Фрагмент урока по методике преподавания математики.




Пчелякова Ирина Евгеньевна НОЛк-218

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (2 ч.), стр.15

 

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

 

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

 

Задача:

В городе 3 театра, а библиотек в 6 раз больше. На сколько в городе больше библиотек, чем театров?

 

Тип задачи: Нетиповая.

1. Задачи на увеличение числа в несколько раз.

В городе 3 театра, а библиотек в 6 раз больше. Сколько библиотек в городе?

2. Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел

В городе 3 театра, а библиотек 18. На сколько в городе больше библиотек, чем театров?

 

Ход урока

 

Этап урока Содержание урока Оформление доски/Презентации
1. Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. -Давайте вспомним то,что уже изучали – Разгадайте ребус. ЗА . (задача) - А что такое задача? (Это математический рассказ в котором есть условие и вопрос) Решим следующие задачи:   Миша собрал 6 ягод в первую корзинку, а в другую 4. Сколько ягод собрал Миша? -Сколько ягод Миша собрал в первую корзинку?(6) -Сколько собрал во вторую? (4) -Чтобы узнать сколько всего ягод собрал Миша какое действие нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 6+4=10(ягод)-всего собрал Миша -Мы ответили на вопрос задачи?(да) -Прочитаем следующую задачу и решим ее: В первый день Аня прочитала 20 страниц, это на 4 страницы больше, чем в второй день. Сколько страниц Аня прочитала во второй день? -Сколько страниц прочитала Аня в первый день (20) -Что еще сказано в условии?(Во второй день Аня прочитала на 4 страницы больше) -Что это значит?(что Аня прочитала во второй день меньше, чем в первый) -Что нужно найти?(Сколько страниц прочитала Аня во второй день) Составим схему: Чтобы узнать сколько страниц прочитал Аня во второй день какое действие мы выполним? (Вычитание) -Верно. Какое выражение у нас получилось? 20 – 4 = 16 (стр.) прочитала Аня -Что мы напишем в ответе? (16 страниц прочитала Аня во второй день) -Молодцы!   -Прочитаем внимательно следующую задачу:     Схему рисуем на доске   Схема на доске
2. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: o Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. -Ребята, откройте учебник на странице 15 и прочитайте «про себя» задачу под № 3. -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О том что в городе есть театры и библиотеки) -Что мы знаем про театры? (Что в городе 3 театра) -Что мы знаем про библиотеки? (Знаем что библиотек в 6 раз больше, чем театров) -Что нам нужно узнать? (Нам нужно узнать на сколько в городе больше библиотек, чем театров) -Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько библиотек в городе) -Верно! Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче? 1.     2.   3. (Подойдет 1 схема) -Объясните, почему не подходят вторая и третья схемы?(Потому что в во второй схеме показано, что нужно узнать на сколько библиотек меньше, а по условию задачи библиотек больше.А третья схема не подходит, потому что не хватает данных) -Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (В городе 3 театра, а библиотек в 6 раз больше. На сколько в городе больше библиотек, чем театров?)       Схемы на доске  
3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: o Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;     o устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи) .Давайте рассуждать. - Каков главный вопрос задачи? (На сколько в городе больше библиотек, чем театров) -Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество театров и библиотек отдельно) -Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество театров в городе) А какое число мы пока что не знаем? (Количество библиотек) -Но что нам известно о библиотеках? (Что их на 6 больше, чем театров) -Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество библиотек? (Количество театров - их 3,и библиотек в 6 раз больше) -Найдем это число, будем его знать,а так же мы знаем,что театров 3. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)   Одновременно строим «Дерево рассуждений»:     Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько библиотек в городе. Что для этого нужно сделать?(. Для этого надо 3 умножить на 6, получится 18.) -Когда это число будет известно, найдем На сколько в городе больше библиотек, чем театров. Что для этого нужно сделать? (Для этого из большего числа вычтем меньшее, то есть из количества библиотек необходимо вычесть количество театров)       На доске «Дерево рассуждений»   На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями  
4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 6×3=18 -18 чего? (Библиотек) 1) 6×3=18 (биб.)- Количество библиотек в городе. -Что мы нашли в первом действии? (Количество библиотек в городе) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 18-3=15(шт.)- больше -Чему равно? (15) -Что мы нашли во втором действии? (Библиотек на 15 больше, чем театров) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) (3 · 6) – 3 = 15 (шт.) Б) 3 · (6 – 3) = 15 (шт.) В) 3 · 6 + 3 = 15 (шт.)   Запишите верное выражение в тетрадь: А) (3 · 6) – 3 = 15 (шт.) (Библиотек на 15 больше, чем театров) На доске выполняется решение учеником.
5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос: -По схеме составьте текст обратной задачи: «В городе 18 библиотек, это на 15 больше, чем театров. Во сколько раз библиотек больше, чем театров?» -Решим данную задачу. -Что известно из первой части предложения задачи? (Что в городе 18 библиотек) -Прочитаем вторую часть предложения, что мы узнаем из него? (Что театров на 15 меньше, чем библиотек) -Что нам нужно узнать? (Во сколько раз библиотек больше, чем тетаров) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). -Почему? (Нам не известно сколько в городе театров) -Что мы можем найти, зная общее количество библиотек и на сколько их больше театров? (Количество театров в городе) -Зная количество театров и библиотек, что мы найдем?(Во сколько раз библиотек больше, чем театров) -Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)   Одновременно стоим дерево рассуждений: Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:   -Проверьте,так ли вы записали действия: 1) 18-15=3 (Т.)- Количество театров в городе 2) 18:3=6 (б.)-В 6 раз больше. Ответ: Библиотек в 6 раз больше, чем театров -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Мы получили, что библиотек в 6 раз больше, чем театров, что соответствует условию 1 задачи) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно. Теперь можно записать ответ к исходной задаче: Ответ: Библиотек на 15 больше, чем театров.   .     Схема на доске     На доске «Дерево рассуждений»     На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: