.
Если занимающимся трудно осваивать элементы техники плавания кролем на спине, в частности, не получаются упражнения в скольжении на спине, скольжении «сидя», голова сильно запрокинута назад, в результате у детей возникают негативные ощущения, связанные с попаданием воды в нос, рот. В этом случае обучению элементам кроля на спине происходит с применением поддерживающих средств (плавательной доски).
3. Методическая система обучения одному способу плавания или элементу техники выглядит следующим образом:
- демонстрация способа или элемента в целом;
- краткий анализ техники выполнения;
- методические указания с поставленной двигательных задач;
- практическое выполнение: а) на суше; б) в воде
4. Каждое упражнение в процессе изучения следует выполнять в постоянно усложняющихся условиях. Каждое упражнение изучается по следующей методической схеме:
- ознакомьте с движением в общих чертах (проводится на суше);
- изучение упражнения в воде, с опорой, на месте (у бортика, используется дно);
- изучение упражнения в воде, с опорой, в движении (в ходьбе, с поддержкой партнера, с плавательной доской и т.д.);
- изучение упражнения в воде, без опоры, в движении (скольжение, плавание).
5. При обучении детей плаванию важнейшее значение имеет применение тренером-преподавателем профессионально-образной речи и «языка жестов»
6. Схему последовательного соединения элементов техники в единое целое рекомендуется ставить следующим образом:
- изучение движений ногами и изучение движений руками или наоборот (в зависимости от способа плавания и индивидуальных особенностей занимающихся);
- изучение дыхания;
- изучение движений руками в согласовании с дыханием;
- изучение движений ногами в согласовании с дыханием;
- согласование движений рук и ног;
- плавание с помощью движений руками и ногами на задержке дыхания;
- плавание в полной координации.
7. При обучении элементам всех способов плавания в течение одного занятия рекомендуется соблюдать указанную последовательность:
- брассом, кролем, дельфином - для рук;
- кролем, дельфином, брассом - для ног.
В этом случае не будет возникать отрицательный перенос навыка при одновременном изучении всех способов плавания.
8. Методика комплексного обучения предусматривает одновременное изучение всех спортивных способов плавания, начиная с первых занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе теоретического изучения вопроса нами было отмечено, что плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.
Детский возраст – время, когда формируется большинство физических качеств человека, закладывается основной фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуется функциональные возможности организма. В этом возрасте они относительно быстро осваивают основы современной техники спортивных способов плавания, чему способствует высокая подвижность в суставах и естественность движений.
В ходе изучения особенностей методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста было выделено четыре этапа: первый – приобщение к воде; второй этап – разучивание техники плавания кролем на груди и на спине, спадов вперёд с низкого бортика, новых общеразвивающих и специальных упражнений пловца на суши. На третьем этапе – закрепление и работа над ошибками. Четвёртый этап – углубленного разучивания и совершенствования.
Экспериментальное исследование обучения плаванию детей младшего школьного возраста проводилось на базе фитнес - центра «Атмосфера», в котором приняло участие 6 детей в возрасте 7 – 8 лет.
Констатирующий эксперимент показал, что дети практически не владеют техникой плавания кролем на груди, на спине и брассом.
На основе полученных результатов была разработана программа обучения плаванию детей младшего школьного возраста. В процессе 36 занятий проводилось освоение с водой и обучение технике плавания кролем на груди, на спине, брассом и дельфином - знакомство с элементами техники и выполнение их в постепенно усложняющихся условиях, а также обучение учебным прыжкам.
После реализации комплекса занятий был проведен контрольный эксперимент, который показал, что мы достигли поставленной в начале года цели – научить детей владеть техникой плавания кролем на груди, на спине и брассом. Полученные результаты соответствуют нормативным показателям, либо приближены к ним.
На основе вышесказанного можно отметить, что разработанный комплекс занятий по обучению плаванию является эффективным.
Список использованной литературы
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.; Физкультура и спорт, 2008. – 324 с.
2. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Л.А. Бендет. - Киев: Здоровье, 2005 - 216 с.
3. Адашковичене, Э.И. Плавание / Э.И. Адашковичене. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 128 с.
4. Бажуков, С.М. Здоровье детей - общая забота (организация физического воспитания школьников по месту жительства) / С.М. Бажуков. - М.: Физкультура и спорт, 1987 - 186 с.
5. Бакшеев, М.Д. Специализированные восприятия в плавании / М.Д. Бакшеев. - Омск: Сиб. ГАФК, 2011 - 21 с.
6. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 132 с.
7. Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь – плавание / Н.Ж. Булгакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. - 160с.
8. Булах, И.М. Плавание: от рождения до школы / И.М. Булах. – Мн.: Полымя, 2001. – 106 с.
9. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1986. – 146 с.
10. Вайцеховский, С.М. Быстрая вода / С.М. Вайцеховский. - М.: Молодая гвардия, 2009. – 175 с.
11. Вороненко, С.Ф. Некоторые особенности методики ускоренного обучения плаванию / С.Ф. Вороненко, А.А. Зиновьев. - Хабаровск, 1989. - 50 с.
12. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 109 с.
13. Васильев, B.C. Обучение детей плаванию / В.С. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 40 с.
14. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 157 с.
15. Дорошенко, И.В. Учись плавать / И.В. Дорошенко. - М.: Советский спорт, 1989. - 64 с.
16. Дудальский, В.В. Игры на воде при обучении детей плаванию / В.В. Дудальский, Е.Г. Маряничева. Учебное пособие для студентов ИФК. - Краснодар, 2010. – 111 с.
17. Инясевский, К.А. Тренировка пловца. Пособие для тренеров / К.А. Инясевский, Б.Н. Никитский. – СПб.: ПитерКом, 2012. – 135с.
18. Курамшин, Ю.Ф. Найдите свой талант / Ю.Ф. Курамшин, В.М. Поповский. - Л.: Лениздат, 1987. - 130 с.
19. Кубышкин, В.И. Учите школьников плавать / В.И. Кубышкин. - М.: Просвещение, 2008 - 112 с.
20. Козлов, А.В. Плавание доступно всем / А.В. Козлов. - Л. Лениздат, 1987. - 130 с.
21. Макаренко, Л.П. Плавайте на здоровье / Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 288 с.
22. Маслов, В.И. Плавать должны все / В.И. Маслов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 95 с.
23. Медянников, В.В. К вопросу интенсификации начального обучения плаванию / В.В. Медянников, Ю.И. Радыгин // Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С. 59-67.
24. Никитин, Б. Резервы здоровья наших детей / Б. Никитин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 137 с.
25. Никитский, Б.Н. Плавание: Учебник для студентов физического воспитания / Б.Н. Никитский. - М.: Просвещение, 2011. - 304с.
26. Осокина, Т.И. Как научить детей плавать / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1985. - 99с.
27. Панкратьева, Н.Е. Здоровье - социальная целостность / Н.Е. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. - М.: Мысль, 1989 - 144 с.
28. Петров, Н.И. Физическая культура и школа / Н.И. Петров // Теория и практика физической культуры. – 1978. - № 2.
29. Пошевский, С.А. Физкультура и закаливание в семье / С.А. Пошевский, Е.П. Гук. - М.: Медицина, 1985. - 124 с.
30. Семёнов, Ю.Н. Навык плавания каждому / Ю.Н. Семёнов. - М.: Физкультура и спорт 1983 - 144 с.
31. Тонкова-Ямпольская, Г.В. Ради здоровья детей / Г.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Н. Черток. - М. Просвещение, 1985. - 156 с.
32. Тимофеева, Е.А. Обучение плавания в детском саду / Е.А. Тимофеева, Т.И. Осичкина. – М.: Просвящение, 2001. – 86 с.
33. Фирсов, З.П. Плавание для всех / З.П. Фирсов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 130 с.
34. Фирсов, З.П. Плавать раньше, чем ходить / З.П. Фирсов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 64с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: 2013 г. URL: https:// Минобрнауки.рф.pdf
36. Чусов, Ю.Н. Закаливание школьников / Ю.Н. Чусов. - М.: Просвещение, 2005 - 128 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