«Психологическая диагностика образовательной среды»
Уважаемый коллега!
Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды гимназии. Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению.
1. Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
2. Цифра «0» характеризует работу, которая очень не нравится; «9» - работу, которая очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свою работу?
3. Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года) перейти на другое место работы?
Да | Не могу сказать | Нет |
4. Считаете ли Вы, что работа, которую Вам приходится выполнять, помогает развитию Ваших способностей?
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
5. Если бы предоставилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность?
Да | Не могу сказать | Нет |
6. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?
Обычно плохое | Чаще плохое | Не влияет | Чаще хорошее | Обычно хорошее |
7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.
Характеристика школьной среды | Степень удовлетворенности выбранной характеристикой | ||||||
в очень большой степени | в большой степени | средне | в небольшой степени | совсем нет | |||
1.Взаимоотношения с учителями | |||||||
2.Взаимоотношения с учениками | |||||||
3.Эмоциональный комфорт | |||||||
4.Возможность высказать свою точку зрения | |||||||
5.Уважительное отношение к себе | |||||||
6.Сохранение личного достоинства | |||||||
7.Возможность обратиться за помощью | |||||||
8.Возможность проявлять инициативу, активность | |||||||
9.Учет личных проблем и затруднений | |||||||
10.Внимание к просьбам и предложениям | |||||||
11.Помощь в выборе собственного решения | |||||||
8. Считаете ли Вы свою работу увлекательной?
Да | Пожалуй, да | Не могу сказать | Пожалуй, нет | Нет |
9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?
Показатели психологической защищенности | Полностью незащищен | Незащищен | Затрудняюсь сказать | Защищен | Вполне защищен |
1. От публичного унижения а) учениками | |||||
б) коллегами | |||||
в) администрацией | |||||
2. От оскорбления а) учениками | |||||
б) коллегами | |||||
в) администрацией | |||||
3. От высмеивания а) учениками | |||||
б) коллегами | |||||
в) администрацией | |||||
4. От угроз а) учеников | |||||
б) коллег | |||||
в) администрации | |||||
5. От обидного обзывания а) учениками | |||||
б) коллегами | |||||
в) администрацией | |||||
6. От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания а) ученики | |||||
б) коллеги | |||||
в) администрация | |||||
7. От игнорирования а) учениками | |||||
б) коллегами | |||||
в) администрацией | |||||
8. От неуважительного отношения а) учеников | |||||
б) коллег | |||||
в) администрации | |||||
9. От недоброжелательного отношения а) учеников | |||||
б) коллег | |||||
в) администрации |
10. Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое место работы?
Да | Не могу сказать | Нет |
11. Каждый коллектив имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и отметьте, какое из них лучше всего характеризует особенности Вашего коллектива.
1) Работать нужно так, как работают в нашем коллективе.
2) Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе.
3) 3)Меня мало волнует, как работают в нашем
Сегодня я хочу акцентировать ваше внимание и рассмотреть первую (экстренную) помощь школьного психолога в момент, когда ребенок находится под воздействием психотравмы (в состоянии острого стресса). Сразу после психотравмирующего события необходимо ребенка отвести в кабинет психолога и удалить зрителей, создать спокойную обстановку, остаться с ним наедине. Помощь определяется состоянием ребенка и носит следующий характер.
Помощь при плаче.
Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, и не следует сразу начинать успокаивать ребенка, если он плачет. Но, с другой стороны, находиться рядом с плачущим учеником и не пытаться помочь ему – тоже неправильно. В чем же должна заключаться помощь? Хорошо, если вы сможете выразить ему свою поддержку и сочувствие, например, подать стакан с водой или предложить чашечку горячего чая. Можно держать ребенка за руку. Иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
Категорически нельзя: обнимать ребенка или прижимать ребенка к себе; успокаивать и говорить, чтобы он взял себя в руки.
Помощь при истерике.
В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии ребенок теряет много физических и психологических сил. Помочь ему можно, совершив следующие действия:
Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку, останьтесь с ребенком наедине.
Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с ребенком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.
После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»). После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть.
3. Помощь при страхе.
Не оставляйте ребенка одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.Говорите о том, чего ребенок боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако ученые давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если ребенок говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему.Не пытайтесь отвлечь фразами: «не думай об этом», «это ерунда», «это глупости», «ничего страшного» и т.д.
Предложите сделать несколько дыхательных упражнений, например таких:
ü Положите руку на живот; медленно вдохните, почувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Выдохните, Сначала опускается живот, потом грудь. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза;
ü Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медленно и примерно па середине выдоха сделайте паузу на 1 -2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как можно сильнее, Медленно повторите это упражнение 3 - 4 раза. Если ребенку или подростку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему дышите вместе. Это поможем ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом.
Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом,можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства, этим вы отвлечете его от переживаний.
Помните — страх может быть полезным (если помогает избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.
4. Помощь при чувстве вины или стыда.
Поговорите с ребенком, выслушайте его. Дайте понять, что вы слушаете и понимаете его (кивайте, поддакивайте, говорите «угу», «ага»). Не осуждайте, не старайтесь оценивать его действия, даже если вам кажется, что ребенок или подросток поступил неправильно. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете и сопереживаете ему. Помните выражения «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» — это именно об этом. Дайте понять, что принимаете ребенка таким, какой он есть. Не пытайтесь переубедить его («ты не виноват», «такое с каждым может случиться»). На этом этапе важно дать ребенку выговориться, рассказать о своих чувствах. Не давайте советов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте вопросов — просто слушайте.
5. Помощь при нервной дрожи.
Нужно усилить дрожь. Возьмите ребенка за плечи и сильно, резко потрясите его в течение 10—15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. После завершения реакции необходимо дать ему возможность отдохнуть.
Категорически нельзя: обнимать ребенка или прижимать его к себе, укрывать его чем-то теплым, успокаивать и говорить, чтобы он взял себя в руки.
6. Помощь при двигательном возбуждении.
Острая реакция на стресс может проявляться в двигательном возбуждении, которое может стать опасным для самого пострадавшего и окружающих. В этом случае постарайтесь найти возможность физически остановить ребенка или подростка. Прежде, чем пытаться ему помочь, убедитесь, что это не опасно для вас. Помните, психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях, поэтому для того чтобы он вас услышал:
|