(Мф. 16, 21-23; Мк. 8, 31-33; Лк. 9, 22)
С этого времени Иисус говорил со Своими учениками открыто, объясняя, какою смертью Ему надлежит умереть. Он и прежде предсказывал об этом, но прикровенно (Ин. 2, 19; Мф. 16, 4). Теперь же, после того как ученики укрепились в вере в Него, а также потому, что приближались последние дни Его земной жизни, по окончании которой апостолы должны будут понести тяжкие испытания веры, Господь предсказывает им Свои страдания с такой ясностью, которая могла быть объяснена лишь пламенной верой в Него. И тем не менее предсказание Спасителя сильно опечалило учеников. Они еще не могли до конца понять, в чем заключается причина Его вольного страдания, смерти и воскресения. Апостол Петр говорит Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» Казалось бы, так естественно это слово дружбы, любви и преданности. Но Господь твердо, так, чтобы слышали другие ученики, отвечает ему: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне ¾ соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».
Учение о крестном пути
(Мф. 16, 24-28; Мк. 8, 34-38; Лк. 9, 23-26)
После этих слов Господь подозвал к Себе народ, и ко всем собравшимся говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 21). Путь Христов ¾ это путь страдания и смерти, которыми мы не только получаем свободу от рабства греху, но и пример, которому должны следовать, чтобы быть наследниками Царства Небесного. Здесь, на земле, учит Христос, мы должны делами веры и любви собирать себе сокровища небесные, которыми только и возможно выкупить душу свою от погибели. Для этого нам нужно оставить всякий помысел о благах земных и «потерять душу свою» ради Христа и Евангелия.
|
Преображение Господа
(Мф. 17, 1-13; Мк. 9, 2-13; Лк. 9, 28-36)
Евангелисты свидетельствуют, что это событие произошло через шесть дней после исповедания апостола Петра. Преображение Господне ¾ одно из величайших Богооткровений, благодаря которому избранные апостолы увидели присносущный свет, преобразивший человеческое естество Спасителя. Сияние славы Божьей, созерцаемое ими, явило иное, сверхъестественное бытие человечества, данное во Христе Иисусе.
Согласно древнему преданию, местом, где совершилось это таинственное и сверхъестественное событие, называют гору Фавор — самую высокую гору в Галилее. Иисус Христос вместе с тремя Своими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном восшел на гору помолиться.
Сотворив обычную вечернюю молитву, апостолы «отягчены были сном» (Лк. 9, 32). Иисус в ночной тиши молился. И вот во время молитвы «вид лица Его изменился» (Лк. 9, 29), «и просияло лице Его, как солнце» (Мф. 17, 2). Свет, который исходил от Него, преобразил самую одежду Христа: «одежды же Его сделались белыми, как свет » (Мф. 17, 2), «одежда Его сделалась белою, блестящею », «одежды Его сделались (блистающими, весьма) белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить » (Мк. 9, 2-3).
Ослепительный свет, исходящий от Господа в ночной тьме, разбудил спящих апостолов. Необычайный вид Господа вызвал у них страх и изумление. Изумленные апостолы видят рядом с Ним двух мужей, в которых признали Моисея и Илию, беседующих с Христом. «Они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме», — повествует евангелист Лука. Явление Моисея и Илии подтверждало исповедание Иисуса Христа Сыном Божьим. Преображение Господне убедило апостолов в том, что Он — ни Илия, ни Иеремия, ни другой какой-либо воскресший ветхозаветный пророк. Величайший из ветхозаветных пророков Моисей предстает перед Иисусом Христом как подчиненный ему служитель.
|
Восторг, который охватил апостолов, созерцающих столь дивное и преестественное чудо Божие, побудил святого Петра, подобно ребенку, выражать свою радость наивными пожеланиями и восхищениями. «Господи, хорошо нам здесь быть », желая продолжить наполнявшее душу его блаженство, взволнованно говорит Петр и добавляет: «Если хочешь, сделаем три кущи: Тебе одну, и Моисею одну и одну Илии ». Припоминая это чрезвычайное состояние своего духа, апостол Петр называет его страхом, который апостолы действительно испытали при гласе Бога Отца.
Евангелист Матфей так описывает этот эпизод. Когда апостол Петр еще говорил, светлое облако осенило их и они услышали голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте » (Мф. 17, 5). Облако в Ветхом Завете было символом присутствия Божия. Голос и слова, которые услышали ученики, были теми же, что и при крещении Господа. Добавление — «Того слушайте!» — должно было знаменовать для учеников исполнение пророчества Моисея (Втор. 18, 5) об Иисусе.
К этому описанию Преображения евангелист Матфей добавляет, что ученики, услышав Божий глас, сильно испугались и пали ниц. Иисус подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда они встали, то, «возведя же очи свои они никого не увидели, кроме одного Иисуса».