Административная ответственность на железнодорожном транспорте




Кодекс об административных правонарушениях устанавливает круг лиц, которые могут наложить административное взыскание.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени административных органов железнодорожного транспорта могут следующие лица:

главные ревизоры, ревизоры по безопасности движения поездов, уполномоченные в области железнодорожного транспорта, железных дорог и отделений железных дорог;

начальники станций, их заместители, начальники вокзалов, их заместители, начальники локомотивных (вагонных) депо, начальники пассажирских поездов (механики - бригадиры пассажирских поездов);

контролеры-ревизоры пассажирских поездов, ревизоры-инструкторы по контролю пассажирских поездов, ревизоры по контролю доходов, дорожные мастера, начальники дистанции пути, начальники дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники.

Вышеперечисленные лица могут налагать административное наказание за следующие правонарушения:

Глава 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) раскрывает группу составов административных нарушений на транспорте.
Статья 11.1 КоАП открывает главу 11 этого документа и посвящена регламентации нарушений на железнодорожном транспорте. Она носит название "Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене". Объектом всех указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Объективная сторона, закрепленных в разных частях статьи 11.1 КоАП нарушений,выражается:

· - в повреждении железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов (часть 1);

· - в несоблюдении установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов (часть2);

· - в повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов (часть3);

· - в нарушении правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно в нарушении правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей (часть 4). Рекомендуем ознакомиться с нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения");

· - в проходе по железнодорожным путям в неустановленных местах (часть 5). Проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта). Проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим (подробнее смотрите положения Приказа Минтранса России от 08.02.2007 г. N 18 "Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути");

· - в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях не общего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, названных выше (части с 1 по 5статьи 11.1 КоАП включительно), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 6).

Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица. При этом правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 11.1 КоАП, могут быть совершены только должностными лицами железнодорожного транспорта, осуществляющими контроль за погрузкой в вагоны и выгрузкой грузов из вагонов. В связи с этим необходимо отметить, что на железнодорожном транспорте, учитывая специфику движения и в целях его безопасности, установлены предельные габариты погружаемых и выгружаемых грузов. Несоблюдение этих габаритов, то есть превышение предельных внешних очертаний груза, может усложнить беспрепятственный проход поездов и представляет собой объективную сторону данного правонарушения. Следует иметь в виду, что на железнодорожном транспорте существуют специальные габаритные ворота (рама) для проверки габарита груженого поезда.

Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" был внесен ряд поправок в КоАП. Среди них из состава главы 11 данного документа исключена статья 11.2, которая регламентировала административную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта, и переездах через них.

Статья 11.15 КоАП определяет административную ответственность за повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования, а именно:

- за повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает сто рублей, а равно повреждение грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте;

- повреждение пломб или запорных устройств грузовых вагонов, автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов, повреждение отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов, а равно ограждений на пассажирских платформах, нанесение ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов либо повреждение ограждений грузовых дворов (терминалов) железнодорожных станций, грузовых автомобильных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней, посадочных площадок), шлюзов и складов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов.

Статья 11.16 КоАП является в определенной степени общей, она закрепляет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.
Обеспечение пожарной безопасности на сегодняшний день в нашей стране регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 г. N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре"; Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390. Настоятельно рекомендует ознакомиться с данными нормативными документами.

Еще одной общей статьей является статья 11.17 КоАП "Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте". Применительно к железнодорожному транспорту объективная сторона этой статьи может быть выражена:

- в посадке или высадке граждан на ходу поезда либо в проезде на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно в самовольной без надобности остановке поезда либо в самовольном проезде в грузовом поезде;

- в выбрасывании мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы.

Проезд без билета может случиться практически на любом транспорте, согласно статье 110.1 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за отказ от приобретения проездного документа (билета), а также от внесения платы за оказание услуги по его оформлению в случаях, установленных статьей 82 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", безбилетным физическим лицом уплачивается перевозчику штраф:

- в поезде пригородного сообщения - в пятидесятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров, применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;

- в поезде дальнего следования - в пятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 100 километров, применяемого для типа и класса вагона, места в вагоне и категории поезда, соответственно в котором и на котором обнаружено безбилетное физическое лицо.
В силу статьи 11.19 КоАП "Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа" административной ответственности применительно к рассматриваемой нами теме подлежат следующие действия:

- провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном, морском, внутреннем водном или железнодорожном транспорте;

- провоз в ручной клади, багаже или грузобагаже веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а равно сдача опасных веществ на хранение в железнодорожные камеры хранения (обязательно ознакомьтесь с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 г. N 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности");

- провоз без оплаты домашних животных и птиц.

Особенной в рассматриваемой нами группе нарушений является статья 11.24 КоАП, она стоит своеобразным особняком и носит название "Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов". Предлагается, что цель этой статьи - административно-правовыми методами обеспечить защиту прав инвалидов на пользование общественным транспортом.

В соответствии с ней нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Объект данного правонарушения - общественные отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры. Непосредственный предмет посягательства - право инвалидов на доступ к транспортным средствам общего пользования. Состав рассматриваемого правонарушения могут образовывать действия должностных лиц, нарушающих соответствующие требования законодательства, или их бездействие, непринятие мер, направленных на исполнение этих требований. Субъект в данном случае является специальным — это руководители организаций (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих транспортное обслуживание населения. Ответственность за совершение этого правонарушения несут также иные должностные лица, на которых действующими инструкциями, правилами или в связи с занимаемым ими служебным положением возложена ответственность за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств.

В заключение хотелось бы отметить, вовсе не следует забывать об уголовной ответственности за нарушения на транспорте. Глава 27 Уголовного кодекса Российской Федерации называется "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта" и закрепляет в свою очередь уголовную ответственность за все основные нарушения, которые могут случиться на всех видах транспорта, включая, конечно, железнодорожный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: