(Ин. 11, 45-57)
Воскрешение Лазаря произвело столь сильное воздействие, поскольку многие очевидцы этого чуда разнесли весть о нем во все концы Иудеи, что, узнав об этом, первосвященники и фарисеи немедленно созвали синедрион. На нем был поставлен вопрос: «Что нам делать? Это человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него». Народ провозгласит Его своим Царем и восстанет против римлян. Это восстание окончится поражением и тогда римляне лишат иудеев той власти, которую они имеют сейчас. Тогда первосвященник Каиафа в своей речи заявил членам синедриона: «Надо думать не о том, что будет, если все уверуют в Иисуса; надо убивать Его, чтобы не творил больше чудес, ибо лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Сказанное им, прибавляет евангелист Иоанн, имело пророческое значение, ибо Христос действительно пришел, чтобы Своей смертью спасти народы. Но в этом не было личной заслуги Каиафа, ибо, начиная с Аарона, первосвященники были провозвестниками воли Божьей и зачастую пророчествовали.
Синедрион постановил убить Иисуса Христа. Иисус же вместе с учениками удалился в Ефраим, находящийся близ пустыни, вероятно, Иерихонской.
Приближалась Пасха иудейская. Собравшиеся на праздник говорили между собой об Иисусе Христе: «Не придет ли Он на праздник?» И первосвященники и фарисеи ждали Его. Намереваясь привести свой злой умысел в исполнение, они объявили, что тот, кто узнает о месте его пребывания, должен немедленно сообщить им.
Предсказание Иисуса Христа о Своей смерти и воскресении
(Мф. 20, 17-28; Мк. 10, 32-45; Лк. 18, 31-34)
Иисус Христос шел впереди, ученики же шли в страхе и трепете за Ним.
|
Отозвав апостолов, Он сказал им, что в Иерусалиме Сын Человеческий будет предан «язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет » (Мф. 20, 19). Спаситель неоднократно предсказывал ученикам о Своих страданиях, смерти и воскресении, но они как прежде, так и теперь не разумели сказанного.
После этих слов, по евангелисту Матфею, приступила к Иисусу мать сынов Зеведеевых, а, по евангелисту Марку, сами сыны Зеведеевы ¾ Иаков и Иоанн. Возможно, что сначала приступила мать, а затем сыновья с той же просьбой. Их просьба проистекала из неправильного понимания обетования Спасителя о том, что апостолы будут судить 12 колен Израилевых. Они просят, чтобы Христос позволил им сесть в Его Царстве одному по левую, а другому ¾ по правую сторону от престола. Господь же ответил, что они не знают, чего просят. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?» ¾ задал Он им испытующий вопрос. Пылкие Иаков и Иоанн ответили, что могут.
Впоследствии во имя Господа они действительно претерпят много страданий. Зная об этом, Господь подтвердил правдивость ответа братьев, но сказав при этом: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую ¾ не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим» (Мф. 20, 23).
Просьба сынов Зеведеевых возбудила негодование прочих апостолов. Тогда Господь подозвал их к Себе и сказал, что Его царство не похоже на царство мира, поэтому, если кто из них хочет быть в Его Царстве первым, тот должен быть всем слугой.
Исцеление двух слепых
(Мф. 20, 29-34; Мк. 10, 46-52; Лк. 18, 35-43)
Это чудо, по свидетельству евангелистов Матфея и Марка, совершилось при выходе из города Иерихона, а, по свидетельству евангелиста Луки, ¾ при входе. Кажущееся противоречие устраняется, если принять во внимание, что греческое слово «eggixein », употребленное здесь евангелистом Лукой, означает «находиться близ чего-либо, с какой-либо стороны». Таким образом, евангелист Лука свидетельствует, что исцеление произошло близ Иерихона, что не противоречит сказанию Матфея и Марка.
|
Есть и еще один пункт расхождения в повествовании евангелистов: по евангелисту Матфею Господь исцелил двух слепых, по Луке ¾ одного. Однако такое расхождение снимается, если иметь ввиду, что Марк и Лука говорят об одном слепце только потому, что он, вероятно, был более известен (Марк даже упоминает его имя Вартимей ¾ сын Тимеев). Путь Иисуса Христа проходил рядом с тем местом, где сидели эти два слепца. Зная о Нем, как о великом Чудотворце, они не переставали взывать к Нему: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Господь остановился и повелел им подойти к Нему. Выслушав их просьбу, Он умилосердился, и прикосновением исцелил их.
Посещение дома Закхея
(Лк. 19, 1-10)
Закхей был начальник мытарей Иерихонского округа и имел большое богатство, приобретенное неправедным путем; иудеи ненавидели мытарей, в том числе и Закхея.
Закхей сознавал свою вину перед Богом и перед народом, и в этом смиренном сознании не смел приблизиться к Спасителю, когда Он проходил по улице Иерихона. Но, имея непреодолимое желание видеть Его и будучи высокого роста, влез на смоковницу.
Видя смирение Закхея и его готовность к покаянию, Господь повелел ему сойти с дерева, а затем посетил его дом. Встреча с Господом и посещение его дома утвердило в Закхее желание изменить прежний образ жизни. Он дал Господу обещание раздать половину своего имения, а тем людям, которые были им обижены, возвратить вчетверо.
|
Притча о минах
(Лк. 19, 11-28)
Иисус Христос приближался к Иерусалиму. Сопровождавшие Его ожидали, что в Иерусалиме Он объявит Себя Царем Израилевым, и наступит, наконец, ожидаемое евреями Царство Мессии. Спаситель, однако, учит их, что Царство Небесное наступит еще не скоро, и что войдут в него лишь те, кто употребит усилие. В пояснение Он рассказывает притчу о минах (мина ¾ денежная единица). Образ для притчи взят из исторических событий. После смерти Ирода его сын Архелай для утверждения в царском звании отправился в Рим. Но иудеи были им не довольны и поэтому отправили в Рим посольство с просьбой не назначать Архелая царем иудейским. Римская власть не удовлетворила просьбу посольства; Архелай же, узнав о злом намерении иудеев, наказал виноватых.
В притче под царем подразумевается Иисус Христос, под минами ¾ полученное от Него учение, а также так называемые природные Божественные дарования людей. Раб, приобретший на одну мину десять, ¾ это тот, кто, получив от Господа дарования для приобретения Царства Божия, радел об их умножении; раб же, скрывший полученную от Господа мину, прообразует того, кто, имея возможность войти в Царство Божие, отверг полученные от Бога дарования и сделался неспособным войти в него.