Кодекс об административных правонарушениях устанавливает круг лиц, которые могут наложить административное взыскание.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени административных органов железнодорожного транспорта могут следующие лица:
главные ревизоры, ревизоры по безопасности движения поездов, уполномоченные в области железнодорожного транспорта, железных дорог и отделений железных дорог;
начальники станций, их заместители, начальники вокзалов, их заместители, начальники локомотивных (вагонных) депо, начальники пассажирских поездов (механики - бригадиры пассажирских поездов);
контролеры-ревизоры пассажирских поездов, ревизоры-инструкторы по контролю пассажирских поездов, ревизоры по контролю доходов, дорожные мастера, начальники дистанции пути, начальники дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники.
Вышеперечисленные лица могут налагать административное наказание за следующие правонарушения:
Глава 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) раскрывает группу составов административных нарушений на транспорте.
Статья 11.1 КоАП открывает главу 11 этого документа и посвящена регламентации нарушений на железнодорожном транспорте. Она носит название "Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене". Объектом всех указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Объективная сторона, закрепленных в разных частях статьи 11.1 КоАП нарушений,выражается:
· - в повреждении железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов (часть 1);
|
· - в несоблюдении установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов (часть2);
· - в повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов (часть3);
· - в нарушении правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно в нарушении правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей (часть 4). Рекомендуем ознакомиться с нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения");
· - в проходе по железнодорожным путям в неустановленных местах (часть 5). Проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта). Проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим (подробнее смотрите положения Приказа Минтранса России от 08.02.2007 г. N 18 "Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути");
|
· - в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях не общего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, названных выше (части с 1 по 5статьи 11.1 КоАП включительно), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 6).
Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица. При этом правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 11.1 КоАП, могут быть совершены только должностными лицами железнодорожного транспорта, осуществляющими контроль за погрузкой в вагоны и выгрузкой грузов из вагонов. В связи с этим необходимо отметить, что на железнодорожном транспорте, учитывая специфику движения и в целях его безопасности, установлены предельные габариты погружаемых и выгружаемых грузов. Несоблюдение этих габаритов, то есть превышение предельных внешних очертаний груза, может усложнить беспрепятственный проход поездов и представляет собой объективную сторону данного правонарушения. Следует иметь в виду, что на железнодорожном транспорте существуют специальные габаритные ворота (рама) для проверки габарита груженого поезда.
|
Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" был внесен ряд поправок в КоАП. Среди них из состава главы 11 данного документа исключена статья 11.2, которая регламентировала административную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта, и переездах через них.
Статья 11.15 КоАП определяет административную ответственность за повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования, а именно:
- за повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает сто рублей, а равно повреждение грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте;
- повреждение пломб или запорных устройств грузовых вагонов, автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов, повреждение отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов, а равно ограждений на пассажирских платформах, нанесение ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов либо повреждение ограждений грузовых дворов (терминалов) железнодорожных станций, грузовых автомобильных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней, посадочных площадок), шлюзов и складов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов.
Статья 11.16 КоАП является в определенной степени общей, она закрепляет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.
Обеспечение пожарной безопасности на сегодняшний день в нашей стране регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 г. N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре"; Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390. Настоятельно рекомендует ознакомиться с данными нормативными документами.
Еще одной общей статьей является статья 11.17 КоАП "Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте". Применительно к железнодорожному транспорту объективная сторона этой статьи может быть выражена:
- в посадке или высадке граждан на ходу поезда либо в проезде на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно в самовольной без надобности остановке поезда либо в самовольном проезде в грузовом поезде;
- в выбрасывании мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы.
Проезд без билета может случиться практически на любом транспорте, согласно статье 110.1 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за отказ от приобретения проездного документа (билета), а также от внесения платы за оказание услуги по его оформлению в случаях, установленных статьей 82 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", безбилетным физическим лицом уплачивается перевозчику штраф:
- в поезде пригородного сообщения - в пятидесятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров, применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;
- в поезде дальнего следования - в пятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 100 километров, применяемого для типа и класса вагона, места в вагоне и категории поезда, соответственно в котором и на котором обнаружено безбилетное физическое лицо.
В силу статьи 11.19 КоАП "Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа" административной ответственности применительно к рассматриваемой нами теме подлежат следующие действия:
- провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном, морском, внутреннем водном или железнодорожном транспорте;
- провоз в ручной клади, багаже или грузобагаже веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а равно сдача опасных веществ на хранение в железнодорожные камеры хранения (обязательно ознакомьтесь с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 г. N 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности");
- провоз без оплаты домашних животных и птиц.
Особенной в рассматриваемой нами группе нарушений является статья 11.24 КоАП, она стоит своеобразным особняком и носит название "Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов". Предлагается, что цель этой статьи - административно-правовыми методами обеспечить защиту прав инвалидов на пользование общественным транспортом.
В соответствии с ней нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Объект данного правонарушения - общественные отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры. Непосредственный предмет посягательства - право инвалидов на доступ к транспортным средствам общего пользования. Состав рассматриваемого правонарушения могут образовывать действия должностных лиц, нарушающих соответствующие требования законодательства, или их бездействие, непринятие мер, направленных на исполнение этих требований. Субъект в данном случае является специальным — это руководители организаций (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих транспортное обслуживание населения. Ответственность за совершение этого правонарушения несут также иные должностные лица, на которых действующими инструкциями, правилами или в связи с занимаемым ими служебным положением возложена ответственность за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств.
В заключение хотелось бы отметить, вовсе не следует забывать об уголовной ответственности за нарушения на транспорте. Глава 27 Уголовного кодекса Российской Федерации называется "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта" и закрепляет в свою очередь уголовную ответственность за все основные нарушения, которые могут случиться на всех видах транспорта, включая, конечно, железнодорожный.