(Ин. 17, 1-26)
Окончив прощальную беседу с учениками, Иисус Христос подошел к потоку Кедронскому. Перейти этот поток ¾ значило предать Себя в руки врагов.
Перед Своими страданиями Спаситель вознес Богу молитву, которая получила название первосвященническокой, поскольку Иисус Христос, как истинный Первосвященник, молился о Своих учениках и о будущей Церкви.
Эту молитву можно разделить на три части. В первой части (стихи 1-5) Спаситель молится о Себе. Он просит Отца, чтобы Он прославил Своего Сына через страдания, смерть и воскресение, то есть чтобы укрепил Его в предстоящих страданиях. Победа над страданиями и смертью будет прославлением Сына Божия и Его Отца.
Во второй части (стихи 6-19) Господь молится о Своих учениках, чтобы Отец сохранил их в единстве. «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели ». Затем Спаситель просит Отца утвердить и сохранить Его учеников в вере и добре, чтобы через это сохранение они сделались святыми.
К молитве об учениках Иисус Христос присоединяет молитву за всех верующих (стихи 20-26). Он взывает к Отцу, чтобы Отец сохранил в единстве всех верующих. Первообраз единства верующих заключается в единстве Отца и Сына. Господь просит, чтобы верующие удостоились участия в славе, которую Он имеет у Отца от вечности. Вся первосвященническая молитва проникнута духом единства, связующим началом которого является любовь.
Окончив молитву, Иисус вместе с учениками перешел поток Кедрон, за которым был расположен Гефсиманский сад. Здесь Он снова обратился к ученикам со словами: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь». Апостол Петр решительно отклонил это предсказание по отношению к себе, сказав при этом: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». На это Иисус Христос заметил, что он прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречется от Него. Прочие ученики также стали уверять Иисуса Христа, что они не отрекутся и что готовы даже умереть с Ним.
|
События в Гефсиманском саду (в ночь с четверга на пятницу) (Мф. 26, 36-55; Мк.14, 32-52; Лк. 22, 39-53; Ин. 18, 1-12)
Гефсиманская молитва Иисуса Христа
Гефсиманский сад был любимым местом уединения Иисуса Христа. Он прошел вглубь сада, взяв с собой лишь Петра, Иакова и Иоанна. Скорбь и тоска пронзили Его душу. «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною», ¾ сказал Он ближайшим Своим ученикам, ¾ душа Моя скорбит смертельно ». Человеческое естество Иисуса Христа страшилось предстоящего крестного страдания. Он был «истинный человек, ибо человеческой природе свойственно бояться смерти», ¾ замечает блаженный Феодорит. Отойдя от учеников на небольшое расстояние, Он пал на землю и стал молиться: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты ». Образ чаши, наполненной вином, очень часто употребляется в Священном Писании для обозначения бедствий и страданий.
Два чувства в это время боролись в душе Богочеловека ¾ Спасителя нашего: это страх и любовь. Страх предстоящих ужасных мук побуждает Его просить у Бога: «Отче, да минует Меня чаша сия». Любовь же, напротив, жаждет этой чаши страданий, простирает к ней руку свою и говорит: «Отче Мой... да будет воля Твоя!»
|
Молитвенный подвиг Спасителя вызывал такое напряжение всех Его душевных сил, что капли пота падали на землю. В самую тяжёлую минуту этой предсмертной молитвы Ему явился ангел, чтобы укрепить Его в соблюдении воли Бога Отца.
В состоянии душевной скорби Иисус Христос по окончании молитвы идет к ученикам, но вместо того, чтобы утешиться их обществом и молитвой, находит их спящими. Обращаясь к Петру, Господь сказал: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».
Человеческая природа немощна, без духовного бодрствования и молитвы может быть увлечена к великому падению.
Оставив учеников, Спаситель еще раз удалился для молитвы, и, возвратившись через некоторое время, вновь нашел учеников погруженными в глубокий сон. Он не стал «обличать их, и, отойдя на прежнее место, пре-дался молитве ». Когда молитвенный подвиг Спасителя совершился, Он идет к ученикам, которые продолжали спать. Разбудив их, Спаситель сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Встаньте, вот приблизился предающий Меня ».
Предательство Иуды
Господь вместе с учениками возвратились к тому месту, где они оставили других учеников. В это время в сад вошел Иуда-предатель с воинами и слугами синедриона, которые шли, освещая путь фонарями и светильниками, так как было еще темно. Предупредив учеников о приближении опасности, Спаситель пошел навстречу толпе.
Первосвященники приказали воинам и слугам привести Того, на Кого укажет Иуда. Знаком должен был служить поцелуй. Подойдя к Спасителю, Иуда сказал: «Радуйся, Равви!» и поцеловал Его. Господь же, призывая Своего предателя к покаянию, сказал: «Иуда! Целованием ли предашь Сына Человеческого »?
Между тем, стража приблизилась к Господу. Он спросил их: «Кого ищете?» Воины не могли ответить, так как не знали, кого они должны взять, вместо них ответили старейшины, следовавшие за ними: «Иисуса Назорея ». «Это Я!» ¾ сказал Спаситель, добровольно предавая Себя в руки Своих врагов.