Конвои формировались в портах Лох-Ю и Скапа-Флоу (Великобритания), в Рейкъявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия).




Конвой (фр. convoi: сопровождение, сопутствие) — группа транспортов и торговых судов, передвигающаяся под охраной военных кораблей для защиты от неприятеля и взаимной поддержки. Создается на время перехода.

Конвои Второй мировой войны проходили из Исландии, Великобритании и США в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего между августом 1941 года и маем 1945 года насчитывалось 78 конвоев.

1. Что такое ордер конвоя?

Ответ: Для совместных действий корабли и суда конвоя соблюдают параметры движения: заранее установленный строй — ордер, курс и скорость. Выдерживание параметров движения выполняется по правилам совместного плавания. Как правило, назначается основной корабль (судно), называемый уравнителем. Он задает курс и скорость, по которым равняются остальные корабли и суда.

Ордер конвоя может включать в себя основные силы (ядро) конвоя, ближнее и дальнее охранение. Выбирается с расчетом максимальной защиты транспортов и эффективности охранения, и удобства маневрирования конвоя в целом. Возможны все варианты ордеров, предусмотренные правилами совместного плавания. Но наиболее распространены круговой ордер и фронт колонн (для ядра). В первом случае транспорты располагаются одним или более кругами вокруг уравнителя, во втором несколькими параллельно идущими колоннами. Во втором случае ширина ордера определяется числом колонн, а глубина числом рядов.

Охранение является частью ордера, и также выдерживает позиции относительно уравнителя. Позиции ближнего охранения имеют малые пределы изменения, позиции дальнего охранения — более широкие. С разрешения командира конвоя допускается покидание позиций: для выполнения отдельных задач, или если невозможно выдерживание параметров движения.

Специализированные корабли охранения выдвигаются для прикрытия конвоя с угрожаемых направлений (англ. threat axis). Например, если ожидается воздушная атака от 120°, кораблю УРО назначается позиция на дистанции 10÷20 миль от центра ордера по пеленгу 115÷135°.

В состав охранения может включаться палубная и базовая патрульная авиация (БПА). Ей назначаются зоны действия — относительно центра ордера, или фиксированные позиции, обычно впереди по курсу или на флангах.

 

 

2. С какой скоростью двигались суда конвоев?

Ответ: Скорость конвоя определялась по скорости самого медленного судна, и, вследствие этого, даже быстроходные суда вынуждены двигаться с меньшей скоростью.

 

3. Как называли северный маршрут, которым двигались конвои?

Ответ: "Холодный угол ада" - так называли союзники арктический маршрут поставок помощи по ленд-лизу.

Конвои, шедшие в Заполярье, получили название «остгеляйты» («восточные конвои»), в обратном направлении «вестгеляйты» («западные конвои»).

 

4. Из каких портов отправлялись конвои?

Ответ: Рейкьявик (Исландия), Ливерпуль (Англия), Шотландия.

Конвои формировались в портах Лох-Ю и Скапа-Флоу (Великобритания), в Рейкъявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия).

 

5. Как назывался первый конвой, пришедший в СССР?

Ответ: Самый первый конвой получил кодовое имя «Дервиш». «Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трех минных тральщиков, трех эсминцев и трех противолодочных траулеров (позднее самому конвою присвоят литер «PQ-0»).

 

6. Что означали буквы PQ в названии конвоев?

Ответ: Каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в СССР, и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев, исключая самый первый конвой получивший кодовое имя «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.

До конца 1942г., конвои, шедшие в СССР, обозначались индексом «PQ», а выходившие из советских, северных портов – «QP». Затем вплоть до конца войны эти конвои для повышения секретности имели соответственно индексы «JW» и «RA» и носили порядковые номера, начиная с 51.

 

 

7. Суда и корабли каких стран принимали участие в Полярных конвоях и их охранении?

Ответ: По северному, самому опасному в истории Второй Мировой войны, маршруту прошли 1398 кораблей и судов с интернациональными экипажами под флагами Великобритании, США, СССР, Франции, Норвегии, Дании, Польши, Панамы. 87 из них были потоплены противником.

 

8. Какая советская подводная лодка торпедировала «Тирпиц»?

Ответ: «Ти́рпиц» — второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота. Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа «Tallboy». Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.

К-21. Ярким эпизодом службы ПЛ «К-21» стала атака на немецкий линейный корабль «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, «Тирпиц» шёл с охраной на перехват конвоя «PQ-17» следовавшего из Исландии в Мурманск.

27 июня 1942 года подводная лодка «К-21» получила приказ выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17», позже подводная лодка получила радиограмму, где сообщалось, что на перехват конвоя «PQ-17» движется фашистская эскадра во главе с кораблями «Тирпиц» и «Адмирал Шеер». «К-21» приступила к поиску фашистской эскадры. 5 июля в 16:33 гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов. Фашистская эскадра была обнаружена, она состояла из линкора «Тирпиц», трёх тяжёлых крейсеров, одним из них был «Адмирал Шеер», и 12 эсминцев (линкор «Тирпиц» и крейсер «Адмирал Шеер» к этому времени были гордостью всего германского флота). Эскадра шла противолодочным зигзагом. Первыми шли эсминцы типа «Карл Галстер», они прикрывали собой линкор и крейсера от возможных атак из-под воды. Над эскадрой кружили немецкие гидросамолёты «Арадо».

Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать. «К-21» проскочила барьер эсминцев и прошла внутрь ордера. Сблизившись на дистанцию 18 кабельтовых, подводники произвели четырёхторпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по флагманскому кораблю — линкору «Тирпиц». Акустик и члены экипажа в отсеках подводной лодки слышали два взрыва. Однако после войны в немецких документах историками не было найдено подтверждений попаданиям торпед в линкор. Историк М. Э. Морозов считает, что торпеды в линкор попасть не могли ввиду слишком большого расстояния, а происхождение взрывов объясняет подрывом торпед после удара о дно. Несмотря на это, версия о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц» имеет некоторое число сторонников.

 

9. Кто командовал подводной лодкой К-21?

Ответ: Николай Александрович Лунин.

· Его именем назван проспект в Приморском районе Мариуполя, улицы в городах Полярный и Одесса, школа № 48 города Мурманска.

· На здании бывшего Азовского морского пароходства, на здании Ростовского мореходного училища имени Седова и на одном из зданий в городе Полярный Мурманской области открыты в его честь мемориальные доски.

· Его именем было названо учебное судно, «Адмирал Лунин».

· Герой увековечен в монументе Славы, воздвигнутом в одном из военных городков Северного флота.

 

10. Какова была численность экипажа лесовоза «Ижора»?

Ответ: 33 человека. Все гражданские.

Пароход "Ижора" (капитан В. И. Белов) с грузом пиломатериалов следовал из Мурманска в Рейкьявик в конвое QP-8. В шторм он отстал от конвоя и стал случайной добычей немецкой эскадры во главе с линкором "Тирпиц". Немцев интересовал другой конвой, следовавший с запада в Мурманск, - PQ-12, но его они не нашли. Эсминцы из сопровождения "Тирпица", как коршуны, набросились на беззащитный лесовоз. Подсчитано: по советскому судну было произведено 11 выстрелов орудиями 150 миллиметров, 43 выстрела орудиями 127 миллиметров и 82 выстрела орудиями 37 миллиметров. Однако "Ижора", охваченная пламенем, не тонула. Тогда командующий эскадрой адмирал Силиакс объявил торпедную атаку. Но и выпущенные две торпеды не смогли потопить пароход, хотя он к тому времени превратился в решето. Последним аккордом безжалостного избиения стали две глубинные бомбы, сброшенные эсминцем "Шеманн" под борт "Ижоры".

Линкор в бойне не участвовал, его командир Карл Топп воскликнул: "Тирпиц" золотом не стреляет!". Его беспокоили радиограмма с советского парохода, отправленная накануне гибели, а также огромные клубы дыма и пара, поднимавшиеся к небосводу, выдававшие местонахождение эскадры.

В книге немецкого автора, участвовавшего в расстреле «Ижоры», напечатаны несколько фотографий горящей "Ижоры", а также фотография эпизода спасения на плотике единственного моряка - старшего помощника капитана Николая Илларионовича Адаева. Он погиб в плену. Немецкий историк Клапдор в архиве отыскал личную карточку военнопленного Николая Адаева, она тоже воспроизведена в книге.

 

11. В составе какого конвоя шел ледокол «Красин»?

Ответ: «Кра́син» (до 1927 «Святого́р») — арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов — корабль-музей. В 1927 году назван в честь советского политического деятеля Леонида Красина.

В 1927 ледокол переименовали в «Красин» в память советского дипломата, много сделавшего для возвращения судна в Россию. Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое опрометчиво забралось в северные края и, налетев на лёд, получило пробоины. За этот героический поход ледокол был награждён орденом «Трудового Красного Знамени». Это была лишь одна из многих спасательных экспедиций «Красина».

04 ноября 1941 - ледокол "Красин" вышел в Америку.

26 апреля 1942 - в составе конвоя PQ-15 "Красин" вышел из Рейкьявика на Родину.

05 мая 1942 - конвой PQ-15 достиг о. Кильдин и вошёл в Кольский залив, завершив свой поход. Для ледокола "Красин" это было завершением маршрута б.Провидения-Норфолк-Галифакс-Рейкьявик-Мурманск, длиною в 15309 миль.

Октябрь 1943 - завершение кругосветного плавания (885 суток) в г. Владивостоке.

Подготовка к конвою PQ-15«Красин» в годы ВОВ.

4 ноября 1941 г. ледокол, имея на борту 113 человек, отправился через океан в Америку. Плавание проходила нормально, и только у пролива Фука "Красин" попал в жестокий шторм и получил значительные повреждения. В Сиэтл ледокол прибыл 14 ноября. Во время перехода к панамскому каналу снова попал в шторм. Волной снесло фальшборт средней части мостика, разбило бот, выбило штормовой щит у рулевой рубки.

Панамский канал "Красин" прошел в Новый год и уже 12 января 1942 года прибыл в Балтимор. Здесь на ледокол было установлено новое оборудование: прачечная и гладильная, а также был закончен монтаж противоминной обмотки на корпусе.

В Балтиморе на "Красине" установили трехдюймовую пушку на корме, прямо над буксирной лебедкой, на мостике и вокруг дымовых труб выше шлюпбалок - шесть крупнокалиберных и четыре малокалиберных пулемета. Как груз в страну в ящиках повезли три новые пушки, 16 пулеметов, 2 тысячи снарядов и 220 тысяч патронов.

В Норфолке "Красин" снабдили боезапасом и провели с экипажем учения по применению оружия. После испытаний и получения сертификата, "Красин" проследовал из канадского порта Галифакс в шотландский порт Глазго, поскольку необходимость в гренландском десанте отпала.

В Глазго перевооружили: установили две 12 фунтовые пушки, трехдюймовое универсальное орудие, пять пулеметов типа "Браунинг" и два малокалиберных пулемета Гочкиса - всего около 20ти единиц боевой техники.

10 апреля 1942 г. конвой отправился в Исландию. Путь был чрезвычайно опасен, конвой попал в сильный шторм, ледокол получил повреждения, и тральщик конвоя предложил капитану Маркову вернуться. Однако, последний отказался и продолжал следовать за конвоем. В 5-7 метрах от ледокола прошла плавающая мина. Тем не менее, конвой прибыл к месту назначения, а 26 апреля "Красин" в составе PQ-15, в котором участвовали 26 транспортных судов и 20 судов охранения, вышел из Рейкьявика в Мурманск.

В «должности» ледокола «Красин» работал до 1970-х. Затем, уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа.

В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола — набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

В 1976 имя «Красин» было присвоено новому ледоколу, построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу Советского Союза. До 1990 ледокол работал в Мурманске, затем был переведён в порт Владивосток.

 

12. Кто был капитаном «Красина» в годы войны?

Ответ: Марков Михаил Гаврилович.

13. В охранении какого конвоя впервые приняли участие корабли ВМС США?

Ответ: Конвой PQ-15. 7 кораблей США.

Со времени начала конвойных операций в СССР PQ-15 был самым крупным караваном. В его состав было включено 26 транспортов. Командование военно-морского ведомства вместе с тем позаботилось и об усилении эскорта. Помимо традиционных 16 тральщиков, эсминцев и крейсеров, в состав ближнего эскорта были включены "Крейсер ПВО" (конверсионный грузопассажирский паром) "Уильстер Куин" и подводная лодка "Стёджен". А в ордер грузовых пароходов впервые введено авиа-катапультное судно "Эмпайр Морн". Истребители, запускаемые с катапульты таких судов, предназначались для уничтожения в первую очередь неприятельских разведчиков. Взлетевшие один раз с катапульты эти самолеты уже не имели шансов приземлиться. Остается удивляться мужеству летчиков этих "Харрикейнов" и "Спитфайеров". После взлета их жизнь полностью оказывалась в руках Господа Бога, ладонях, укладывавших парашют, и в четких действиях спасателей.

Примечательно было и формирование эскадры дальней завесы. В нее впервые в истории Хоум флита были введены мощные американские корабли: линкор "Джордж Вашингтон", крейсера "Тускалуза", "Вичита", а так же эсминцы "Мадисон", "Планкит", "Уэйнрайт" и "Уилсон". Наряду с британскими и американскими кораблями, к обеспечению дальнего прикрытия были привлечены польская подводная лодка "Ястржеб", норвежская "Уредо" и французская "Минерв"…

На переход в Мурманск потребовалось 10 суток. "Красин" шел первым в четвертой колонне. На четвертые сутки после выхода в море, 30 апреля появились немецкие гидросамолеты-разведчики, которые неотступно следовали за конвоем. Таким образом, конвой был обнаружен, и начались беспрерывные атаки: бомбардировщики и торпедоносцы налетали один за другим, корабли конвоя и эскорт вели непрерывный заградительный огонь. Ледокол "Красин" не только отбивал воздушные атаки немецких самолетов, но и прикрывал следовавший с ним слабовооруженный ледокол "Монткальм".Линкор «Кинг Джордж V»

Вместе с тем для эскадры дальней завесы этот день стал днем траура. Маневрируя при плохой видимости, линкор "Кинг Джордж V" разрезал пополам эсминец "Панджаби". И хотя удалось спасти 226 человек, многие члены команды эсминца погибли при детонации глубинных бомб. Серьезные повреждения получил и линкор, замененный вскоре "Дьюк оф Йорком".

Новая трагедия настигла конвой на следующий день. Норвежский эсминец "Сейнт Элбанс" и британский тральщик "Сигал" обнаружили и атаковали подводную лодку. Всплывшая субмарина оказалась польским "Ястржебом", ошибочно уклонившимся на сто миль от зоны патрулирования. Повреждения были столь значительны, что лодку пришлось затопить, предварительно сняв с нее экипаж.

Но самой трагической для конвоя стала ночь со 2 на 3 мая... Подкравшись на недоступной для радаров и ограниченной для огня артиллерии высоте, шесть "Хейнкелей" один за другим освободились от висевших в подбрюшье торпед. "Кэйп Корсо" затонул в считанные минуты. Судно коммодора "Ботавон" пришлось добивать эсминцу эскорта. Поврежденный "Ютланд" еще сутки шел в конвое, пока не был потоплен немецкой подлодкой U-251.

3 мая на суда конвоя был совершен налет вражеских бомбардировщиков. На следующий день конвой подвергся атаке торпедоносцев. Три из них были сбиты огнем с "Красина".

Последней жертвой в караване стал вооруженный траулер "Кейп Палиссер", поврежденный во время налета 4 мая, за сутки до прихода конвоя в Мурманск. В этот день артиллеристы ледокола сбили еще две воздушные цели.

Из 25 судов каравана осталось 22.

5 мая 1942 года караван достиг острова Кильдин и вошел в Кольский залив. Так завершился выдающийся поход ледокола "Красин" через два океана по маршруту: бухта Провидения - Сиэтл - Панамский канал - Балтимор - Норфолк - Нью-Йорк - Бостон - Портленд -Галифакс - Глазго - Рейкьявик -Мурманск, длиною в 15 309 миль.

 

14. Кто был командующим Северным флотом?

Ответ: Контр-адмирал, с сентября 1941 г. вице-адмирал, с марта 1944 г. адмирал Головко Арсений Григорьевич (июнь 1941 г. — до конца войны).

 

15. Летая на каком самолете Покрышкин сбил наибольшее количество вражеских самолетов?

Ответ: Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин лично сбил 59 самолетов.

Свой первый самолет Покрышкин сбил 22 июня 1941 года - к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су-2, приземлившийся на фюзеляж в поле. Хаос первого дня войны спас будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем. Летал он в начале войны на Миг-3, потом на И-16 и Як-1.

Весной 1943 года полк получил новую матчасть - американские истребители Р-39 "Аэрокобра".

 

 

Знаменитая P -39N «Аэрокобра» - "Сотка" Александра Покрышкина, весна 1944 года. Именно на ней Покрышкин сбил более 40 самолетов противника.

На этих машинах летчики 16-го ГИАП попали в эпицентр воздушных сражений - на Кубань. Именно здесь проявились недюжинные способности А. Покрышкина как летчика-истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием "Кубанская этажерка" и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР Он разработал и внедрил также и другие элементы воздушного боя, такие как выход из-под удара противника на вираже нисходящей "бочкой" с потерей скорости. Зазевавшийся враг проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле. "Ищи противника, - учил Покрышкин. - Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива - это победа. Атакуй смело, решительно. Маневрируй так. чтобы обмануть, перехитрить врага. Если не сбил - сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого".

По официальным данным, Покрышкин сбил в небе Кубани 16 вражеских самолетов, но фактически это число было гораздо больше. Только 12 апреля в районе станицы Крымской он уничтожил в воздухе 4 Bf.109, а 28 апреля в одном бою сбил целых пять немецких "лаптежников" Ju.87. Во время патрулирования советский ас никогда не летал по прямой, чтобы не терять скорость в небольшой зоне. Его истребитель передвигался волнообразно, по траектории наклонного эллипса.

24 мая Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени на его счету оказалось уже 25 сбитых самолетов противника. Через три месяца он был награжден второй Золотой Звездой. Сражаясь с Люфтваффе на юге Украины, Покрышкин записал на свой счет еще 18 "Юнкерсов", включая два высотных разведчика. В ноябре 1943 года, используя подвесные баки, он устроил охоту за Ju.52, действующими на воздушных коммуникациях над Черным морем. За четыре вылета в условиях переменчивой морской погоды советский летчик отправил на дно пять трехмоторных транспортников.

 

В мае 1944 года Покрышкина назначили командиром 9-й гвардейской авиадивизии, но, несмотря на высокую должность, он не прекратил боевых вылетов, одержав до конца года очередные семь побед. Боевая деятельность самого известного аса СССР завершилась в Берлине. Всего за годы войны он совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в группе.

Умер 13 ноября 1985 года.

 

16. Какое советское судно подняло на борт 147 моряков конвоя PQ-17 у Новой Земли?

Ответ: Сторожевик «Мурманец».

PQ-17 — один из арктических конвоев в годы Второй мировой войны, печально знаменитый большими потерями. PQ-17 был отправлен в СССР в июне-июле 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов, из которых 25 было потоплено.

Высокие потери были вызваны тем, что командующий арктическими конвоями английский адмирал Дадли Паунд получил сообщение о выходе в море линкора «Тирпиц» и дал приказ «Конвою рассеяться!», а сопровождающие конвой эсминцы отозвал для перехвата «Тирпица». Как выяснилось впоследствии, информация о выходе немецкого линкора оказалось неточной, в то время как конвой, оставленный без защиты, стал лёгкой добычей немецких подлодок и торпедоносцев.

 

17. На базе каких автомобилей, поставлявшихся по ленд-лизу, монтировались ракетные установки «Катюша»?

Ответ: На базе американских грузовиков «Студебеккер» (Studebacker-US6) — около 20 тыс. автомобилей было поставлено США для нашей «Катюши».

 

18. Какие самолеты лучше всего зарекомендовали себя в условиях Заполярья?

Ответ: И-16 «ишачек», затем «Ла-5» и «Ла-7» («лавочкин»)

19. Сколько судов – участников Полярных конвоев, сохранилось до наших дней?

Ответ:

- ледокол-музей «Красин».

 

20. Какие литературные произведения о Полярных конвоях вы знаете?

Ответ:

· «Баллада о полярных конвоях» (стихотворение). Михаель Мац;

· «Арктический конвой» (сборник стихов). Анайкин Александр Дмитриевич;

· «Полярные конвои»;

· «Крылья Северного флота». В.С.Бойко;

· «Реквием конвою РQ-17» В.Пикуль;

· «Под нами - земля и море». Курзенков С.Г.

 

21. Что такое дегаузинг?

Ответ: В связи с применением противником магнитных мин транспортные суда оборудовались противомагнитной обмоткой (дегаузингом).

 

22. В какой географической точке встречались конвои, шедшие в СССР и обратно?

Ответ: Остров «Медвежий» (Норвегия).

Справка:

· Ленд-лиз (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

· «киттихауков», «харикейнов» и «аэрокобр» поставляли союзники (американцы и англичане). У «киттихауков» и «харикейнов» было водяное охлаждение (касторка), что при любом попадании в охладительную систему приводило к перегреву и остановке двигателя. На этих самолетах стояли двигатели Ролс-Ройс. Механики самолетов шутили: «Ройся, ройся все равно ничего не найдешь» - по поводу протечек в системе охлаждения этих двигателей.

· обратный конвой QP-1. Основными грузами в их трюмах были пиломатериалы и руда – то, чем расплачивался СССР с Великобританией по кредиту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: