ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ




 

Под идеологическим воспитанием понимается целенаправлен­ный, научно обоснованный социально-педагогический процесс созда­ния оптимальных условий для освоения основополагающих национальных ценностей, идей, убеждений, формирования национального са­мосознания и становления активной гражданской позиции учащегося.

Целью идеологического воспитания является формирование со­циально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности, имею­щего качества патриота, гражданина, семьянина, труженика, способ­ной к реализации базовых компетенций: социально-политических, ком­муникационных, допрофессиональных, профессиональных, личностных.

Освоению социальных ролей способствует формирование личностных качеств:

- гражданина, патриота: чувство долга, национальной гордости, патриотизма, общественная активность, уважение прав и свобод других людей, правосознание и гражданская ответственность, интернационализм.

- труженика: дисциплинированность, ответственность, работоспособность, организованность, профессиональная гордость, опыт трудовой деятельности, коллективизм, эстетическое отношение к труду, ответственность за результаты труда.

- семьянина: трудолюбие, ответственность, тактичность, умение воспитывать детей, готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности, уважение к своим родителям.

К базовым компетенциям растущей личности, выступающим в качестве приоритетной цели идеологического воспитания относят:

- социально-политические компетенции, предусматрива­ющие осознание личностью самоценности государства, нации, языка, культуры; мотивацию целей развития общества и идентификацию себя в нем. В связи с этим актуальными и социально востребованными выступают такие компетенции, как готовность личности к принятию ответственности как способности к автономному, нонконформистскому существованию. Характер обозначенных компетенций определяется интегративным умением личности устанавливать коммуникации в полилоговой среде, формировать пространство единомышленников;

- коммуникационные компетенции, связанные с овладением навыками продуктивного устного и письменного общения, основами информационных технологий в контексте полилингвистической и межэтнической культуры, способность понимать расовые, этнические, национальные различия: умение жить с людьми других культур, языков, религий;

- допрофессиональные и профессиональные компетенции, включающие потребность в профессиональном самосовершенствовании как жизненной стратегии;

- личностные компетенции, предусматривающие сформированность таких качеств, как толерантность, достоинство, нравственная чистота, успешность, жизнеспособность как умение реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях, в богатстве собственной культуры и способностей.

Задачи идеологического воспитания включают реализацию следующих направлений:

1. формирование у подрастающего поколения системы идей о целях развития белорусского общества, человека и путях их достижения через осмысление этнической самобытности и самоидентификации;

2. развитие основ национального самосознания, ответственного отношения к самому себе, близким, обществу, природе и духовности; социально значимого поведения в изменяющихся условиях;

3. формирование жизнеспособности как умения реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях;

4. развитие мотивации к созидательной деятельности по преобразованию и совершенствованию внутреннего мира, отношений с людьми, окружающей реальности.

Идеологическое воспитание как многогранный и всеобъемлющий процесс социального становления личности тесно взаимосвязан с идейно-политическим, гражданско-патриотическим, идейно-нравственным, а также национальным и интернациональным воспитанием. Идеологическое воспитание интегрирует все обозначенные виды воспитательной деятельности как целостную систему образовательного учреждения.

Идеологическое воспитание подрастающего поколения, должно быть ориентировано на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология суверен­ной Беларуси, принятие национальной идеи, формирование мировоз­зрения на основе достижений науки, техники, производства, инфор­мационных технологий, стремление к качественным преобразовани­ям в обществе, осознание стратегии и идеологии государства в сфе­ре экономики, права, социальной защиты, образования, здравоохра­нения, культуры, спорта.

