Доходы областного бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Формирование расходов областного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации и Нижегородской области, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств областного бюджета.
Участниками бюджетного процесса являются:
1) Губернатор Нижегородской области;
2) Законодательное Собрание Нижегородской области;
3) Правительство Нижегородской области;
4) министерство финансов Нижегородской области;
5) контрольно-счетная палата Нижегородской области
6) управление Федерального казначейства по Нижегородской области;
7) Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации;
8) орган управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области;
9) главные распорядители, распорядители и получатели средств областного бюджета;
10) главные администраторы доходов областного бюджета;
11) главные администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета.[1]
Бюджетный процесс в Нижегородской области проходит в 5 этапов.
1. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Нижегородской области, местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют министерство финансов Нижегородской области, финансовые органы муниципальных образований. Проект областного бюджета и проект Территориального фонда обязательного медицинского страхования составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).
|
Рис. 4.4. Этапы бюджетного процесса Нижегородской области
2. Губернатор Нижегородской области вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 25 октября текущего года. Законодательное Собрание рассматривает проект закона в течение 60 дней в двух чтениях. При рассмотрении Законодательным Собранием проекта закона в первом чтении обсуждаются его концепция и прогноз социально-экономического развития области, основные направления бюджетной и налоговой политики, формирование межбюджетных отношений, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Второе чтение включает в себя голосование поправок, рекомендованных комитетом Законодательного Собрания по бюджету и налогам к принятию или отклонению, поправок, по которым комитетом Законодательного Собрания по бюджету и налогам не было принято решение, и проекта закона во втором чтении.
|
3. Исполнение областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области, местных бюджетов обеспечивается соответственно Правительством Нижегородской области, местными администрациями муниципальных образований. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
4. Бюджетный учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетная отчетность включает:
· отчет об исполнении бюджета;
· баланс исполнения бюджета;
· отчет о финансовых результатах деятельности;
· отчет о движении денежных средств;
· пояснительную записку.
Бюджетная отчетность Нижегородской области и муниципальных образований является годовой. Отчет об исполнении областного бюджета является ежеквартальным.
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетной палаты Нижегородской области. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью министерства финансов Нижегородской области. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.[2]
|
[1] Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 30 августа 2007 года «О бюджетном процессе Нижегородской области».
[2] Бюджетный процесс Нижегородской области [Электронный ресурс] URL: https://mf.nnov.ru:8025/o-budgete/byudzhetnyj-protsess