Понятие, задачи и функции радиовещания




Радио в системе СМИ

Средство распространения информации до рассеянной, большой аудиторией принято называть СМИ. Радио – один из компонентов масс-медиа и СМК. Существует несколько каналов передачи информации: печатный (газеты и журналы), звуковой (радио), электронные СМИ (телевидение и интернет).

В курсовой работе мы рассмотрим только радио (на примере Иркутского городского радио) как СМИ, его основные особенности и отличия от других каналов СМК. На сегодняшний день существует два вида радиовещания: эфирное и проводное. Различия этих видов в распространении волн, возможностях проведения в дома, офисы и времени создания, усовершенствования радио.

В 1906 году канадец Реджинальд Фессенден осуществил первую трансляцию радиопрограммы, в которой лично играл на скрипке и прочел небольшой текст из Библии. С того времени голосовое радиовещание стало развиваться с каждым годом все больше и больше. Появлялись новые развлекательные радиопередачи, вещание производилось на широкую аудиторию.

В 1918 году Эдвин Армстронг представил супергетеродин, способствующий улучшению чувствительности радиоприемных устройств в широком диапазоне частот. Спустя более 15 лет появилось FM-радио, которое способно использовать частотную модуляцию, позволяющую уменьшить помехи в эфире.

Радиожурналистику относят к одному из самых мобильных и удобных каналов информации, «доступность передаваемой информации по радио практически для всего населения и уровень информированности населения, есть показатели благополучия общества и цивилизованности страны»[1]. На радио, возможно, освещать события синхронно – это расширяет рамки слушателя.

С технической точки зрения радиоприемник или радио в машине доступная каждому вещь. Такое «удобство» принято называть благоприятным режимом потребления, то есть слушателю ненужно отрываться от своих дел, информация поступает в фоновом режиме.

Звук – основа радиожурналистики. Акустичностьрадио наряду со способом доставки его сообщений составляет сердцевину специфики этого средства массовой коммуникации. Здесь заложены и большие возможности, и некоторые ограничения радиовещания. «Радиоязык» – охватывает сложную структуру звуковых элементов, формирующих содержание и структуру любого радиосообщения. Он включает в себя как равноправные речь, музыку и шумы.

Человек живет в мире звуков и зрительных образов, поэтому аудиовизуальное восприятие наиболее точечно влияет на слушателя.

Можно выделить преимущества и недостатки радио:

1. Возможность восприятия «чистого звука» (данный плюс состоит в том, что прослушивание не дает отвлекаться на прочие визуальные эффекты, в отличие от телевидения);

2. Активизация воображения слушателя;

3. Возможность передачи информации непосредственно с места, где находится репортер, оперативность и интенсивность;

4. Бесплатное получение информации;

5. Возможность прослушивания практически в любом месте;

6. Маленькие размеры радиостанций.

Недостатков немного: «в некоторых местах, изолированных от проникновения радиоволн, невозможно прослушивание. Прослушивание передач возможно только во время их прямого выхода в эфир»[2].

 


Понятие, задачи и функции радиовещания

Радио, как СМИ, было создано для выполнения ряда задач и оснащено определенными функциями. Без них человек потеряет необходимость использовать этот канал коммуникации.

Радио до сих пор остается самым оперативным. Выйти в радиоэфир возможно без особой длительной подготовки и из любой точки мира. Именно этот факт облегчает поиск гостя и приглашение его «к микрофону». Доступность передаваемой информации по радио практически для всего населения и уровень информированности населения, есть показатели благополучия общества и цивилизованности страны.

Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Прослушивая радио не нужно отвлекаться от повседневных дел, радио отлично совмещается с трудовой деятельностью. Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания «что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации»[3].

Радио также является психологическим инструментом. В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Кроме явных положительных сторон радиовещания, существуют три основные функции радио, как СМИ.

Информационные: собственно информационная функция, рекламная. Попадая в эфир радиопрограммы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня. Кроме того, осуществлять рекламную деятельность с помощью радио становится проще, ведь рекламное сообщение приобретает приятный, убедительный «голос» и «заразительное» звучание. Вспоминая о необходимом товаре и услуге, мы будем помнить, что эта реклама у нас на слуху.

Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция; функция выражения и формирования общественного мнения, общения; воспитательная; агитационно-пропагандистская; организаторская. Регулярное получение социальной информации стало для людей необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Жизнедеятельность любого средства массовой информации, в том числе и радиовещания, никогда и нигде не существует вне определенных агитационно-пропагандистских тенденций и тем более не свободна от них.

Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения (рекреативная). Например, водитель в дороге, выберет музыкальную или юмористическую передачу, а не информационную, чтобы избавиться от перенапряжения мозга и глаз за рулем.

Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач.

 


ГЛАВА 2. ИРКУТСКИЙ ГОРОДСКОЙ РАДИОКАНАЛ КАК СМИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: