Глава 3. Тактика в дебатах




3.1

Под тактиков в дебатах понимается стратегия подготовки к турнирам и выступлениям на играх, к которым относятся: разбор кейсов, тем; подготовка с тиммейтом у турнирам; различные способы записи речей соперников и т.д. Приведу несколько тактик из собственного опыта.

 

1) Для начинающих дебатёров, которые только начинают играть, можно посоветовать купить обычный альбом с листами А4 и разделить страницы по фракциям (сделать несколько столбцов для речей первого стола правительства, первой оппозиции, то же самое со вторыми столам). Важно записывать все слова, которые говорит противник для того, чтобы не упустить основную идею, однако также стоит писать так, чтобы было удобно прочитать перед собственной речью и не запутаться. Также можно подчеркивать особенно важные мысли и выносить стрелочками свои комментарии или же указывать свои мысли в скобочках другим цветом Ваши мысли о том, почему Вы считаете, что это не так).

 

2) Если речь идёт о турнире, то скорее всего будет проще нарисовать схему, где в середине или наверху листа будет указываться основная идея Вашего аргумента, от которой будут идти:

 

А) Акторы, то есть те действующие лица/организации/страны/компании/общества и т.д. и т.п., на которых стоит обратить своё внимание прежде всего и указать других акторов, о которых, скорее всего, будет говорить Ваш противник. Это нужно делать, поскольку есть темы, которые играют либо от определённых групп, например, феминисток и их организаций, а не от других стран и гораздо важнее будет показать, почему то или иное действие будет хуже именно для них, а не для других государств (потому что это уже будет ошибка в предмете, подобные примеры указывались ранее в реферате) и почему, скажем, намного важнее именно эти акторы или другие. Почему нас интересует, допустим, именно маленькая группа лиц, а не большая и т.д.

 

Б) Указывать важность. В этом вся суть дебатов. Кто лучше объяснит, зачем нам это нужно и необходимо, зачастую является самым важным во всей игре.

 

В) Показывать последствия, сравнивая два мира, на это особенно стоит обращать внимание, когда речь идёт о таких темах, в которых палата либо считает, что так будет лучше, либо предпочитает что-то сделать. В подобных резолюциях не идёт речи о запрете или введении какого-либо законопроекта. Здесь, скорее, рассматриваются те ценности и блага, которых будет больше или меньше в том или ином мире. В качестве пояснения, представим, что есть две темы: 1) ЭПСЧ использование "живых щитов" может быть оправданным или же 2) ЭП разрешит использовать "живые щиты" (в военных действиях и др.). И кажется, что темы об одном и том же, но принципиальная разница заключается в том, что во втором случае у нас будут использоваться эти щиты, что их разрешат, в первом же варианте в статусе КВО (первоначально) эти щиты не являются оправданными. Более того, скорее всего такое использование осуждается и не принимается обществом и в первом случае важно сравнить:

 

А) Для кого это использование будет лучше? Кто будет считать "щиты" оправданными? Террористы или же государство для использования гражданских в военных действиях или нет.

В этом случае важнее указывать на последствия такого оправдания и к чему это приведёт. Во втором же случае также можно указывать на последствия, но изначально важно объяснить механизм и причины, по которым государство вводит данный законопроект. Таким образом, при ведении тактики в дебатах важно умение различать такие темы, которые связаны с тем, что "ЭПСЧ" (эта палата считает что) или "ЭПВЧ" (эта палата верит что) и "ЭП разрешит или не разрешит что-то сделать".

 

2) При подготовке к дебатам важно рефлексировать (проверено на собственном опыте). Об этом говорят опытные судьи (данные советы приведены из статьи Дани Николаева в группе в ВК "Московское дебатное сообщество". Необходимо проанализировать свои сильные и слабые стороны, понять, какие вещи даются лучше или хуже, распределить со своим тиммейтом роли на каждом столе, поскольку перед игрой происходит случайная жеребьёвка команд), понять и проанализировать эти стороны, разобрать их по пунктам, а не просто сказать, что "Я умею или я не умею делать анализ" (Важно отмечать не только свои собственные стороны, но и те, которые отмечают другие игроки, и особенно, судьи). На самом деле, это именно так и работает, если брать жизнь, и к такому же выводу может придти абсолютно любой человек, который хоть как-то связан с дебатами.

 

2) Дополнять друг друга, докручивать аргументы, если это возможно, рассказывать о последствия или важности. Допустим, если Ваш тиммейт хорошо рассказал действие механизма, но не объяснил, зачем он нужен, то стоит уделить внимание на этот момент, рассказать все преимущества такого механизма, пояснить, почему он будет работать с куда большей вероятностью и почему он будет работать в Вашем мире, а не в мире оппонентов. Закрытие недостатков своего сокомандника, спикера - это один из небольших шагов к успеху и к победе.

 

3) Необходимо наметить план работы, придумать упражнения. Например, можно дать тему, подумать пару минут и в течение одной минуты подробно рассказать аргумент, который первым пришёл в голову. Допустимо прописывать кейсы, возможные повороты игры, взвешивать ценности и критерии (счастья, свободы и т.д.), прорабатывать речи премьер-министра или заместителя, кого угодно. Один игрок может прописывать кейс за правительство и быть более подготовленным, рассказывать его, а второй игрок может постараться его отбить без подготовки или с подготовкой в 5-ть минут, что поможет быстрее реагировать на неожиданные аргументы, которых не ожидаешь от противника. Или же это поможет поверить в то, что любой, даже хорошо продуманный аргумент, можно разрушить или доказать, что он или неверен или всё-таки верен, но не так важен или работает лишь как частный, а не как общий случай.

 

4) Можно просматривать видео с масштабных турниров, смотреть речи и советы других опытных дебатёров, попробуйте написать отбивку к сильным речам, которые выиграли в финале, поскольку победители могли хитро что-то сказать, чтобы запутать оппонентов, но со стороны видны слабые стороны, которые не были отбиты другими командами и т.д. Также после просмотра каждого видео будет лучше прописать анализ, прописать, какие были идеи сказаны с обеих сторон и т.д.

 

5) Важно работать над психологией, поскольку взаимодействие с сильными конкурентами - это большой стресс. Каждый человек может не понять тему, тормозить десять минут и так далее. Абсолютно любой может нервничать с незнакомым человеком. Перед турнирами важно узнать друг друга: сходить в кино, посидеть с чашечкой чая или кофе в кафе, поговорить на отвлечённые темы и как-то разгрузить напряжение. Если это невозможно (допустим, игроки живут в разных городах), то тогда можно просто поговорить по телефону. Также в некоторых случаях, особенно начинающим игрокам, которых мало пока кто знает, следует быть готовыми ко всему и рассчитывать на себя, если другой игрок по каким-либо причинам не пришёл (заболел, появились другие планы), то важно уметь работать одному или же с незнакомым человеком, у которого тоже может не быть тиммейта, такое тоже часто случается на турнирах, хотя бы с одной или более командами.

 

В заключение данной главы, хотелось бы отметить, что это далеко не все тактики подготовки к турнирам и к победе, поскольку у каждого человека своя психология и свои подходы и пути к победе и, в итоге, к успеху.

 

3.2

Подходя к заключительному разделу, следует сделать акценты на то, в чём же, собственно, состоят преимущества в дебатах. Отчасти об этом уже было сказано в введении, но в этой части реферата преимущества будут расширены.

Дебаты - это один из путей социализации, который помогает:

А) Научиться общаться с людьми;

Б) Не бояться высказывать свой мнение;

В) Научиться понимать других людей (относится к первому пункту), поскольку человек теперь видит и даже предугадывает различные точки зрения;

Г) Человек становится более объективным и не впадает в крайности, видит плюсы в том, что раньше отвергал всей своей душой, спокойнее относится к остальным мнениям и предпочтениям, если это доказано;

Д) Расширяет свой кругозор. Зачастую люди получают лишь обрывочные знания или очень хорошие, но в узких сферах, при этом совершенно не разбираясь в остальных. Например, хорошо зная политику, человек может не разбираться в культуре или искусстве, дебаты же помогают в расширении кругозора. Только на дебатах можно узнать такие темы, о которых никогда не задумывался раньше;

Е) Человек научится видеть, когда им хотят манипулировать. К каждой речи он относится критически и задумывается о том, а не обманывают ли его. Будет ли механизм вашего собеседника работать, для кого он важнее и не заблуждается ли он сам;

Ж) Связи. Дебатёры знают и поддерживают друг друга со всех городов, могут помочь с жильём перед турнирами, дать хороший совет. Это очень умные люди, с которыми можно хорошо провести время;

З) Человек научится быть умным и конкурентоспособным. При стрессе, сильной конкуренции человек сможет добиться успехов в любом деле, даже если он захочет стать бизнесменом или работать на рынке. Он научится взвешивать те или иные механизмы, научится видеть последствия своих действий и т.д.;

И) Человек научится хорошо говорить (чётко, быстро, качественно и по существу). При общении речевой аппарат человека будет двигаться, мысли будут структурированнее и понятнее в целом.

К) Возможность научиться быть дипломатом, поскольку на дебатах обсуждаются и международные темы (отношения между Россией, ЛНР и ДНР, Саудовской Аравией и Канадой, Северной и Южной Кореей, поиск разрешения международных конфликтов, рассмотрении тем, касающихся крупных международных компаний, попытка разрешения всевозможных конфликтов и т.д. и т.д.).

Можно назвать ещё множество других плюсов, однако эти преимущества являются наиболее важными и наиболее очевидными, а кроме того, они приносят куда больше пользы и хороших качеств человеку и всему обществу в целом.

Заключение

Подводя итоги всей проделанной работе, можно сделать очень важные выводы. Во-первых, дебаты тесно связаны с риторикой, что уже было доказано во введении и дальнейших главах. Почему? Потому что риторика - это умение хорошо и красочно говорить, убеждать своих оппонентов, судей и так далее. Хотя, конечно, в первую очередь дебатёры убеждают именно судей, поскольку именно они ставят баллы и оценивают их.

Во-вторых, дебаты - это один из путей к успеху. Почему? Потому что "умение говорить - это наикратчайший путь к известности. И почти каждый человек может говорить так, будто он приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и в людей", об этом говорил ещё Дейл Карнеги, а в представленном реферате именно об этом и шла речь: Как убедить? Как построить свой аргумент? Как внести новую идеи и не противоречить ей? Как отбить конструктивную идею? Как общаться с другими людьми? Как грамотно конкурировать? Как поверить в то, что ты силён и уверен в том, что говоришь? Как узнать, насколько человек в своей речи соответствует своей теме и не отходит от неё? Обо всём этом и говорилось в работе.

Во-вторых, в реферате доказано, что дебаты - это общение, что это конкуренция аргументов, где важно умение вести дискуссии с уважением к друг другу, что в дебатах есть свои правила ведения спора, в котором у каждого человека есть время высказать своё (если повезёт) или доставшееся по жребию, мнение, что есть возможность принимать и отвечать на вопросы, не боясь ответить на них и так далее.

Кроме того, в дебатах представляется возможность проявить всё своё красноречие, всё богатство слов, которое у Вас есть. рассуждать на темы от того, нужно ли вводить смертную казнь, разрешить эвтаназию, до того, нужно ли феминистками противостоять интервенции, направленные на защиту прав женщин в других государствах или же рассуждать на такие темы, как гендерное неравенство, обсуждать пацифизм (идеология, в которой человек выступает за мир и осуждает войну в любом виде) и религию, экономику и политику, бизнес и кино, культуру и искусство, спорт и коррупцию, взвешивать различные ценности и критерии, видеть то, к каким результатам могут привести те или иные действия.

Также были рассмотрены конкретные примеры по совершенно разным темам, показывающие аспекты представленной работы, показывающие те или иные моменты, возможные ошибки, которые могут возникнуть и пути их исправления.

В работе было также доказано, что дебаты - это расширение кругозора, что это возможность человеку проявить себя с различных позиций, что в конкурентной среде он будет более устойчив и общителен, что с ним самим будет приятно вести беседу. Помимо этого, в реферате подробно и поэтапно объяснялись те шаги, которым желательно следовать при завоевании доверия общества, как сохранить с ним контакт и как продолжать заинтересовывать их в своих рассуждениях, как готовиться к своим речам с тиммейтом и многое другое.

Невозможно не обойти и ту сторону, в которой показывается важность убедить именно судью в правоте той позиции, которую приходится доказывать. Эти качества очень важны для юридических профессий, особенно для адвокатов, которым иногда приходится искать весомые аргументы и защищать преступников, совершивших убийства или другие преступления. Для адвокатов практика в дебатах, опять же, помогает поддерживать себя в тонусе и быть конкурентоспособным с другими адвокатами и превосходить их во многом, в частности, адвокаты могут увидеть ошибки оппонентов, их слабые стороны и непроработанные моменты, которые потом возможно будет обратить против них же, это и связи с многочисленными людьми по свей стране и с другими странами, это и возможность уметь быть грамотным дипломатом.

Также хочется добавить, что дебаты позволяют мыслить рационально, видеть изъяны и неправдоподобные планы, строить различные схемы, структуры, тактики, они позволяют следовать различным методикам, позволяют возможность для человека стать отличным тактиком в общении и придти к успеху, ведь именно те, кто умеет хорошо говорить и убеждать, зачастую становятся лидерами различных партий и объединений, лидерами государств и просто авторитетными людьми, чьё мнение может стать довольно весомым для остальных людей.

Дебаты - это возможность развить красноречие не только русского языка, но и других, например, английского, потому что дебаты играются по британскому парламентскому формату (в России - на русском), однако понимание данного формата, в целом, даёт представление о том, как играть в других странах, на других языках, тем более что существуют разные форматы дебатов, например, американский.

Дебаты позволяют человеку научиться думать своей головой и исправлять свои ошибки, о чём уже можно сделать вывод из проделанной работы. Дебаты вдохновляют, дают возможность придумывать интересные темы, делают человека более творческим, открытым и общительным. Благодаря дебатам появляются новые интересы и возможности, новые открытия и возможность совершенствоваться, появляется возможность быть точным и грамотным, уметь строить схемы в качестве картинок и читать их, что, безусловно, является, очень хорошим качеством. Вряд ли можно найти хоть какие-то минусы от занятия дебатами, по крайней мере, для тех людей, которые любят общаться и поспорить, но в ограниченные сроки, в дебатах человек учится правильно распределять своё время и уделять внимание самым важным вещам.

Таким образом, в представленной работе представлен различный спектр возможностей для самореализации и социализации человека, что дебаты - это не просто ведение дискуссии и спора, но это также и умные и образованные люди, умеющие не просто хорошо и красочно говорить, но и убеждать.

 

 


Словарь по общественным наукам. М., 2002 г.

[ii] Толковый словарь русского языка Ушакова; толковый словарь Ожегова.

[iii] "Путеводитель по дебатам".Учебное пособие для педагогов и учащихся. Т.В.Светенко. Москва. "БОНФИ".2001.

[iv] Джонсон, Стивен Л. Как побеждать в дебатах: пособие по Британскому (Всемирному) формату парламентских дебатов/ Стивен, Л.Джонсон; [ Перевод с англ., К.Шиманской.,под научн.ред. С.Наумова] - Нью-Йорк, Лондон, Амстердам: IDEA, 2012 - 240 с.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

 

1)Джонсон, Стивен Л. Как побеждать в дебатах: пособие по Британскому (Всемирному) формату парламентских дебатов/ Стивен, Л.Джонсон; [ Перевод с англ., К.Шиманской.,под научн.ред. С.Наумова] - Нью-Йорк, Лондон, Амстердам: IDEA, 2012 - 240 с.

2) "Путеводитель по дебатам".Учебное пособие для педагогов и учащихся. Т.В.Светенко. Москва. "БОНФИ".2001.

3) Хайнц Леммерман. М.: ООО «Издательство «Уникум Пресс» 2002.

4) Н. Н. Кожевникова.Статья. "Урок с применением технологии дебатов. Формат дебатов Карла Поппера". "Конструктор урока". Пилотный выпуск 2011.

5) Парламентские Дебаты. Американский форма.Авторы: Американская Ассоциация Парламентских Дебатов (APDA)

6) Словарь по общественным наукам. М., 2002 г.

7) Толковый словарь русского языка Ушакова; толковый словарь Ожегова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: