Пчелякова Ирина Евгеньевна НОЛк-218
УМК «Школа России», М.И. Моро
Класс: 3 (2 ч.), стр.15
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение составных задач»
Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.
Задачи:
1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Оборудование: презентация
Задача:
В городе 3 театра, а библиотек в 6 раз больше. На сколько в городе больше библиотек, чем театров?
Тип задачи: Нетиповая.
1. Задачи на увеличение числа в несколько раз.
В городе 3 театра, а библиотек в 6 раз больше. Сколько библиотек в городе?
2. Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел
В городе 3 театра, а библиотек 18. На сколько в городе больше библиотек, чем театров?
Ход урока
Этап урока | Содержание урока | Оформление доски/Презентации |
1. Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. | -Давайте вспомним то,что уже изучали
– Разгадайте ребус.
ЗА ![]() ![]() | Схему рисуем на доске Схема на доске |
2. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: o Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. | -Ребята, откройте учебник на странице 15 и прочитайте «про себя» задачу под № 3.
-Кто прочитает задачу вслух?
-О чем идет речь в задаче? (О том что в городе есть театры и библиотеки)
-Что мы знаем про театры? (Что в городе 3 театра)
-Что мы знаем про библиотеки? (Знаем что библиотек в 6 раз больше, чем театров)
-Что нам нужно узнать? (Нам нужно узнать на сколько в городе больше библиотек, чем театров)
-Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько библиотек в городе)
-Верно!
Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме.
Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче?
1. ![]() ![]() ![]() | Схемы на доске |
3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: o Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение; o устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. | Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи)
.Давайте рассуждать.
- Каков главный вопрос задачи? (На сколько в городе больше библиотек, чем театров)
-Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество театров и библиотек отдельно)
-Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество театров в городе)
А какое число мы пока что не знаем? (Количество библиотек)
-Но что нам известно о библиотеках? (Что их на 6 больше, чем театров)
-Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество библиотек? (Количество театров - их 3,и библиотек в 6 раз больше)
-Найдем это число, будем его знать,а так же мы знаем,что театров 3. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)
Одновременно строим «Дерево рассуждений»:
![]() ![]() | На доске «Дерево рассуждений» На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями |
4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. | -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 6×3=18 -18 чего? (Библиотек) 1) 6×3=18 (биб.)- Количество библиотек в городе. -Что мы нашли в первом действии? (Количество библиотек в городе) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 18-3=15(шт.)- больше -Чему равно? (15) -Что мы нашли во втором действии? (Библиотек на 15 больше, чем театров) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) (3 · 6) – 3 = 15 (шт.) Б) 3 · (6 – 3) = 15 (шт.) В) 3 · 6 + 3 = 15 (шт.) Запишите верное выражение в тетрадь: А) (3 · 6) – 3 = 15 (шт.) (Библиотек на 15 больше, чем театров) | На доске выполняется решение учеником. |
5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. | -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.
-Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос).
-Составим новую схему, изменив условие и вопрос:
![]() ![]() ![]() | Схема на доске На доске «Дерево рассуждений» На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями |