Формирующий этап эксперимента




 

 

На основе результатов констатирующего эксперимента был проведён формирующий эксперимент, который проводился с октября 2015 г. по февраль 2016 г.

Цель формирующего эксперимента – разработать программу обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) во вторую половину дня, продолжительностью 20-30 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Количество занятий: в неделю - 1 раз; в месяц - 4; в год - 36; их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантинных дней.

Обязательно проводится табелирование детей. Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.

Целью данной программы является, способствовать оздоровлению детей посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций на занятиях по плаванию; вызывать у детей желание качественно выполнять задания, используя плавательные навыки.

Оздоровительные:

- Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;

- Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;

- Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.

Образовательные:

- Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

- Учить плавательным навыкам и умениям.

Развивающие:

- Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;

- Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.

Воспитательные:

- Воспитывать нравственно-волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;

- Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить, эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.

Программа опирается на общепедагогические принципы:

1) систематичности – занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;

2) доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;

3) наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;

4) комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;

5) личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;

6) сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.

На 36 занятиях с детьми проводиться освоение с водой и обучение технике плавания кролем на груди, на спине, брассом и дельфином - знакомство с элементами техники и выполнение их в постепенно усложняющихся условиях, а также обучение учебным прыжкам.

Основные задачи, решаемые на этом этапе следующие:

1-6 занятия

1. Ознакомление с правилами поведения в бассейне и техникой безопасности.

2. Устранение инстинктивного страха перед водой, посредством обучения подготовительным упражнениям, учебным прыжкам и выдохам в воду.

3. Обучение простейшим элементам основных способов плавания в упрощенных условиях.

Основными средствами на этом этапе являются: общеразвивающие и имитационные упражнения, подготовительные упражнения для освоения с водой, учебные прыжки в воду, игры (приложение 2, 3).

7-12 занятия

Задачи:

1. Ознакомление со всеми спортивными способами плавания (показ осуществляется детьми учебно-тренировочных групп или групп спортивного совершенствования).

2. Ознакомление с элементами всех спортивных способов плавания. Обучение элементам, их выполнению в упрощенных условиях.

13-18 занятия

Задачи:

1. Обучение элементам всех способов плавания в постепенно усложняющихся условиях.

2. Обучение плаванию облегченными способами (движению руками брассом, ногами кролем; движению руками дельфином, ногами кролем)

3.Обучение технике плавания спортивными способами кролю на спине и кролю на груди на задержке дыхания.

4. Обучение вариантам дыхания.

19-24 занятия

Те же задачи, что и в предыдущем микроцикле, а также:

1. Совершенствование вариантов дыхания.

2. Закрепление техники плавания по элементам и в полной координации с задержкой дыхания и с дыханием.

3. Обучение спадам в воду вниз головой, сидя и стоя на бортике -как подготовке к успешному освоению стартового прыжка

4. Проверка плавательной подготовленности.

На 24-м (контрольном) занятии выполняются упражнения:

- плавание с помощью движения ногами всеми способами;

- плавание кролем на спине – 10-12 метров;

- плавание кролем на груди с задержкой дыхания на воде – 10-12 метров;

- спад в воду из положения согнувшись.

25-30 и 31-36 занятия

Задачи:

1. Обучение технике плавания кролем на груди и спине в полной координации движений с дыханием.

2. Обучение плаванию облегченными способами, плаванию брассом и дельфином в раздельной координации движений.

3. Совершенствование выполнения спадов в воду.

4. Обучение плаванию на глубокой воде.

Основные средства и содержание 7-36 занятий: общеразвивающие и имитационные упражнения, упражнения для изучения спортивных способов плавания (Приложение 4 - 7), упражнения для изучения стартового прыжка; специальная техника дыхания в способах кроль, брасс, дельфин; игры и эстафеты.

На 36-м (контрольном) занятии выполняются:

- плавание с помощью движений ногами всеми способами – 10-25 м

- плавание кролем на груди и кролем на спине в координации – 10-25 м

- плавание брассом в раздельно координации -10-12 м

- плавание дельфином -10-12 м

В первом полугодии обучение проводится, в основном, в мелком бассейне.

Начальный этап освоения с водой сокращается до 6 занятий (по сравнению с традиционной методикой -12 занятий). По окончанию этого микроцикла дети уже готовы к изучению элементов спортивных способов плавания.

В течение года группа может пополняться новичками. Применение одновременной методики обучения плаванию создаст благоприятные предпосылки для успешного формирования навыка плавания, при условии совмещения занятий новичков и детей. Прошедшими первый этап начального обучения.

Во втором полугодии обучения ведется по принципу комплексного плавания.

Задачи:

1. Закрепление и совершенствование техники плавания по элементам и в полной координации движений с дыханием всеми способами.

2. Обучение технике стартов и поворотов.

В конце учебного года проводятся контрольные испытания:

- плавание кролем на груди, на спине, брассом, дельфином – по 25 м (с экспертной оценкой техники);

- комплексное плавание – 100 м.;

- плавание со сменой способов.

К характерным признакам метода относятся:

1. Сокращенный период освоения с водой.

2. Одновременное обучение всем спортивным способам плавания. В первую очередь изучаются основные элементы техники каждого способа: движение ногами в кроле, движение руками в брасе, движение ногами в дельфине, движение руками в кроле. На основе этих элементов идет изучение облегченных способов плавания.

3. При изучении движении руками и ногами соблюдается указанная последовательность:

- кролем, дельфином, брассом – для ног;

- брассом, кролем, дельфином – для рук.

Разработанная методика призвана обеспечить формирование широкого запаса двигательных навыков - школы движений, на базе которой возможно совершенствование техники плавания. Одновременное обучение всех способов плавания обеспечивает высокую эффективность в изучении техники спортивного плавания, что подтверждено результатами исследования.

Практические рекомендации по применению методики комплексного обучения и ее отличительные черты:

1. Начальный этап освоение с водой сокращается до 6 занятий (по сравнению с традиционной методикой -12 занятий).

2. Основными задачами, которые, прежде всего необходимо решить, являются:

- формирование комплекса рефлексов, соответствующих основным свойством и условиям водной среды;

- освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде – как подготовка к изучению техники спортивного плавания;

- устранение интенсивного страха перед водой, как основа психологической подготовки к обучению.

Подготовительные упражнения помогают решить проблемы связанные с водобоязнью, неустойчивого положения тела и создания опоры в воде.

Только после решения этих задач приступают к обучению элементов всех способов плавания.

Если занимающимся трудно осваивать элементы техники плавания кролем на спине, в частности, не получаются упражнения в скольжении на спине, скольжении «сидя», голова сильно запрокинута назад, в результате у детей возникают негативные ощущения, связанные с попаданием воды в нос, рот. В этом случае обучению элементам кроля на спине происходит с применением поддерживающих средств (плавательной доски).

3. Методическая система обучения одному способу плавания или элементу техники выглядит следующим образом:

- демонстрация способа или элемента в целом;

- краткий анализ техники выполнения;

- методические указания с поставленной двигательных задач;

- практическое выполнение: а) на суше; б) в воде

4. Каждое упражнение в процессе изучения следует выполнять в постоянно усложняющихся условиях. Каждое упражнение изучается по следующей методической схеме:

- ознакомьте с движением в общих чертах (проводится на суше);

- изучение упражнения в воде, с опорой, на месте (у бортика, используется дно);

- изучение упражнения в воде, с опорой, в движении (в ходьбе, с поддержкой партнера, с плавательной доской и т.д.);

- изучение упражнения в воде, без опоры, в движении (скольжение, плавание).

5. При обучении детей плаванию важнейшее значение имеет применение тренером-преподавателем профессионально-образной речи и «языка жестов»

6. Схему последовательного соединения элементов техники в единое целое рекомендуется ставить следующим образом:

- изучение движений ногами и изучение движений руками или наоборот (в зависимости от способа плавания и индивидуальных особенностей занимающихся);

- изучение дыхания;

- изучение движений руками в согласовании с дыханием;

- изучение движений ногами в согласовании с дыханием;

- согласование движений рук и ног;

- плавание с помощью движений руками и ногами на задержке дыхания;

- плавание в полной координации.

7. При обучении элементам всех способов плавания в течение одного занятия рекомендуется соблюдать указанную последовательность:

- брассом, кролем, дельфином - для рук;

- кролем, дельфином, брассом - для ног.

В этом случае не будет возникать отрицательный перенос навыка при одновременном изучении всех способов плавания.

8. Методика комплексного обучения предусматривает одновременное изучение всех спортивных способов плавания, начиная с первых занятий.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в ходе теоретического изучения вопроса нами было отмечено, что плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Детский возраст – время, когда формируется большинство физических качеств человека, закладывается основной фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуется функциональные возможности организма. В этом возрасте они относительно быстро осваивают основы современной техники спортивных способов плавания, чему способствует высокая подвижность в суставах и естественность движений.

В ходе изучения особенностей методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста было выделено четыре этапа: первый – приобщение к воде; второй этап – разучивание техники плавания кролем на груди и на спине, спадов вперёд с низкого бортика, новых общеразвивающих и специальных упражнений пловца на суши. На третьем этапе – закрепление и работа над ошибками. Четвёртый этап – углубленного разучивания и совершенствования.

Экспериментальное исследование обучения плаванию детей младшего школьного возраста проводилось на базе фитнес - центра «Атмосфера», в котором приняло участие 6 детей в возрасте 7 – 8 лет.

Констатирующий эксперимент показал, что дети практически не владеют техникой плавания кролем на груди, на спине и брассом.

На основе полученных результатов была разработана программа обучения плаванию детей младшего школьного возраста. В процессе 36 занятий проводилось освоение с водой и обучение технике плавания кролем на груди, на спине, брассом и дельфином - знакомство с элементами техники и выполнение их в постепенно усложняющихся условиях, а также обучение учебным прыжкам.

После реализации комплекса занятий был проведен контрольный эксперимент, который показал, что мы достигли поставленной в начале года цели – научить детей владеть техникой плавания кролем на груди, на спине и брассом. Полученные результаты соответствуют нормативным показателям, либо приближены к ним.

На основе вышесказанного можно отметить, что разработанный комплекс занятий по обучению плаванию является эффективным.

 

 


 

Список использованной литературы

 

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.; Физкультура и спорт, 2008. – 324 с.

2. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Л.А. Бендет. - Ки­ев: Здоровье, 2005 - 216 с.

3. Адашковичене, Э.И. Плавание / Э.И. Адашковичене. – М.: Физкульту­ра и спорт, 1992. – 128 с.

4. Бажуков, С.М. Здоровье детей - общая забота (организация физи­ческого воспитания школьников по месту жительства) / С.М. Бажуков. - М.: Физ­культура и спорт, 1987 - 186 с.

5. Бакшеев, М.Д. Специализированные восприятия в плавании / М.Д. Бакшеев. - Омск: Сиб. ГАФК, 2011 - 21 с.

6. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 132 с.

7. Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь – плавание / Н.Ж. Булгакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. - 160с.

8. Булах, И.М. Плавание: от рождения до школы / И.М. Булах. – Мн.: Полымя, 2001. – 106 с.

9. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1986. – 146 с.

10. Вайцеховский, С.М. Быстрая вода / С.М. Вайцеховский. - М.: Молодая гвардия, 2009. – 175 с.

11. Вороненко, С.Ф. Некоторые особенности методики ускоренного обучения плаванию / С.Ф. Вороненко, А.А. Зиновьев. - Хабаровск, 1989. - 50 с.

12. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физ­культура и спорт, 1986. – 109 с.

13. Васильев, B.C. Обучение детей плаванию / В.С. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 40 с.

14. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 157 с.

15. Дорошенко, И.В. Учись плавать / И.В. Дорошенко. - М.: Советский спорт, 1989. - 64 с.

16. Дудальский, В.В. Игры на воде при обучении детей плаванию / В.В. Дудальский, Е.Г. Маряничева. Учебное пособие для студентов ИФК. - Краснодар, 2010. – 111 с.

17. Инясевский, К.А. Тренировка пловца. Пособие для тренеров / К.А. Инясевский, Б.Н. Никитский. – СПб.: ПитерКом, 2012. – 135с.

18. Курамшин, Ю.Ф. Найдите свой талант / Ю.Ф. Курамшин, В.М. Поповский. - Л.: Лениздат, 1987. - 130 с.

19. Кубышкин, В.И. Учите школьников плавать / В.И. Кубышкин. - М.: Просвещение, 2008 - 112 с.

20. Козлов, А.В. Плавание доступно всем / А.В. Козлов. - Л. Лениздат, 1987. - 130 с.

21. Макаренко, Л.П. Плавайте на здоровье / Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 288 с.

22. Маслов, В.И. Плавать должны все / В.И. Маслов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 95 с.

23. Медянников, В.В. К вопросу интенсификации начального обучения плаванию / В.В. Медянников, Ю.И. Радыгин // Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С. 59-67.

24. Никитин, Б. Резервы здоровья наших детей / Б. Никитин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 137 с.

25. Никитский, Б.Н. Плавание: Учебник для студентов физического воспитания / Б.Н. Никитский. - М.: Просвещение, 2011. - 304с.

26. Осокина, Т.И. Как научить детей плавать / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1985. - 99с.

27. Панкратьева, Н.Е. Здоровье - социаль­ная целостность / Н.Е. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. - М.: Мысль, 1989 - 144 с.

28. Петров, Н.И. Физическая культура и школа / Н.И. Петров // Теория и практика фи­зической культуры. – 1978. - № 2.

29. Пошевский, С.А. Физкультура и закаливание в семье / С.А. Пошевский, Е.П. Гук. - М.: Медицина, 1985. - 124 с.

30. Семёнов, Ю.Н. Навык плавания каждому / Ю.Н. Семёнов. - М.: Физкультура и спорт 1983 - 144 с.

31. Тонкова-Ямпольская, Г.В. Ради здоровья детей / Г.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Н. Черток. - М. Просвещение, 1985. - 156 с.

32. Тимофеева, Е.А. Обучение плавания в детском саду / Е.А. Тимофеева, Т.И. Осичкина. – М.: Просвящение, 2001. – 86 с.

33. Фирсов, З.П. Плавание для всех / З.П. Фирсов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 130 с.

34. Фирсов, З.П. Плавать раньше, чем ходить / З.П. Фирсов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 64с.

35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: 2013 г. URL: https:// Минобрнауки.рф.pdf

36. Чусов, Ю.Н. Закаливание школьников / Ю.Н. Чусов. - М.: Просвещение, 2005 - 128 с.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: