Контент-анализ может ограничиваться получение ответов на вопросы: кто или о чем говорит? Но может быть и продолжен с целью поиска ответов еще на три вопроса: как говорит, кому говорит и с каким эффектом?[18] Известно, что любой исторический источник, как нарративный, так и статистический заключает в себе явную, выраженную или воспринимаемую информацию и скрытую. Явная информация отражает главную цель автора (авторов) документа. Она фиксировалась создателями источника сознательно, была близка и понятна современникам, использовалась ими по прямому назначению.
Скрытая информация попадала в документ ненамеренно, вне субъективной воли людей, причастных к сбору и фиксированию данных. Она является результатом стихийного отражения в источнике примет времени через взаимосвязи между процессами, явлениями, свойствами объектов[19].
Скрытая информация обладает двумя важными особенностями. Во-первых, она выражается опосредованно, через события, составляющие явную информацию, через их характеристики. Во-вторых, имея колоссальный объем (т.к. взаимосвязи, как правило, сложны и многообразны), она бывает более объективной и достоверной в силу своего стихийного происхождения, чем те показатели, которые намеренно запечатлевались в документе.
Иногда скрытая информация появляется в тексте источника и сознательно. Авторы умышленно маскируют свои подлинные цели, идеи, убеждения, используют "эзопов" язык. Наиболее характерный пример представляет периодическая подцензурная печать. Известен факт проведения контент-анализа американской прессы во время второй мировой войны Г.Лассуэлом. В результате им был неопровержимо доказан профашистский характер публикаций газеты «Истинный американец», что привело к ее закрытию[20].
|
Оценивая, как говорит автор и стоящие за ним социальные группы, следует сосредоточиться на форме подачи информации, выразительных средствах, аргументации, способах воздействия на читателя. Все это может стать элементами анализа и счета. Цель таких расчетов не должна сводиться к изучению ораторских приемов, хотя и это имеет смысл; она состоит в выявлении и прояснении идеологических, политических взглядов, пропагандируемых текстом, позиций их авторов[21].
Поиск ответа на вопрос, к кому обращался автор, предполагает изучение воспринимающей текст аудитории. В данном случае дело не ограничивается выяснением адресата, что само по себе сделать необходимо. Здесь историку существенную помощь окажет знание того, что и как говорит текст, ибо его автор без сомнения всегда учитывает интересы и склонности своих очевидных или потенциальных читателей. Не случайно по содержанию популярных журналов, романов, стихов, песен, произведений живописи традиционно исследуются изменения в общественном мнении, настроениях публики. Особое внимание следует обратить на фигурирующие в источнике указания на социальное положение, возраст, профессию, образование и другие признаки предполагаемых читателей, на их характерные особенности в плане политических взглядов, философских убеждений и т.п, на аргументацию автора – рациональная или эмоциональная, - на то, к чему он аппелирует. Все это поможет воссоздать портрет «среднего» читателя данного текста.
Чтобы ответить а вопрос, какой эффект оказывает сообщение, исследуются письма читателей, критика и другие возможные формы отклика на сообщение[22].
|
В ряде случаев часть информации оказывается скрытой ввиду несистематизированности и обильности первичных материалов. Текст некоторых документов - речей, листовок, публикаций периодической печати, анкет, дневников, писем, мемуаров и т.д. несет в себе много неясного в силу противоречивости авторской позиции. В этом случае только контент-анализ определит и количественно выразит степень противоречивости и меру неустойчивости идейных позиций автора[23].
При изучении прессы и других источников с помощью контент-анализа возможно ставить и решать все вопросы (что, кто, кому, как, с каким эффектом?) сразу, либо какой-то один вопрос. Можно составлять одну комплексную программу либо же индивидуальную по каждой из исследуемых проблем. Все зависит от источника и цели исследователя[24].
Анализ слайда. На слайде представлен анализ имплицитной самоидентификации левых правительств Южной Америки, которыйбыл определен с помощью контент-анализа выработанных их правительствами программ развития государства. В качестве единицы анализа было избрано упоминание одного из слов, определенных как характеризующее эгалитаристские (левые) устремления правительства. Следует отметить, что оценка веса значения слов определенной совокупности не проводилась, и все упоминания рассматривались как равнозначные. С учетом разности объема рассматриваемых программ был введен коэффициент насыщенности левой терминологией на тысячу слов текста. Значение данного коэффициента и определяло степень реальной самоидентификации рассматриваемых политических сил в качестве силы левой идеологической ориентации.
|
Вывод: Преимущество контент-анализа состоит в том, что с его помощью историк получает возможность перевода массовой текстовой информации в количественные показатели. Это значительно снижает субъективизм исследования, решается проблема его проверки и перепроверки.
Эффективность применения контент-анализа связана с возможностью реализации системного подхода к анализу содержания исторического источника. Этот метод помогает получить более объективную, обоснованную аргументацию выводов, а в ряде случаев получить и скрытую в источнике информацию[25]. Сегодня существует множество программ, которые позволяют автоматизировать процесс подсчета единиц анализа. Они позволяют обрабатывать большие объемы информации и тем самым снижать уровень погрешности полученных результатов (последний слайд).
[1] Федорова. С.96
[2] Миронов. История в цифрах. С.12.
[3] Миронов. История в цифрах. С. 13.
[4] Миронов. История в цифрах. С.14.
[5] Миронов С.16.
[6] Миронов. С.16.
[7] Миронов. История в цифрах. С. 15.
[8] Мангейм и РИч. С. 277.
[9] Федорова С. 96.
[10] Смоленский. С.245-246
[11] Смоленский С.247.
[12] Миронов. С. 22.
[13] Федорова С.97.
[14] Федорова С.99.
[15] Федорова С.100.
[16] Федорова С.100-101.
[17] Мангейм и Рич. С. 283.
[18] Миронов. С. 16.
[19] Федорова С.101.
[20] Федорова С.102.
[21] Миронов. С. 16.
[22] Миронов. С. 17.
[23] Федорова С. 102.
[24] Миронов. С. 18.
[25] Федорова С. 103