Еще одно лицо моего города




Работа

На конкурс в рамках Молодежного патриотического фестиваля

«От южных морей до полярного края»

Еще одно лицо моего города

Анастасия Романовна Бородулина

МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова

Тамбовской области

Конкурсное направление: Журналистика

Номинация: Публикация

 

Еще одно лицо моего города

 

Что должно волновать истинного патриота? О чем он должен задумываться сегодня? Я, как истинный россиянин, считаю, что задумываться надо о том, какой будет Родина, что надо сделать, чтобы её уважали, с ней считались, ценили. И первый шаг к решению этих вопросов – изучение истории родного края.

Всем хорошо известны строчки: «С чего начинается Родина…» Для меня она начинается с замечательной улицы Мира моего любимого провинциального городка Кирсанова, расположенного в самом сердце Тамбовщины.

У Кирсанова много лиц. У нас есть знаменитый кинооператор, снимавший сражающийся Сталинград, Орлянкин Валентин Иванович, свой бунтарь Александр Антонов, свой собор Тихвинско-Богородицкого монастыря с иконой, проглядывающей сквозь окрашенную стену, и даже свои казаки… Мой Кирсанов такой разный и такой родной и близкий.

Так вот, о казачестве, столь популярном сегодня. В нашей школе в 2016 году был открыт казачий класс. Пятиклассники стали преемниками древних традиций, протянувших руку из XVII века в XXI. Ребята надели яркую, красивую форму и стали как-то строже, взрослее. Девочки с аккуратно убранными косами, в белоснежных блузках с настоящими погонами заставляют невольно подумать: «Наша страна – великая держава!» Оказалось, что направление этого класса было выбрано не просто так. Казачество – это история нашей области и нашего города. И я как будущий журналист решила провести своё маленькое расследование. Так что же такое казачество?

Когда мы слышим слово «казак», то вспоминаем времена Золотой орды. Именно с этого момента и началось, как мы бы теперь сказали, это движение. В 1354 году левая сторона Верхнего Дона отошла в ведение Рязанского епископа. Святитель Алексий, митрополит, в 1360-ом в грамоте посылает своё благословение, оно начинается так: «Благословение Алексия, Патриарха и Всея Руси к детям моим к баскаком, к сотником и к попом и ко всем христианам Червленого Яра и ко всем городом на Великую Ворону…» Это прямое доказательство того, что казаки были на Тамбовщине. Очень жаль, что в областном краеведческом музее практически ничего нет на эту тему. Читая историю нашей области, я узнала о том, что в далеком 1636 году по указу царя Алексея Михайловича в нашу губернию целыми семьями переселяли казаков с Дона, Запорожья, Терека. Первыми были 45 казаков с Дона, а затем и с Запорожской Сечи.

Главной задачей тамбовских казаков того времени было строительство крепости, укрепляющей Тамбов и Козлов для охраны ближних рубежей от ногайцев и татар. А сёла Полковое, Беломестная Криуша, Покрово-Пригородное, Цнинское, Донское – не что иное, как казачьи укрепрайоны.

Владимир Пантелеймонович Векленко атаман Тамбовского отдельского казачьего общества Центрального казачьего войска рассказывает в одном из интервью: «Более того, для охраны ближних рубежей отряд, сформированный из тамбовских казаков, переселили на реку Хопёр. Позже Хопёрское объединение стало составной частью Всевеликого Донского войска. От Тамбова пошла и ветвь уральских, сибирских казаков. На Урале даже есть село Тамбовка. А так называемые мещерские казаки жили на севере современной Тамбовщины ещё во времена Ивана Великого».

Хоперские казаки позже были переведены на Северный Кавказ в город Ставрополь. А в 1826 г. казаки-хопёрцы переселились в верховья Кубани и основали несколько станиц. Также в начале 19 века из казаков-переселенцев сформировали Оренбургское казачье войско и три станицы. Значит, Тамбовщина стала родоначальницей для казачества многих регионов России. От Тамбова пошли ветви Уральских и Сибирских казаков.

Что же касается Кирсанова, то в социальных сетях на страничках Старого Кирсанова нахожу цитату Ростислава Просветова: «Несомненно, что поселение Пурсованье было мордовским, а затем - русским, Кирсаново. И все же, вполне возможно, что казаки и до нас доходили в нач. XVII века: "воспользовались упадком московской сторожевой службы во время гражданской войны и снова продвинулись вверх по Хопру, и не только на свои старые земли до устья Вороны, но и дальше. В 1612 году хоперские казаки, а с ними и не упоминавшиеся ранее в источниках медведицские впервые официально упомянуты, в связи с тем, что они поддерживали находившегося в Астрахани Заруцкого с Мариной Мнишек и не желали подчиняться ни Москве, ни нижнедонскому общевойсковому казачьему начальству" (Цит. по: Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историография. М., 2016. С. 31). Итак, червленоярцы или хоперские казаки "гуляли", в основном, за Вороной. Но и к нам заглядывали, пока Москва не усилилась». Так что на моей родине, в Кирсанове, так же как и во всей Тамбовской области было много казаков. Их задачей было охранять наш край от нападения врагов.

А законы и правила у казаков очень интересные. За малейшую провинность атаман мог серьёзно наказать. Огреть по спине нагайкой, след от которого заживал долгие месяцы. Но удар по спине означал не только наказание. Раньше посвящение в атаманы проходило на глазах у толпы. В этот момент будущий атаман должен был вытерпеть три удара нагайкой. Шрамы от посвящения оставались на всю жизнь. Хотя в наше время решили отказаться от этого ритуала, но дух казачества, я думаю, остался. У казаков был и свой жизненный стиль, который как нельзя лучше отражается в следующих строчках:

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон

 

Необыкновенная свобода действий, храбрость, независимость и отвага. А главное, любовь к родине. На этих людей нужно равняться!

Во времена революции проходило массовое расказачивание. Казаков расстреливали, восставшие хутора по приказу члена Реввоенсовета Южного фронта Колегаева сжигали. Массово брали в заложники и отправляли в лагеря. Несмотря на жестокие действия властей, казачество не было истреблено. Наоборот, расказачивание укрепило дух тех, кто не предал свои идеи и веру.

В 2007 году на территорию России стали возвращаться так называемые кубанские казаки, которые были расселены во времена революции. С того момента в казачье объединение было принято около трех миллионов человек, впечатляющая цифра. Ведь стать казаком – это не просто надеть на себя красивый костюм, а принять их правила и законы, изменить свою жизнь. С момента принятия в казаки, человек становится примером для своего окружения. С древних времен дети, да и многие взрослые, хотели стать казаками, но не могли. Раньше для того, чтобы стать настоящим казаком, нужно было проявить себя в военном деле, многое уметь, например, пользоваться мечом и другими видами оружия того времени, знать казачьи законы. Сегодня это можно сделать проще. Хотелось бы, чтобы современные казаки чтили древние патриотические традиции, чтобы казачество не сводилось к ношению формы.

Сегодня казаки не только проводят интересные фестивали и праздники, но и занимаются действительно полезными делами. Так, под руководством старейшего городского хуторского общества И.Н. Михайлюка был создан поисковой казачий отряд, занимающийся раскопками в местах боевой славы. Летом 2016 года всем городом мы хоронили останки кирсановского солдата Ивана Васильевича Перемыщева, найденные на Смоленщине.В Кирсанове казаки патрулируют улицы, но пока на уровне добровольных дружин, принимают участие в крестных ходах, парадах и торжественных мероприятиях города.

Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин в одном интервью так высказался о казаках: «Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи». Он не остался в стороне этого благородного движения и видит в нем основу патриотизма. (Опубликовано в Российской газете 20 февраля 2012 г. в материале «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России».)

А закончить свои рассуждения о казачестве мне хочется словами патриарха Кирилла: «Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории… Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности.» И я с ним согласна. Возрождая казачество, с детства, так, как это происходит в нашей школе, мы можем воспитать поколение, уважающее старших, чтящее историческую память, защищающее нашу родину.

Вот такая моя «малая родина», тихий, уютный городок, раскинувшийся на берегах Вороны и Пурсовки, родной и любимый.

 

Прием в казаки. Фотографии из архива школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: