Цели деятельности педагога | Познакомить учащихся с историей узелкового плетения; учить приемам выполнения одинарного и двойного плоских узлов, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, изготовлять изделие в технике узелкового плетения – макраме; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, интерес к предмету |
Тип урока | решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Макраме |
Образовательные ресурсы | · https://www.bestreferat.ru/referat-97976.html |
Наглядно-демонстрационный материал | · мультимедийная презентация по теме; изделия, выполненные в технике макраме, образец изделия. · Видеоряд: https://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/2/200/1337200/f_9879014.jpg https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/674/65674741_58037186_616.jpg https://elik-art.com.ua/images/galery/det_ykr/det_bras_plet.jpg |
Оборудование | учебник, рабочая тетрадь; шнур, бусинки |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: познакомятся с историей узелкового плетения; освоят приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов; научатся изготовлять изделие в технике узелкового плетения – макраме. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, организовывать творческое пространство, подготавливать рабочее место к работе; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы |
Продолжение табл.
в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оцениватьработу по заданным критериям; коммуникативные – научатся обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Личностные: проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | |||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль | |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – На прошлом уроке вы научились вязать морские узлы, большинство которых используют не только в морском деле и быту. А знаете ли вы технику узелкового вязания, с помощью которой изготавливают великолепные салфетки, панно, шторы и многое другое? Эта техника узелкового плетения называется «макраме». Познакомимся с ней сегодня на уроке | Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | |
Продолжение табл.
II. Изучение нового материала | Словесно-ил- люстративный рассказ «Об ис- тории развития узелкового плетения». Просмотр мультимедийной презентации | – Макраме – это вид рукоделия, основой которого является узелок. Имеются разные толкования слова «макраме». В Европе впервые это слово начинают употреблять в XIX веке в значении «узелковое плетение». Более древним является арабское слово «миграмах», означающее «платок» или «шаль», и турецкое слово «макрама», означающее «нарядный платок» или «шаль с бахромой». История узелкового плетения является ровесницей истории человечества. Бытует мнение, что истоки декоративного искусства плетения следует искать в древнем Китае и Японии. Но археологические находки в других странах подтверждают распространение узелкового плетения и в других частях мира, например, в египетских гробницах найдены образцы узелкового плетения, которым более 4 тысяч лет. В истории человечества по-разному завязанные узлы играли еще одну важную роль, они являлись способом накопления и передачи информации из поколения в поколение. В древней культуре инков существовала развитая система узелковой письменности, а при археологических раскопках найдены и чётки в виде ожерелья из узелков. Систему письменности можно было расшифровать по форме, размерам, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Аналогичный вид применения этой техники найден в древнем Китае и у индейцев Северной Америки. По сей день сохранился обычай: чтобы не забыть – завязать узелок на память. За свою историю макраме неоднократно претерпевало забвение, но неизменно | Смотрят презентацию, слушают учителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; логические – осуществляют поиск информации из разных источников. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, полноценно слушать; осознанно и полно воспринимают содержание рассказа учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
Продолжение табл.
возрождалось, привнося новые приемы, новые материалы и способы применения. Как в древности, так и сейчас сохранилось применение декоративного узелкового плетения для украшения одежды. В технике макраме создавались разнообразнейшие элементы гардероба: накидки, капюшоны, нарядные кружева и бахрома. Особо изысканные кружева плелись из золотых нитей и применялись для отделки одежды знатных вельмож. В XIII веке узелковая техника из стран Востока проникла через Испанию в Европу. Этому процессу активно способствовали моряки, применявшие знание завязывания узлов не только в своей непосредственной работе, но и для создания предметов обихода, распространившихся затем по разным странам. Особенно популярно было применение этой техники для создания составных частей интерьера – скатертей, покрывал, абажуров, для отделки ширм и поверхностей кресел | ||||||
Рассказ с элементами беседы «Узелковое плетение в современной | – Техника узелкового плетения – макраме находит очень широкое применение и в жизни современного человека. Плетёные изделия – кашпо, панно, гардинное полотно – украшают интерьеры общественных и жилых зданий. Кулоны, ремни, сумочки дополняют костюмы современных модниц. Плетёные игрушки, сувениры – отличный подарок к любому празднику. Изделия макраме прекрасно сочетаются с бусинами, янтарем, деревом. Но только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех. Макраме завоевывает все больше и больше поклонников. | Слушают учителя, рассматривают слайды; анализируют информацию, делают выводы | Фронтальная | Коммуникативные: умеют полноценно слушать; осознанно и полно воспринимают содержание рассказа учителя; инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы. | Устные ответы |
Продолжение табл.
жизни». Просмотр слайдов | Занимаются плетением и взрослые и дети. Они с увлечением плетут красивые и нужные вещи. Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и – сотворяете чудо. – Есть ли изделия, выполненные в технике макраме, у вас дома? | Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; умеют наблюдать | ||||
Беседа «Материалы и приспособления» | – Вы уже просмотрели изделия и можете ответить на вопрос, какие материалы используются при плетении в технике макраме. (Для плетения макраме можно использовать большое количество материала. Самыми распространенными материалами для плетения макраме считаются: полоски кожи, шнуры из различных тканей, растительные волокна, сизаль, леска, льняная нить, джут, шпагат, тонкая проволока, хлопчатобумажная нить, шелковая нить, шерстяная нить. Красивые изделия сейчас можно сплести из синтетических материалов. ) – Плетение макраме не требует специальных приспособлений. Для плетения макраме вам понадобятся ножницы, кусочек поролона для крепления нитей, линейка | Слушают учителя, участвуют в беседе; рассматривают материалы, анализируют информацию | Фронтальная | Коммуникативные: умеют полноценно слушать; осознанно и полно воспринимают содержание рассказа учителя, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации. Познавательные:общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют проводить поиск необходимой ин- формации в различных источниках | Устные ответы |
Продолжение табл.
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений | |
III. Твор- ческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Индивидуаль- ная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы |
Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учебником (с. 108– 112) и рабо- | – Сегодня вы будете делать из ниток браслет, который можно носить самим или подарить. помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, приемы и способы изготовления изделия и его оформления. Организует изучение приемов выполнения одинарного плоского узла, плана работы по изготовлению браслета (учебник, с. 108–112), затем предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 65). Демонстрирует приемы выполнения одинарного плоского узла и изготовления браслета | Анализируют готовое изделие, информацию; слушают учителя; работают с учебником и рабочей тетрадью, отвечают | Фронтальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. | Устные ответы. Выполнение задания |
Продолжение табл.
чей тетрадью (с. 65) | на вопросы; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы | Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение); осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия | ||||
Практическая работа | – изготовьте браслет в технике макраме. В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы по изготовлению браслета. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. – найдите ответ на вопрос: чем морские узлы отличаются от узлов в технике макраме? просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её | Выполняют задание | Индивидуаль- ная | Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Изготовление браслета в технике макраме. Устные ответы |
Окончание табл.
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ учащихся | В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д. | Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Как вы используете браслет? Будете носить сами или подарите кому-то? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы | ||
Домашнее задание | Объясняет задание. – Придумайте и нарисуйте эскиз браслета и выполните работу над изделием (рабочая тетрадь, с. 65). – Принесите к следующему уроку металлический конструктор | Слушают учителя | Индивидуаль- ная | Наблюдение |