Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Гуманитарный институт
Высшая школа «Юриспруденции и судебно-технической экспертизы»
Направление 40.03.01 Юриспруденция
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Административное право
Тема: Организационно - правовые основы управления железнодорожным транспортом
Выполнила: студентка гр. 33831/1
Юркова О.Ю.__________
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОЧНИКИ ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.. 3
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ...….…….…………………………………………. ……….11
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА…....….………………………..19
3.1. Административная ответственность на железнодорожном транспорте 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 26
ИСТОЧНИКИ ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Сегодня транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры Российской Федерации. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта обусловливает высокие темпы экономического роста, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны, повышение качества жизни населения, рациональную интеграцию Российской Федерации в мировую экономику.
Новые экономические и политические реалии ставят перед государством совершенно новые задачи. Их реализация требует всестороннего анализа проблем, существующих в указанной сфере, и перехода к программно-целевым методам работы.
|
Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования, и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги. Для решения указанной проблемы, в частности, необходимо совершенствование системы управления транспортом. В процессе управления транспортным комплексом Российской Федерации складываются организационно-правовые отношения, начиная с деятельности федеральных государственных органов управления и заканчивая низовыми объектами системы управления (транспортными предприятиями всех форм собственности и т. д.).
Железнодорожный транспорт России - одна из крупнейших железнодорожных сетей мира, существующая с 1837 и насчитывающая 86 тыс. км железнодорожных путей, из которых около половины - электрифицированные. По общей протяжённости железнодорожных путей Россия занимает 2-е место (7 % общемировой протяженности), уступая только США (194,7 тыс. км). По протяженности электрифицированных дорог (43 тыс. км) Россия занимает 1-е место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20 % грузооборота и 10 % пассажирооборота всех железных дорог мира. В обеспечении пассажирских и грузовых перевозок доля железнодорожного транспорта составляет более 40 % от всего транспорта России, поэтому от его работы напрямую зависят государственная безопасности страны, защита национального суверенитета, укрепление единства экономического и политического пространства, социально-экономическое и культурное развитие регионов, обеспечение потребности граждан в перемещении и перевозках и многое другое.
|
Ведущее положение железных дорог определяется:
· возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов;
· большими расстояниями перевозок;
· слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока;
· удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.
Переход к рыночной экономике диктует новые требования к перевозочному процессу. Главными критериями становятся степень удовлетворения запросов населения, отправителей и получателей грузов, экономическая эффективность работы транспорта. В связи с этим важным условием является повышение профессионализма работников железнодорожного транспорта.
Работникам железнодорожного транспорта при работе с грузовладельцами и пассажирами необходимо:
знать свои права и обязанности, права и обязанности клиентов;
владеть правовой терминологией;
знать, как применяются и действуют нормативные акты,
знать, кто может быть субъектом правоотношений железнодорожной перевозки, как совершаются сделки, как заключаются договоры,
знать претензионный порядок разрешения споров;
без посторонней помощи определять правомерность своих действий, поступков и многое другое.
Все это позволит укрепить конкурентную позицию железных дорог на транспортном рынке.
|
Правовая политика на железнодорожном транспорте - целенаправленная и последовательная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию, развитию и совершенствованию механизма правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта и его инфраструктуры.
Закон «О железнодорожном транспорте Российской Федерации » вступил в действие 10 января 2003 г. Он состоит из 7 глав и 34 статей. Новый закон отменил действие старого, который устанавливал более централизованное управление. Основным в новом законе стал вопрос собственности и все аспекты, связанные с ней.
Первая глава отводится общим положениям. В ней определяется направление закона, т. е. его принципы, основные понятия (ст. 2), которые фигурируют в законе и являются определяющими для нормального функционирования отрасли. Также четко определяются границы законодательства на железнодорожном транспорте.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации и состоит из:
· железнодорожного транспорта общего пользования;
· железнодорожного транспорта необщего пользования;
· технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций
Железнодорожный транспорт общего пользования - производство- военно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.
Железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего польования на основе договоров или для собственных нужд.
В Законе подчеркивается, что он распространяется на деятельность только железнодорожного транспорта общего пользования!
В соответствии с Законом, имущество железнодорожного транспорта - может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии законодательством Российской Федерации.
Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:
устойчивость работы железнодорожного транспорта;
доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;
развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг же- железнодорожного транспорта;
согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
Вторая глава посвящена государственному регулированию на железнодорожном транспорте России. В этой главе регулируются все важнейшие аспекты внешнего существования железнодорожного транспорта. Эти вопросы определяются статьями 4-10. Вопросы лицензирования, сертификации и стандартизации, а также вопросы тарифов, сборов и платежей, имущества и земель на железнодорожном транспорте освещены в статьях 5-7.
В законе отмечено, что государство оставляет за собой право регулирования на железнодорожном транспорте.
«Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта[1]» (п. 4. ст.1 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
В законе определены цели государственного регулирования, они различны в зависимости от того, каков транспорт - общего или необщего пользования.
· обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования;
· обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.
· Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях:
· обеспечения безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования;
· обеспечения непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцами инфраструктур и перевозчиками;
· беспрепятственного доступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования.
Наибольший контроль устанавливается за следующими приоритетными зонами: лицензирование, сертификация, стандартизация, тарифы и сборы, а также за землями предприятий железнодорожного транспорта.
В третьей главе определяются основные требования к организации перевозочного процесса и управлению перевозочным процессом (ст. 11-19):
основные требования к владельцам инфраструктур;
обязанности перевозчика, основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа;
основные требования к ж.-д. путям общего и необщего пользования,
основные требования к ж.-д. подвижному составу и контейнерам;
организация управления перевозочным процессов на железнодорожном транспорте общего пользования;
регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта.
Четвертая глава посвящена вопросам безопасности на железнодорожном транспорте, а также охраны грузов и работы в чрезвычайных ситуациях (ст. 20-24).
В пятой главе рассматриваются трудовые отношения на железнодорожном транспорте. Трудовые отношения регулируются двумя статьями - ст. 25 и ст. 26. В них определены также аспекты трудовой дисциплины работников железнодорожного транспорта.
Шестая глава посвящена различным вопросам, таким как:
учетно-отчетное время;
язык общения на железнодорожном транспорте,
страхование на железнодорожном транспорте,
форменная одежда и др. (ст. 27-32);
участие РФ в международном сотрудничестве;
мобилизационная подготовка и гражданская оборона на железнодорожном транспорте общего пользования.
В седьмой главе регулируются вопросы, связанные с поправками и вступлением в силу данного закона. Этому посвящены ст. 33-34.
В 2003 г. был принят новый Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который стал важным шагом в реформировании железнодорожного транспорта. В связи со вступлением в действие Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который ввел несколько форм собственности вместо федеральной, изменились имущественные отношения. Появилось несколько категорий собственников. Это владельцы инфраструктуры, перевозчики, иные физические и юридические лица, которые осуществляют услуги на договорных началах. Смена собственников предприятий железнодорожного транспорта привела к необходимости введения новых правил, регулирующих эти взаимоотношения.
Сфера действия Устава железнодорожного транспорта распространяется на отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами же- железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность[2].
Управление перевозочным процессом железнодорожном транспорте осуществляется централизованно и относится к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Новации коснулись практически всех основных моментов организации перевозочного процесса:
п еревозки по единому перевозочному документу, оформленному на весь путь следования, будут считаться перевозками в прямом железнодорожном сообщении;
изменен порядок планирования перевозок грузов. В связи с тем, что погрузка и разгрузка являются конкурентными видами услуг и осуществлять их могут и физические, и юридические лица, изменился порядок осуществления этих видов деятельности;
обрела норму закона возможность ограничивать владельцу инфраструктуры погрузки и перевозки грузов и грузобагажа назначением на отдельные станции;
платежи за перевозку и другие услуги теперь вносятся грузоотправителем до момента приема груза,
Уставом урегулирована ситуация, когда грузополучатель фактически отсутствует в пункте назначения,
Уставом повышена роль владельца пути необщего пользования;
Уставом закрепляются нормы, повышающие уровень обслуживания.
Устав железнодорожного транспорта имеет прямое значение, т. е. не нуждается в коррекции подзаконными актами.