Урок 25. Узелковое плетение
Цели деятельности педагога
| Познакомить учащихся с историей узелкового плетения; учить приемам выполнения одинарного и двойного плоских узлов, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, изготовлять изделие в технике узелкового плетения – макраме; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, интерес к предмету
| Тип урока
| решение учебной задачи
| Методы и формы обучения
| Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
| Основные понятия и термины
| Макраме
| Образовательные ресурсы
| · https://www.bestreferat.ru/referat-97976.html
| Наглядно-демонстрационный материал
| · мультимедийная презентация по теме; изделия, выполненные в технике макраме, образец изделия.
· Видеоряд:
https://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/2/200/1337200/f_9879014.jpg
https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/674/65674741_58037186_616.jpg
https://elik-art.com.ua/images/galery/det_ykr/det_bras_plet.jpg
| Оборудование
| учебник, рабочая тетрадь; шнур, бусинки
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные умения: познакомятся с историей узелкового плетения; освоят приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов; научатся изготовлять изделие в технике узелкового плетения – макраме.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, организовывать творческое пространство, подготавливать рабочее место к работе; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы
| Продолжение табл.
| в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оцениватьработу по заданным критериям; коммуникативные – научатся обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.
Личностные: проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
| Организационная структура урока
| Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы
организации совзаимодей-
ствия на уроке
| Универсальные учебные действия
| Промежуточный контроль
|
|
|
|
|
|
|
| I. Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала
| Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– На прошлом уроке вы научились вязать морские узлы, большинство которых используют не только в морском деле и быту. А знаете ли вы технику узелкового вязания, с помощью которой изготавливают великолепные салфетки, панно, шторы и многое другое? Эта техника узелкового плетения называется «макраме». Познакомимся с ней сегодня на уроке
| Слушают учителя, отвечают на вопросы,
формулируют тему урока
| Фронтальная
| Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
| Устные ответы
| | | | | | | | | Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| II. Изучение
нового материала
| Словесно-ил-
люстративный рассказ «Об ис-
тории развития узелкового
плетения».
Просмотр мультимедийной презентации
| – Макраме – это вид рукоделия, основой которого является узелок. Имеются разные толкования слова «макраме». В Европе впервые это слово начинают употреблять в XIX веке в значении «узелковое плетение». Более древним является арабское слово «миграмах», означающее «платок» или «шаль», и турецкое слово «макрама», означающее «нарядный платок» или «шаль с бахромой». История узелкового плетения является ровесницей истории человечества. Бытует мнение, что истоки декоративного искусства плетения следует искать в древнем Китае и Японии. Но археологические находки в других странах
подтверждают распространение узелкового плетения и в других частях мира, например, в египетских гробницах найдены образцы узелкового плетения, которым более 4 тысяч лет. В истории человечества по-разному завязанные узлы играли еще одну важную роль, они являлись способом накопления и передачи информации из поколения в поколение. В древней культуре инков существовала развитая система узелковой письменности, а при археологических раскопках найдены и чётки в виде ожерелья из узелков. Систему письменности можно было расшифровать по форме, размерам, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Аналогичный вид применения этой техники найден в древнем Китае и у индейцев Северной Америки. По сей день сохранился обычай: чтобы не забыть – завязать узелок на память. За свою историю макраме неоднократно претерпевало забвение, но неизменно
| Смотрят презентацию, слушают учителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; логические – осуществляют поиск информации из разных источников.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, полноценно слушать; осознанно и полно воспринимают содержание рассказа учителя.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| возрождалось, привнося новые приемы, новые материалы и способы применения. Как в древности, так и сейчас сохранилось применение декоративного узелкового плетения для украшения одежды. В технике макраме создавались разнообразнейшие элементы гардероба: накидки, капюшоны, нарядные кружева и бахрома. Особо изысканные кружева плелись из золотых нитей и применялись для отделки одежды знатных вельмож. В XIII веке узелковая техника из стран Востока проникла через Испанию в Европу. Этому процессу активно способствовали моряки, применявшие знание завязывания узлов не только в своей непосредственной работе, но и для создания предметов обихода, распространившихся затем по разным странам. Особенно популярно было применение этой техники для создания составных частей интерьера – скатертей, покрывал, абажуров, для отделки ширм и поверхностей кресел
|
|
|
|
| Рассказ с элементами беседы «Узелковое плетение в современной
| – Техника узелкового плетения – макраме находит очень широкое применение и в жизни современного человека. Плетёные изделия – кашпо, панно, гардинное полотно – украшают интерьеры общественных и жилых зданий.
Кулоны, ремни, сумочки дополняют костюмы современных модниц. Плетёные игрушки, сувениры – отличный подарок к любому празднику. Изделия макраме прекрасно сочетаются с бусинами, янтарем, деревом. Но только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех. Макраме завоевывает все больше и больше поклонников.
| Слушают учителя, рассматривают слайды; анализируют информацию, делают выводы
| Фронтальная
| Коммуникативные: умеют полноценно слушать; осознанно и полно воспринимают содержание рассказа учителя; инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы.
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| жизни».
Просмотр слайдов
| Занимаются плетением и взрослые и дети. Они с увлечением плетут красивые и нужные вещи. Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и – сотворяете чудо.
– Есть ли изделия, выполненные в технике макраме, у вас дома?
|
|
| Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; умеют наблюдать
|
| Беседа «Материалы и приспособления»
| – Вы уже просмотрели изделия и можете ответить на вопрос, какие материалы используются при плетении в технике макраме. (Для плетения макраме можно использовать большое количество материала. Самыми распространенными материалами для плетения макраме считаются: полоски кожи, шнуры из различных тканей, растительные волокна, сизаль, леска, льняная нить, джут, шпагат, тонкая проволока, хлопчатобумажная нить, шелковая нить, шерстяная нить. Красивые изделия сейчас можно сплести из синтетических материалов. )
– Плетение макраме не требует специальных приспособлений. Для плетения макраме вам понадобятся ножницы, кусочек поролона для крепления нитей, линейка
| Слушают учителя, участвуют в беседе; рассматривают материалы, анализируют информацию
| Фронтальная
| Коммуникативные: умеют полноценно слушать; осознанно и полно воспринимают содержание рассказа учителя, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации.
Познавательные:общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют проводить поиск необходимой ин-
формации в различных источниках
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Физкультминутка
| Проводит физкультминутку
| Выполняют упражнения
| Фронтальная
| Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
| Выполнение упражнений
| III. Твор-
ческая практическая деятельность
| Организация рабочего места
| Проверка организации рабочего места
| Организуют свое рабочее место
| Индивидуаль-
ная
| Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда.
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью
| Устные ответы
| Беседа «Что мы будем делать?».
Работа с учебником (с. 108–
112) и рабо-
| – Сегодня вы будете делать из ниток браслет, который можно носить самим или подарить.
помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, приемы и способы изготовления изделия и его оформления. Организует изучение приемов выполнения одинарного плоского узла, плана работы по изготовлению браслета (учебник, с. 108–112),
затем предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 65). Демонстрирует приемы выполнения одинарного плоского узла и изготовления браслета
| Анализируют готовое изделие, информацию; слушают учителя; работают с учебником и рабочей тетрадью, отвечают
| Фронтальная
| Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.
Регулятивные: планируют свою деятельность.
| Устные ответы. Выполнение задания
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
| чей тетрадью
(с. 65)
|
| на вопросы; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы
|
| Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение); осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия
|
|
| Практическая работа
| – изготовьте браслет в технике макраме.
В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы по изготовлению браслета. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
– найдите ответ на вопрос: чем морские узлы отличаются от узлов в технике макраме?
просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её
| Выполняют задание
| Индивидуаль-
ная
| Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые
дополнения и коррективы.
Личностные: сориентированы на плодотворную
работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
| Изготовление браслета в технике макраме.
Устные ответы
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
| IV. Итоги урока. Рефлексия
| Выставка и презентация работ учащихся
| В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность
и т. д.
| Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают
| Фронтальная
| Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
| Оценивание учащихся за работу на уроке
| Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы
| Организует беседу по вопросам:
– Все ли вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему?
– Как вы используете браслет? Будете носить сами или подарите кому-то?
| Слушают учителя, отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Устные ответы
| Домашнее задание
| Объясняет задание.
– Придумайте и нарисуйте эскиз браслета и выполните работу над изделием (рабочая тетрадь, с. 65).
– Принесите к следующему уроку металлический конструктор
| Слушают учителя
| Индивидуаль-
ная
| Наблюдение
|
|
Поиск по сайту:
|