В качестве идейного фундамента данного процесса выступает система национальных ценностей белорусского государства:

Патрио­тизм характеризуется любовью и уважением к сво­ему народу, ближним, са­мому себе, историческо­му прошлому, языку, культуре. Гордостью за принадлеж­ность к белорусскому эт­носу. Идентификация — соот­несение себя с обще­ством, его целями разви­тия и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов

Гражданственность. Содержательный компонент: долг, достоинство, ответ­ственность, социальные практика и активность, формирование основ на­ционального самосозна­ния через систему идей о целях белорусского обще­ства и гражданина, сред­ствах их достижения; овла­дение способами реализа­ции прав и ответственно­сти по отношению к себе как личности, семье, окру­жающим, Отечеству, пла­нете, признание и соблю­дение Конституции РБ, овладение основами пра­вовой культуры, социаль­ного жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели раз­вития (социально ориен­тированная направлен­ность, многоукладный ха­рактер экономики — го­сударственная и частная формы собственности) осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов

Толеран­тность. Содержательный компонент: толерантность как сочув­ствие ближнему, способ­ность принять человека с различными социальны­ми, этническими, религи­озными взглядами, спо­соб духовного преобра­зования личности; уваже­ние прав и свобод чело­века; навык сотрудничать и позитивно разрешать конфликты; навык под­держивать всеобщую бе­зопасность

Трудо­любие. Содержательный компонент: труд как ценность, роль и место труда в преобразо­вании общества, труд на благо других, социальный смысл трудовой деятель­ности, основы экономи­ческих знаний и мышле­ния, осмысление потреб­ности в трудовой деятель­ности, познание как часть трудовой мыследеятельности, уважение к людям труда, овладение навыка­ми самообслуживания

Коллек­тивизм. Содержательный компонент: единство интересов лич­ности и коллектива; само­ценность межличностных отношений; справедли­вость как ценность; кол­лективизм как взаимоподдержка, взаимопони­мание, сотрудничество, готовность к взаимодей­ствию для достижения общих целей, способ­ность формировать среду единомышленников.

Содержание идеологического воспитания направлено на осмысление воспитанником ценностного отношения к социальным реалиям, а именно:

- к правилам природопользования, охране обитания человека, к воссстановлению экологического равновесия; к труду как условию развития и самореализации личности; к учению как непрерывной познавательной потребности человека;

- к людям на принципах толерантности, уважения и диалога; к женщине как продолжательнице человеческого рода и хранительнице духовных ценностей, к семье;

- к гражданским обязанностям как условию формирования цивилизованного правового общества; к самому себе на принципах самоуважения и самодостоинства;

- к прекрасному как способности личности к эстетическому пере­живанию красоты, умению ее создавать, готовности к преобразова­нию окружающего мира по законам гармонии; определение способов действия, оценку возможностей в их со­отношении с реальностью и необходимостью совершения социально значимого поступка.

Важным элементом системы идеологического воспитания является формирование национального самосознания. Национальное самосознание личности – это осознание человеком своей принадлежности к определенной этносоциальной общности, осознание общих национальных интересов, ценностей и идеалов людей как своих личных.Национальное самосознание характеризуется также любовью к родному языку, национальной культуре, приверженностью к национальным ценностям, осознанным чувством национальной гордости и осознанием общности интересов. Эти структурные компоненты национального самосознания находятся в постоянном диалектическом развитии. У человека, живущего в определенной национальной среде, по­требности, интересы и чувства имеют ту или иную национально-спе­цифическую окраску.

Для эффективной реализации целей формирования национального самосознания существует необходимость участия учащихся в деятельности, национальной по содержанию и направленности. К основным видам национально значимой деятельности относятся следующие: познание объективных законов развития нации и национальных отношений, национальных потребностей, интересов, идей, ценностей; поддержание и укрепление общественного строя национального государства, являющегося гарантом развития нации; сохранение территориальной целостности национального государства как материальной основы развития экономических, политических и культурных связей народа; развитие национальной экономики, развитие национальной культуры и языка, сохранение и приумножение наиболее прогрессивных элементов социального и культурного наследия. В качестве мотивов, побуждающих к деятельности, выступают национальные потребности, интересы, идеалы, ценности.

В качестве критериев качества идеологического воспитания выступают следующие личностные параметры учащегося:

· Чувство самоуважения;

· Уважение и терпимость по отношению к другим;

· Чувство сопричастности и социальной ответственности;

· Любовь к Отечеству, гордость за принадлежность к белорусскому народу; уважение его культуры, языка, духовных ценностей;

· Понимание этнических истоков, исторического прошлого, целей и путей развития государства, общества, человека;

· Понимание важности социальных знаний как способа приобретения новых мировоззренческих представлений о современной реальности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: