Исходя из того, что психодиагностическое обследование представляет собой социальное взаимодействие «экспериментатор - испытуемый» и ориентировано на достижение позитивной социальной цели, в организации и проведении психологического обследования обязательно соблюдение профессионально - этических норм психодиагностики.
Этические нормы психодиагностики - это комплекс мер и принципов по защите интересов обследуемых лиц.
Они включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики, являются кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста, принимающего участие в проведении психодиагностического исследования.
Морально - этические принципы психолога - диагноста являются частью совокупности общечеловеческих норм, регламентирующих поведение личности в соответствии с требованиями долга, моральной обязанности по отношению к обществу, честности, принципами гуманизма и т.д.
Вместе с тем, профессиональная деятельность психолога наряду с указанными выше общими требованиями предъявляет и ряд требований специфического характера, вытекающих из особенностей самой психодиагностической деятельности.
В своей работе психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах:
1) Принцип соблюдения тайны. Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна - следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц. Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности;
|
2) Принцип ненанесения ущерба - один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы.
|
· Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которой он не знает, что делать. Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь.
· Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента.
· Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом.
· Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам.
Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;
3) Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;
4) Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;
5) Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;
6) Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации должны быть обязательно полезны для того, кому даются;
7) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.