ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЛИЧНОСТИ
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАЗНОЙ МУЗЫКИ
Платонова К. И., Шендерей У. Б.
Россия, Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
bulgak_os@mail.ru
Научный руководитель:
Булгакова Ольга Сергеевна –
доцент кафедры основ дефектологии и реабилитологии РГПУ им. А.И. Герцена
DYNAMICS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL PARAMETERS OF PERSONALITY
UNDER THE INFLUENCE OF DIFFERENT MUSIC
The information flow is increasing every year. It is known that its assimilation and processing depends on the speed of information supply, its fullness, sound level and sound differences, which can lead to maladaptation, stress of psychophysiological regulation and a change in psychological status. Listening to music should affect the psycho-emotional and functional state of a person. It should be noted that these changes do not always lead to optimization of the state.
Keywords: personality, music, influence
Ключевые слова: личность, музыка, влияние
Актуальность. Информационный поток увеличивается с каждым годом. Известно, что от скорости подачи информации, ее наполненности, уровня звука и звуковых перепадов зависит ее усвоение и переработка, что может привести к дезадаптации, напряжению психофизиологической регуляции и изменению психологического статуса. Предложенное исследование состоит из трех частей, дополняющих друг друга. Всего в исследовании приняли участие 152 добровольца.
Первая часть исследования. Целью данной работы было рассмотрение влияния разной музыки на психоэмоциональное и функциональное состояние человека. Материалы исследования. Было обследовано 86 молодых людей и девушек, средний возраст 20,1±0,4 лет. Методы исследования. На физиологическом уровне определялись частота сердечный сокращений и частота дыхания. Индекс Кердо показывал доминирование какого-то отдела вегетативной нервной системы. Коэффициент Хильденбранта определял системную взаимосвязь. Для определения психологических характеристик были предложены методы:1. корректурная проба Бурдона, 2. скорость арифметического счета. Выбор психологических методик был связан с необходимостью оценки работы высших психических функций. Алгоритм эксперимента. Студенты были разделены на 4 группы. Студентам 1 и 2 группы было предложено выбрать для прослушивания в течение часа русскую современную популярную музыку или западную музыку в стиле «транс». Аналогичный одновременный выбор был предложен 3 и 4 группам – слушать восточную этническую музыку или китайскую музыку. Тестирование проводилось два раза – до и после музыкального воздействия.
|
Результаты и обсуждение. Анализ показал, что можно выделить достоверные изменения. Группа, которая добровольно выбрала для прослушивания современную русскую музыку, при первичном тестировании демонстрирует резкую парасимпатическую доминированность на фоне остальных нормальных показателей. Группа, которая выбрала музыку в стиле «транс» имеет фоновую достоверно лучшую по сравнению с первой группой концентрацию внимания, переключаемость внимания, более редкий цикл дыхания и эта группа более вегетативно сбалансирована. Фоновые показатели третьей и четвертой групп так же достоверно отличались по некоторым показателям. В третьей группе была лучше концентрация внимания, лучше переключаемость внимания, достоверно выше частота сердечных сокращений. К строго недостоверным изменениям во всех четырех группах относится измерение скорости арифметического счета. Но необходимо отметить, что музыка в стиле «транс» все же меняет средний показатель в сторону увеличения. А так как нормой считается скорость сложения или вычитания двузначных чисел от 4 до 7 секунд, то здесь можно говорить о начале дезадаптационных процессов и замедлении скорости анализа и переработки информации. А большой разброс показателя внутри группы может показывать большую разбросанность первичных данных, что опять подтверждает вышесказанное.
|
Что касается достоверных отличий до и после прослушивания, то при влиянии современной русской музыки показатели качественно не менялись. После прослушивания западной музыки достоверно менялись показатели концентрации внимания и переключаемости внимания, они стали хуже. Увеличилось число сердечных сокращений. Из состояния парасимпатического доминирования нервная система перешла в состояние умеренного симпатического доминирования. Если посмотреть таблицу 2, то можно отметить достоверные изменения и при прослушивании китайской музыки и при прослушивании этнической восточной музыки. Китайская музыка улучшила устойчивость внимания, понизила частоту сердечных сокращений, повысило частоту дыхания, но не изменило межсистемного взаимодействия. Восточная этническая музыка улучшила концентрацию и переключаемость внимания, участила дыхание и оптимизировало межсистемное взаимодействие (норма которого от 2,8 до 4,9 относительных единицы, средний показатель 3,85 отн. ед.).
Вторая часть исследования. Целью работы являлось изучение влияния экспериментальной музыки на изменение психофизиологических параметров у юношей и девушек. Материалы и методы. Было обследовано 19 студентов (13 девушек, 6 юношей), средний возраст которых составил 20,3±0,1 лет. Студентам предлагалось прослушать в течение одного часа экспериментальную музыку (алеаторику) с помощью внутриканальных наушников. Тесты и измерения проводились дважды: в фоне и после музыкальной нагрузки. На момент проведения эксперимента все испытуемые были физически здоровы, психических стрессов не наблюдалось, изменение режима жизни не было (по предварительному опросу). В ходе обследования оценивались: мотивация к проведению исследования, поведение, активность, уровень возбуждения; уровень реактивной тревожности; измерение артериального систолического и диастолического давления; измерение порога болевой чувствительности с помощью алгезиметра.
|
Результаты. В начале предстоящего испытания все студенты были мотивированы к проведению эксперимента (1,0±0,0 баллов), активны (1,1±0,4 балла), немного возбуждены (1,4±0,2 балла), отличались достаточно спокойным поведением (1,1±0,4 балла) и рабочим настроем. Через 20 минут после начала эксперимента 30% (n=6) испытуемых фактически заснули (4 юноши, 2 девушки); 50% спокойно слушали предложенную музыку; 4 испытуемых (20%) были беспокойными на протяжении всего эксперимента. Через 45 минут после начала прослушивания 30% студентов начали беспокоиться и смотреть на часы (3ю + 3д). Постфоновая мотивация к проведению подобных занятий составила 0,6±1,2 балла; активность 0,7±0,3 балла; уровень возбуждения – средний показатель 0,5± 0,2 балла, но у 3-х юношей проявилось резкое негативное отношение к музыке такого характера, а у 2-х девушек наоборот резкое позитивное отношение (расслабляет). Реактивная тревожность у девушек достоверно увеличилась (фон – 27,0±0,2 баллов, после воздействия музыки − 38,1±0,02 баллов), в то же время у юношей наблюдалась тенденция к снижению (фон − 25,0±0,1 баллов, после − 23,0±0,01 балла). Среднее значение артериального давления юношей до музыкальной нагрузки было 120,0±0,2/88,0±0,2 мм рт. ст., после музыкальной нагрузки − 122,5±2,1/82,5±1,3 мм рт. ст. Среднее значение артериального давления девушек до музыкальной нагрузки было 110,0±0,3/80,0±0,1 мм рт. ст., после нагрузки − 116,3±1,1 / 72,5±1,1 мм рт. ст. Наблюдалась тенденция к увеличению систолического давления и понижения диастолического давления, что является косвенным показателем межсистемного рассогласования. Уровень болевого порога в фоне у юношей составил 1,8±0,2 кг/мм², после − 3,4±1,2 кг/мм²; у девушек в фоне − 2,2±0,1 кг/мм², после − 2,9±1,2 кг/мм². Следовательно, степень изменения болевого порога у девушек составила всего 24% от первоначального, а у юношей – 56% в сторону увеличения.
Третья часть исследования. Целью работы являлось изучение влияния экспериментальной музыки «алеаторика» на изменение высших психических функций. Материалы и методы. Было исследовано 47 добровольцев, средний возраст которых составил 19,3±0,5 лет. Студентам предлагалось прослушать в течение 30 минут экспериментальную музыку (алеаторику) с помощью внутриканальных наушников. Исследовались: внимание, агрессивность, накопление энергетических зарядов, память, сила воли, тип мышления, восприятие. Тесты проводились дважды: в фоне и после музыкальной нагрузки.
Результаты. После прослушивания музыки достоверно в сторону увеличения изменяются концентрация внимания, физическая агрессия, слуховая кратковременная память, пространственное восприятие. Достоверно в сторону редукции изменяются устойчивость и переключаемость внимания, зрительная кратковременная память. Остальные параметры изменились недостоверно.
Общий вывод. Прослушивание музыки и должно влиять на психоэмоциональное и функциональное состояние человека. Необходимо отметить, что не всегда эти изменения приводят к оптимизации состояния.