В научной и учебной литературе обычно описывают отличительные особенности ВНД человека и животных. По нашему мнению, подобных отличий нет. ВНД — это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и обучение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе и приспособительному поведению. Известные до настоящего времени факты свидетельствуют, что нейрофизиологические процессы у человека и животных (особенно у высших) одинаковы. Более того, основные закономерности ВНД получены в опытах на животных. Психическая же деятельность — это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.
Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность человека существенно отличается от таковой животных.
У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных — только первая. Имеются различия в определении самих понятий первой и второй сигнальных систем.
Первая сигнальная система — это совокупность сенсорных систем организма, обеспечивающих формирование непосредственного (конкретно-образного) представления об окружающей действительности. Сигналами первой сигнальной системы являются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства — запах, форма и т.п.). Например, запах может сигнализировать о местонахождении пищи, неприятных и вредных для организма веществах; раскаленное железо — безусловный раздражитель, но его цвет сигнализирует об опасности, если ранее был контакт, поскольку в ЦНС остался след от этого контакта в виде энграмм памяти. Первичный контакт вызывает ощущения, что ведет к формированию энграмм памяти, которые в последующем сигналят организму о свойствах раздражителя.
|
Вторая сигнальная система — это совокупность структур головного мозга человека со зрительной и слуховой системами, обеспечивающими формирование обобщенного представления об окружающей действительности. Ее сигналами являются элементы языка человека. Язык человека — это средство общения людей друг с другом, основной формой которого являются устная и письменная речь, а также формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.
Речь — средство общения людей друг с другом с помощью сигналов в виде слов и обеспечивающее абстрактное мышление.
Однако и первая сигнальная система человека существенно отличается от таковой животных, поскольку она несет в себе отпечаток культурно-исторических влияний. Для человека каждый предмет, явление имеет понятийное определение, при этом не имеет значения, что оно звучит на разных языках по-разному. Вторая сигнальная система человека позволяет передавать опыт, знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, позволяя накапливать знания об окружающей природе, и безмерно повышает власть человека над окружающим миром.
Язык человека сформировался в антропогенезе благодаря общению первобытных людей друг с другом в процессе совместной трудовой деятельности (охота на диких зверей, рыболовство, строительство жилищ). Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функционирования первой сигнальной системы.
|
Язык животных, в отличие от языка человека, представляет собой всего лишь набор условных звуковых сигналов, мимики, жестов, сообщающих об опасности, нападении на животных другого вида при пищедобывательном поведении и т.п., отражает только текущие события. Таким образом, главным, но не единственным отличием языка человека от языка животных является речь.
Для освоения речи существует критический возраст. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается. Речь не имеет врожденного характера, по наследству передаются генетические предпосылки для овладения речью с помощью соответствующего центра мозга.
Анатомо-физиологические основы речи. Восприятие речи осуществляется с помощью сенсорного центра речи, находящегося в верхней височной области левого полушария (центр Вернике). Процесс понимания речи связан с декодированием поступающей в акустической или оптической формах словесной информации, осуществляется височнотеменно-затылочными областями левого полушария у правшей или правым, левым либо обоими полушариями у левшей. Корковое ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин — речедвигательный центр Брока (поля 44, 45 и 46, по Бродману). Поражение этих центров ведет к различным нарушениям речи.
Афазия — расстройство речи, которое может принимать разные формы в зависимости от места локализации нарушений. В 1861 г. П. Брока описал больного, который утратил способность говорить, но мог писать, читать и понимал то, что ему говорили. П. Брока считал, что причиной такой картины было поражение лобной доли левого полушария. Этот участок управляет мышцами лица, языка, глотки, нижней челюсти, т.е. является моторным центром (центр Брока). При афазии, открытой К. Вернике (1874), пораженным оказался верхнезадний участок левой височной доли — центр Вернике. В этом случае больной хорошо произносил звуки, строил фразу, но в ней был лишенный смысла набор слов, т.е. больной не осознавал бессмысленность своей речи.
|
Звуковая информация воспринимается первичными слуховыми областями коры, но, для того чтобы она была осмыслена (понята), сигналы должны войти в зону Вернике. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, а оттуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов. Затем звуковая форма слова перерабатывается в его смысл, как если бы это было воспринято на слух. Многие специалисты считают, что в речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом. Если человек владел двумя языками, то при афазии выпадает способность говорить на обоих языках, что указывает на одинаковую организацию мозговых механизмов языков.
Язык жестов является разновидностью языка человека (глухонемых), использующей зрительно-пространственные навыки. Это формальный язык со словарем, включающим несколько тысяч (до 4 тыс.) знаков, и с определенной грамматической структурой. Каждый знак обозначает слово. В каждом предложении на первом месте стоит более конкретный и выразительный элемент, затем идут знаки, объясняющие ситуацию (прилагательные, наречия или глаголы), а за ними следует результат, вывод или конечный итог ситуации.
Повреждение речевой области коры в ранних периодах жизни приводит к тому, что выполнение речевой функции берет на себя правое полушарие, что указывает на большую пластичность корковых клеток, которая с возрастом уменьшается. Если повреждается правое полушарие взрослых, то речевых нарушений не обнаруживается; если повреждено левое полушарие, то возникает тяжелая афазия практически без шансов на выздоровление.
У человека имеется образное (конкретно-предметное) и абстрактное (словесно-логическое) мышление, а у животных — только образное (конкретно-предметное). Абстрактное мышление человека — это мышление с помощью понятий, символов, формул. Оно формируется с помощью речи.
У человека — социально-детерминированное сознание. На базе второй сигнальной системы возникло человеческое сознание. Оно, как и речь, формируется только в человеческом обществе.
Целенаправленная планируемая трудовая деятельность. Труд человека качественно отличается от деятельности животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. У человека — планируемый труд, создание орудий производства, преемственный характер труда, например работа на конвейере. Человек активно изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями общества, человек познает самого себя, в процессе труда человека импровизирует. У животных деятельность запрограммирована или является результатом подражания без осмысления.
У человека имеется три типа психической деятельности, у животных — только один.
В их основе лежит соотношение между сигнальными системами (И.П. Павлов). Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении — мыслительный тип, при их равенстве — средний тип. Художественный тип (преимущественно писатели, художники, музыканты) характеризуется восприятием действительности целиком. Для мыслительного типа (преимущественно философы, математики) характерно восприятие окружающей действительности через словесные сигналы, т.е. аналитически (детально). Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов. Это деление в некоторой степени связано с различной ролью правого и левого полушарий в процессах мышления.
Левое полушарие является базовым для словесно-логического (абстрактного) мышления, оно отвечает преимущественно за смысловые значения речи, лучше воспринимаются сигналы второй сигнальной системы, информация оценивается последовательно, аналитически.
У правого полушария преобладает образное (конкретно-предметное) мышление, лучше воспринимаются пространственные признаки предметов — одновременно, синтетически, лучше воспринимаются сигналы первой сигнальной системы, оно отвечает преимущественно за интонацию речи.
В таблице 14 показаны различия полушарий при зрительном восприятии.
Таблица 14. Различия между полушариями при зрительном восприятии (Астапова, 2004)
Полушарие | Лучше узнаются стимулы | Лучше воспринимаются задачи | Особенности процессов восприятия | Предполагаемые морфофизиологические различия |
Левое полушапие | Вербальные Легко различимые Знакомые | Оценка временных отношений Установка сходства Установка идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному кодированию | Аналитичнеское восприятие Последовательное восприятие Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание | Фокусированное представительство элементарных функций |
Правое полушарие | Невербальные Трудно различимые Незнакомые | Оценка пространственных отношений Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-простраственный анализ | Целостное восприятие (гештальт) Одновременное восприятие Конкретное ущнавание | Диффузное представительство |
Отметим также, что левое полушарие обеспечивает формирование преимущественно положительных эмоций, а правое — отрицательных, оно более эмоционально. Однако необходимо еще раз отметить, что в организме оба полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. они дополняют друг друга. Описанные различия вклада левого и правого полушарий в психическую деятельность человека касаются правшей. У левшей эти соотношения носят смешанный характер.
Приведенные данные были получены в исследованиях на человеке с расщепленным мозгом (перерезка мозолистого тела по медицинским показаниям). Так, больных с расщепленным мозгом просили сложить из предъявленных кубиков узор, который соответствовал бы показанному рисунку (Р. Сперри). Левая рука, контролируемая правым полушарием, в этом случае намного «превосходила» правую руку, контролируемую левым полушарием.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию – высшая нервная деятельность (ВНД).
2. Что называют низшей нервной деятельностью?
3. Сформулируйте понятие “психическая деятельность”. Каковы соотношения этого понятия с понятием ВНД?
4. Сформулируйте понятие "сознание".
5. Перечислите формы психической деятельности.
6. Что такое мышление?
7. Сформулируйте понятие «ощущение», «восприятие», «представление».
8. Перечислите основные достижения И. П. Павлова в изучении ВНД.
9. Что называют условным рефлексом?
10. Перечислите основные правила выработки условных рефлексов.
11. При каких условиях выработанный условный рефлекс становится прочным? Почему раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, вначале называют индифферентным?
12. Какая реакция обычно возникает в начале выработки условного рефлекса на сигнальный раздражитель и какое физиологическое значение она имеет?
13. Между какими центрами коры большого мозга возникает временная связь при выработке условного рефлекса? Какое явление лежит в основе механизма выработки условного рефлекса?
14. Классификация условных рефлексов.
15. Назовите три основных подгруппы и разновидности условных рефлексов, классифицируемых по безусловным рефлексам, на базе которых они выработаны.
16. Дайте характеристику безусловным рефлексам.
17. Дайте характеристику условных рефлексов.
18. Дайте определение функциональной системы по П. К. Анохину.
19. Назовите основные компоненты функциональной системы по П. К. Анохину, обеспечивающей приспособительное поведение.
20. Что называют инстинктом?
21. Что такое научение и обучение? Каково соотношение этих понятий?
22. Приведите классификацию основных форм научения.
23. В чем заключается сущность оперантного научения? Укажите две основные его разновидности.
24. Что такое викарное научение? Приведите пример.
25. Что такое реакция следования? Врожденной или приобретенной она является? Дайте соответствующее пояснение.
26. Что такое инсайт?
27. Дайте определение понятиям «память» и «энграмма".
28. Приведите классификацию памяти по длительности хранения информации. Укажите это время. Назовите специфический вид памяти, свойственный только человеку.
29. Что такое мгновенная (сенсорная) и кратковременная память, каков их нейрональный механизм?
30. Назовите основные изменения в нейронах при переходе кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти).
31. Приведите доказательства важной роли РНК в процессах запоминания информации.
32. Какие влияния оказывают серотонин и адреналин на процесс обучения, в каком состоянии организма это проявляется ярче?
33. Какие структуры мозга играют особо важную роль в процессах консолидации памяти? Приведите доказательства.
34. Какова емкость мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?
35. Что понимают под кортиколизацией функций? Как изменится поведение лягушки и голубя после полного удаления у них полушарий большого мозга?
36. Что понимают под локализацией функций в коре большого мозга? Какие функциональные зоны различают в коре большого мозга? Какие из них играют особо важную роль в анализе и синтезе поступающей в кору информации?
37. Какое физиологическое значение имеют явления анализа и синтеза информации, поступающей в кору большого мозга?
38. Перечислите основные методы, при помощи которых можно исследовать локализацию функций в коре большого мозга.
39. В каком полушарии большого мозга и в какой области коры у правшей расположены сенсорный центр речи (центр Вернике) и двигательный центр речи (центр Брока)?
40. Перечислите основные методы изучения ВНД.
41. Что такое электроэнцефалография и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)? Перечислите волны (ритмы) ЭЭГ.
42. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для активного бодрствующего состояния? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?
43. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для организма в состоянии физического и эмоционального покоя, с закрытыми глазами при отсутствии внешних раздражителей? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?
44. Назовите основные виды изменений ЭЭГ при внешних воздействиях. Локальными или генерализованными они являются?
45. Какие формы ответных реакций организма обеспечивают приспособительное поведение человека в окружающей среде?
46. Что понимают под безусловным торможением условных рефлексов? Какие формы безусловного торможения Вам известны?
47. Каково физиологическое значение внешнего торможения условных рефлексов? Объясните механизм.
48. В каких условиях возникает запредельное торможение условных рефлексов? Каков его механизм и физиологическое значение?
49. Что понимают под условным торможением условных рефлексов? Какие формы условного торможения Вам известны?
50. Как вырабатывается угасательное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?
51. Как вырабатывается дифференцировочное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?
52. Как вырабатывается условный тормоз? Как изменяется условный рефлекс при этом?
53. Как вырабатывается запаздывательное условное торможение? В чем сущность проявления этого вида торможения?
54. Каково биологическое значение различных видов условного торможения условных рефлексов?
55. Дайте определение понятия "тип ВНД". Что лежит в основе классификации типов ВНД?
56. Как определяют силу процесса возбуждения у человека по работоспособности?
57. Как можно определить силу процесса возбуждения с помощью фармакологического тестирования?
58. Назовите основные приемы исследования силы процесса торможения.
59. Опишите основные приемы, с помощью которых можно определить подвижность нервных процессов при исследовании типов ВНД.
60. Какие типы ВНД различают по И. П. Павлову? Сопоставьте их с соответствующими типами темперамента по Гиппократу.
61. Перечислите основные особенности ВНД человека.
62. Что такое сон?
63. Назовите основные фазы сна по характеру ЭЭГ, укажите их продолжительность.
64. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для стадий "медленного" сна? Дайте им характеристику.
65. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для "быстрого" сна? Дайте им характеристику.
66. Что называют циклом сна? Какова в среднем его продолжительность? Сколько циклов сна обычно регистрируют во время нормального ночного сна?
67. Какие физиологические сдвиги (кроме изменений ЭЭГ) характерны для фазы "медленного" сна?
69. Какие физиологические сдвиги (кроме изменения ЭЭГ) характерны для "быстрого" сна?
70. Что такое сновидения и для какой фазы сна они наиболее характерны?
71. Каково физиологическое значение сна?
72. Что называют функциональной межполушарной асимметрией? В чем она выражается?
73. Какими методами можно изучать межполушарную асимметрию?
74. Кто сформулировал представление о сигнальных системах организма? Что понимают под первой и второй сигнальной системами? Что является сигналами для каждой?
75. Дайте определение понятия "эмоция".
76. Какая структурная организация в ЦНС является морфологическим субстратом для эмоциональных реакций? Назовите ее основные компоненты.
77. Каково биологическое значение потребности организма?
78. Дайте определение понятия "мотивация", назовите причины возникновения мотиваций. Каково их значение?
79. Каково значение положительных и отрицательных эмоций для человека?
80. Чем отличается язык человека от языка животных?
Оглавление
1. Физиология возбудимых тканей ……………………………………………6
1.1.1. Открытие электрических явлений в животных тканях. Понятие
процессе возбуждения…………………………………………………………….6
1.1.2. Потенциал покоя……………………………………………………………7
1.1.3. Потенциал действия………………………………………………………13
1.1.4. Локальные потенциалы…………………………………………………...19
1.1.5. Изменения возбудимости клетки во время ее возбуждения. Лабильность……………………………………………………………………...22
1.1. 6. Критерии для оценки возбудимости. Аккомодация. Использование электрического тока в медицине………………………………………………..24
1.2. Сенсорные рецепторы. Нервные волокна, нервно-мышечный синапс….29
1.2.1. Структурнофункциональная характеристика сенсорных рецепторов
1.2.2. Физиология нервных волокон……………………………………………33
1.2.3. Физиология нервно-мышечного синапса………………………………..42
1.3. Физиология мышц…………………………………………………………..47
1.3.1. Структурнофункциональная характеристика скелетной мышцы……..47
1.3.2. Механизм сокращения скелетной мышцы………………………………51
1.3.3. Виды мышечных сокращений……………………………………………54
1.3.4. Показатели физической деятельности мышц…………………………...57
1.3.5. Структурнофункциональные особенности гладких мышц…………….59
2. Физиология центральной нервной системы ……………………………..64
2.1.1. Структурнофункциональная характеристика центральной нервной системы…………………………………………………………………………...64
2.1.2. Медиаторы и рецепторы центральной нервной системы………………73
2.1.3. Механизм возбуждения нейронов……………………………………….79
2.1.4. Характеристика распространения возбуждения в центральной нервной системе……………………………………………………………………………83
2.1.5. Свойства нервных центров……………………………………………….85
2.2. Торможение в центральной нервной системе…………………………….92
2.2.1. Постсинаптическое торможение…………………………………………92
2.2.2. Пресинаптическое торможение……………………………………….....96
2.2.3. Общая характеристика торможения в центральной нервной системе
2.2.4. Координационная деятельность и интегративная роль центральной нервной системы……………………………………………………………….100
2.3. Физиология спинного мозга………………………………………………107
2.3.1. Структурнофункциональная характеристика спинного мозга……….107
2.3.2. Проводниковая функция спинного мозга……………………………...110
2.3.3. Соматические рефлексы спинного мозга……………………………..112
2.3.4. Тонус мышц у спинального организма………………………………...120
2.3.5. Ствол мозга……………………………………………………………....122
2.3.6. Проводниковая функция ствола мозга…………………………………129
2.3.7. Интегративные системы ствола мозга…………………………………130
2.3.8. Функции мозжечка………………………………………………………136
2.3.9. Физиология промежуточного мозга……………………………………140
2.3.10. Функции базальных ядер………………………………………………144
2.3.11. Функции лимбической системы……………………………………….146
2.3.12. Кора головного мозга. Нейронная организация новой коры. Кортикализация функций……………………………………………………...148
2.3.13. Основные функциональные зоны новой коры……………………….151
2.3.14. Методы исследования центральной нервной системы……………....160
2.3.15. Общая характеристика вегетативной нервной системы……………..165
2.3.16. Симпатическая нервная система……………………………………...170
2.3.17. Парасимпатическая нервная система………………………………....175
2.3.18. Интраорганная нервная система..………………………………..178
2.3.19. Регуляция функций синапсов……………………………………….....181
2.3.20. Взаимодействие между отделами вегетативной нервной системы…183
2.3.21. Центры вегетативной нервной системы……………………………..185
2.3.22. Афферентные пути вегетативной нервной системы………………...188
2.3.23. Тонус вегетативных центров……………………………………….....191
2.3.24. Трофическое действие нервной системы…………………………….193
3. Физиология высшей нервной деятельности …………………………...197
3.1.1. Понятие о высшей нервной деятельности……………………………..197
3.1.2. Физиологические основы поведения…………………………………...197
3.1.3. Врожденная деятельность организма и импринтинг…………………198
3.1.4. Структура целостного поведенческого акта………………………......200
3.1.5. Память…………………………………………………………………....203
3.1.6. Кратковременная (электрофизиологическая) память…………………204
3.1.7. Промежуточная (нейрохимическая) память…………………………...206
3.1.8. Долговременная (нейроструктурная) память………………………….208
3.1.9. Воспоминание и забывание…………………………………………….212
3.1.10. Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти
3.1.11. Научение………………………………………………………………..217
3.1.12. Условный рефлекс — одна из форм научения. Методы изучения высшей нервной деятельности………………………………………………..217
3.1.13. Методы исследования ВНД…………………………………………...220
3.1.14. Классификация условных рефлексов…………………………………224
3.1.15. Торможение условных рефлексов как одна из форм научения…….226
3.1.16. Другие формы научения……………………………………………....229
3.1.17. Типы высшей нервной деятельности и темперамент личности…….234
3.1.18. Бодрствование и сон. Сновидения……………………………….......236
3.1.19. Формы психической деятельности и сознание………………………240
3.1.20. Характеристика отдельных форм психической деятельности……...241
3.1.21. Физиология мотиваций и потребности……………………………….243
3.1.22. Эмоции…………………………………………………………………244
3.1.23. Мышление — основная форма психической деятельности…………243
3.1.24. Осознаваемая и неосознаваемая деятельность организма…………..250
3.1.25. Особенности психической деятельности человека…………………..252
Литература
Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов/Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 520 с.
Алипов Н. Н. Основы медицинской физиологии. Учебное пособие/Н.Н. Алипов — М.: Практика, 2013. — 496 с.
Анищенко Т.Г. Физиология центральной нервной системы/Т.Г. Анищенко, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 96 с.
Астапов В.М. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения»/Под ред. В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 80 с.
Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учеб. пособие /А. Г. Камкин, И. С. Киселева - М.: «ГЕОТАР-Медиа», 2010. - 408 с.
Гайтон А.К. Медицинская физиология/А.К. Гайтон, Дж.Э. Холл/Пер с англ.; Под ред. В.И. Кобрина – М.: Логосфера, 2008. -1296 с.
Зильбернагль С. Наглядная физиология/С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.
Зинчук, В. В. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие / В. В. Зинчук, О. А. Балбатун, Ю. М. Емельянчик; под ред. В. В. Зинчука. - Минск: Выш. шк., 2010. -431 с.
Камкин А.Г. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для сту. высш. вчеб. заведений/Под ред. А.Г. Камкина и А.А. Каменского – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 1072 с.
Кирой В.Н. Физиологические методы в психологии (учебное пособие)/ В.Н. Кирой - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2003. - 224 с.
Наглядная неврология: Учеб. пособие Р. Баркер, С. Барази, М.Нил / Пер. с англ. Г.Н. Левицкого; под ред. В.И. Скворцовой — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 136 с.
Орлов Р. С. Нормальная физиология: учебник/С.Р. Орлов – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 832 с.
Физиология в рисунках и таблицах: вопросы и ответы/Под ред. В.М. Смирнова - М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 456 с.
Физиология человека. В 3-х томах/Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса; Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Мир, 2005; Т.1 - 323с., Т.2 - 314с.; Т.3 - 228с.
Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учебное пособие для студ. мед. вузов/С.А. Чеснокова, С.А. Шастун; под ред. Н.А. Агаджаняна – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 496 с.
Kryger M.H. Principles and Practice of Sleep Medicine, 5th ed./ M.H. Kryger, Т. Roth, W. Dement - Elsevier, 2011. - 1757 p.