Под идеологическим воспитанием понимается целенаправленный, научно обоснованный социально-педагогический процесс создания оптимальных условий для освоения основополагающих национальных ценностей, идей, убеждений, формирования национального самосознания и становления активной гражданской позиции учащегося.
Целью идеологического воспитания является формирование социально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности, имеющего качества патриота, гражданина, семьянина, труженика, способной к реализации базовых компетенций: социально-политических, коммуникационных, допрофессиональных, профессиональных, личностных.
Освоению социальных ролей способствует формирование личностных качеств:
- гражданина, патриота: чувство долга, национальной гордости, патриотизма, общественная активность, уважение прав и свобод других людей, правосознание и гражданская ответственность, интернационализм.
- труженика: дисциплинированность, ответственность, работоспособность, организованность, профессиональная гордость, опыт трудовой деятельности, коллективизм, эстетическое отношение к труду, ответственность за результаты труда.
- семьянина: трудолюбие, ответственность, тактичность, умение воспитывать детей, готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности, уважение к своим родителям.
К базовым компетенциям растущей личности, выступающим в качестве приоритетной цели идеологического воспитания относят:
- социально-политические компетенции, предусматривающие осознание личностью самоценности государства, нации, языка, культуры; мотивацию целей развития общества и идентификацию себя в нем. В связи с этим актуальными и социально востребованными выступают такие компетенции, как готовность личности к принятию ответственности как способности к автономному, нонконформистскому существованию. Характер обозначенных компетенций определяется интегративным умением личности устанавливать коммуникации в полилоговой среде, формировать пространство единомышленников;
- коммуникационные компетенции, связанные с овладением навыками продуктивного устного и письменного общения, основами информационных технологий в контексте полилингвистической и межэтнической культуры, способность понимать расовые, этнические, национальные различия: умение жить с людьми других культур, языков, религий;
- допрофессиональные и профессиональные компетенции, включающие потребность в профессиональном самосовершенствовании как жизненной стратегии;
- личностные компетенции, предусматривающие сформированность таких качеств, как толерантность, достоинство, нравственная чистота, успешность, жизнеспособность как умение реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях, в богатстве собственной культуры и способностей.
Задачи идеологического воспитания включают реализацию следующих направлений:
1. формирование у подрастающего поколения системы идей о целях развития белорусского общества, человека и путях их достижения через осмысление этнической самобытности и самоидентификации;
2. развитие основ национального самосознания, ответственного отношения к самому себе, близким, обществу, природе и духовности; социально значимого поведения в изменяющихся условиях;
3. формирование жизнеспособности как умения реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях;
4. развитие мотивации к созидательной деятельности по преобразованию и совершенствованию внутреннего мира, отношений с людьми, окружающей реальности.
Идеологическое воспитание как многогранный и всеобъемлющий процесс социального становления личности тесно взаимосвязан с идейно-политическим, гражданско-патриотическим, идейно-нравственным, а также национальным и интернациональным воспитанием. Идеологическое воспитание интегрирует все обозначенные виды воспитательной деятельности как целостную систему образовательного учреждения.
Идеологическое воспитание подрастающего поколения, должно быть ориентировано на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология суверенной Беларуси, принятие национальной идеи, формирование мировоззрения на основе достижений науки, техники, производства, информационных технологий, стремление к качественным преобразованиям в обществе, осознание стратегии и идеологии государства в сфере экономики, права, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта.
В качестве идейного фундамента данного процесса выступает система национальных ценностей белорусского государства:
Патриотизм характеризуется любовью и уважением к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордостью за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация — соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов
Гражданственность. Содержательный компонент: долг, достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализации прав и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основами правовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели развития (социально ориентированная направленность, многоукладный характер экономики — государственная и частная формы собственности) осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов
Толерантность. Содержательный компонент: толерантность как сочувствие ближнему, способность принять человека с различными социальными, этническими, религиозными взглядами, способ духовного преобразования личности; уважение прав и свобод человека; навык сотрудничать и позитивно разрешать конфликты; навык поддерживать всеобщую безопасность
Трудолюбие. Содержательный компонент: труд как ценность, роль и место труда в преобразовании общества, труд на благо других, социальный смысл трудовой деятельности, основы экономических знаний и мышления, осмысление потребности в трудовой деятельности, познание как часть трудовой мыследеятельности, уважение к людям труда, овладение навыками самообслуживания
Коллективизм. Содержательный компонент: единство интересов личности и коллектива; самоценность межличностных отношений; справедливость как ценность; коллективизм как взаимоподдержка, взаимопонимание, сотрудничество, готовность к взаимодействию для достижения общих целей, способность формировать среду единомышленников.
Содержание идеологического воспитания направлено на осмысление воспитанником ценностного отношения к социальным реалиям, а именно:
- к правилам природопользования, охране обитания человека, к воссстановлению экологического равновесия; к труду как условию развития и самореализации личности; к учению как непрерывной познавательной потребности человека;
- к людям на принципах толерантности, уважения и диалога; к женщине как продолжательнице человеческого рода и хранительнице духовных ценностей, к семье;
- к гражданским обязанностям как условию формирования цивилизованного правового общества; к самому себе на принципах самоуважения и самодостоинства;
- к прекрасному как способности личности к эстетическому переживанию красоты, умению ее создавать, готовности к преобразованию окружающего мира по законам гармонии; определение способов действия, оценку возможностей в их соотношении с реальностью и необходимостью совершения социально значимого поступка.
Важным элементом системы идеологического воспитания является формирование национального самосознания. Национальное самосознание личности – это осознание человеком своей принадлежности к определенной этносоциальной общности, осознание общих национальных интересов, ценностей и идеалов людей как своих личных.Национальное самосознание характеризуется также любовью к родному языку, национальной культуре, приверженностью к национальным ценностям, осознанным чувством национальной гордости и осознанием общности интересов. Эти структурные компоненты национального самосознания находятся в постоянном диалектическом развитии. У человека, живущего в определенной национальной среде, потребности, интересы и чувства имеют ту или иную национально-специфическую окраску.
Для эффективной реализации целей формирования национального самосознания существует необходимость участия учащихся в деятельности, национальной по содержанию и направленности. К основным видам национально значимой деятельности относятся следующие: познание объективных законов развития нации и национальных отношений, национальных потребностей, интересов, идей, ценностей; поддержание и укрепление общественного строя национального государства, являющегося гарантом развития нации; сохранение территориальной целостности национального государства как материальной основы развития экономических, политических и культурных связей народа; развитие национальной экономики, развитие национальной культуры и языка, сохранение и приумножение наиболее прогрессивных элементов социального и культурного наследия. В качестве мотивов, побуждающих к деятельности, выступают национальные потребности, интересы, идеалы, ценности.
В качестве критериев качества идеологического воспитания выступают следующие личностные параметры учащегося:
· Чувство самоуважения;
· Уважение и терпимость по отношению к другим;
· Чувство сопричастности и социальной ответственности;
· Любовь к Отечеству, гордость за принадлежность к белорусскому народу; уважение его культуры, языка, духовных ценностей;
· Понимание этнических истоков, исторического прошлого, целей и путей развития государства, общества, человека;
· Понимание важности социальных знаний как способа приобретения новых мировоззренческих представлений о современной реальности