В) закон о браке и разводе (Мф. 6, 31-32)




 

Наряду с весьма строгим установлением о хранении чистоты брака, закон Моисеев позволял евреям произвольно разводиться, расторгать брачные отношения. При этом в крайне тяжелом положении оказывалась женщина. Если кто-либо, учили книжники, увидит женщину красивее своей жены, то он может отпустить свою жену и жениться на этой женщине. Школа знаменитого и строгого законника Шаммая ограничивала причины развода, но она допускала развод с женой, которая выйдет на улицу без обычного на Востоке покрывала на лице. А школа другого раввина, Гиллеля допускала развод по всякой причине. Муж мог развестись с женой даже из-за того, что она плохо приготовила обед.

Иисус Христос осуждает это легкомысленное отношение к брачному союзу, который освящен Богом и должен нерасторжимым. Обязанность мужа ¾ быть всегда верным своей жене, а жены ¾ быть верной мужу. По учению Спасителя, расторгать целость брака может только супружеская неверность одного или обоих супругов. Кто разведется с женой по другим причинам, кроме причины прелюбодеяния, то есть супружеской неверности, учит Спаситель, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной с мужем, тот прелюбодействует, так как склоняет ее порвать связь со своим мужем.

 

Г) воспрещение клятвы (Мф. 5, 33-37)

 

Истолкователи закона Моисеева, книжники и фарисеи, учили, что только та клятва обязательна, которая сопровождалась особым жертвоприношением пред Господом, всякую же другую клятву, и прежде всего ту, при которой не упоминалось имя Божие, можно нарушить безнаказанно. Для этого они придумали клятву не Богом, а сотворенным Им небом, землей, Иерусалимом, своей головой. «А Я говорю вам, ¾ отвечает на хитрость фарисеев Иисус Христос, ¾ не клянись вовсе! Ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя».

Запрещая клятву в обычных разговорах, Иисус Христос не запрещает справедливой и законной клятвы в делах общественных. На суду, когда к Нему обратился с вопросом первосвященник Каифа, заклиная Его именем Божиим, Он ответил словами: «Ты сказал » (Мф. 26, 63-64).

Апостол Павел неоднократно призывает Бога в свидетели справедливости своих слов, говоря: «Свидетель мне Бог, что непрестанно вспоминаю о вас » (Рим. 1, 9). «Бога призываю во свидетели, что, щадя вас, доселе не приходил в Коринф » (2 Кор. 1, 23). А святой Иоанн Богослов в откровении видел ангела, который поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо (Апок. 10, 6).

Таким образом, мы видим, что Бога можно призывать во свидетели наших обещаний и в помощника, когда это связано с важнейшими общественными делами, но при этом должна быть соблюдена справедливость и обязательность в исполнении обещанного.

 

Д) о непротивлении злу (Мф. 5, 38-42; Лк. 6, 27-29)

 

У большинства народов Древнего Востока существовал закон мести, в соответствии с которым каждый мог безнаказанно соразмерно отомстить обидчику за нанесенные им повреждения. По снисхождению к немощи человеческой природы этот закон зафиксирован и в Моисеевом законодательстве. Однако назначение его, по мнению святителя Иоанна Златоуста, состоит не в том, чтобы друг у друга вырвали глаз, а в том, чтобы стремились удержать руки свои от обид. Угроза наказания должна была отвратить от преступных дел. По этому закону мера наказания должна была соответствовать мере преступления. Оставляя право суда и наказания властям, поставленным для ограждения общества от преступлений и обид, Иисус Христос предостерегает от личной мести. Он учит противиться злу добром, а не злом, учит вразумлять согрешивших, руководствуясь любовью к ним, подобно тому, как Сам Он вразумил слугу первосвященника Анны, когда тот осмелился ударить Его. Непротивление злу не означает, однако, того, что нужно быть безучастными к его проявлениям. Напротив, Господь Сам показывает пример борьбы со злом. По свидетельству евангелиста Иоанна, Господь не дал иудеям сотворить зло, когда, озлобившись на Него, они схватили камни, чтобы убить Его. Он говорит им: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за какое из них хотите побить Меня камнями?» ¾ кротким ответом побеждая их злое намерение (Ин. 10, 31-32).

 


Е) о любви к ближним (Мф. 5, 43-48)

В законе Моисея сказано: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя » (Лев. 19, 17-18). Здесь ничего не говорится о ненависти к врагам. Раввины же учили, что под ближними надо разуметь только единоплеменников и поэтому лишь к ним следует питать чувство любви, что же касается иноплеменников, то их надо считать врагами и относиться к ним с ненавистью. «Ненавидеть врага твоего» ¾ такова талмудистская трактовка заповеди о любви к ближним.

Иисус Христос заповедует хранить братское отношение между людьми, напоминая забытую истину, что все люди ¾ дети одного Отца Небесного, а Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Тому, кто достигает высшей ступени нравственного совершенства, Иисус Христос заповедует: «Любите врагов ваших ». Эта последняя из заповедей, которую преподал Господь Своим ученикам, говоря им в заключении: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный » (Мф. 5, 48).

 

Истинная праведность

 

Путь к совершенству не прост: совершенствуясь в добродетелях, мы не замечаем, как впадаем в гордыню, стремимся возвеличить себя, ищем славы людской. Господь предостерегает нас против этого, наставляя, как следует творить добрые дела.

Милостыня

«Смотрите не творите милостыни вашей перед людьми », ¾ говорит Христос. Отсюда не следует, однако, что Он запрещает творить милостыню и другие добрые дела в присутствии людей. Отказ просящему только на том основании, что другие люди могут заметить дающего и похвалить его за это, нарушил бы заповедь ¾ «просящему у тебя дай ». Христос говорит не об обстановке, в которой совершаются добрые дела, а о намерении, с каким они совершаются. Если доброе дело творится из любви к ближнему, без всяких расчетов на похвалу от людей, то его можно совершать и при свидетелях. Но если оно совершается с целью обратить на себя внимание и заслужить похвалу, то такое благотворение не будет иметь награды от Отца Небесного; тщеславие такого благотворителя получает награду от людей.

Но иногда человек, творящий добрые дела только исключительно из любви к ближним, может потом сам вознестись. Творя добрые дела, мы не должны впадать в самомнение и гордость, которые еще страшнее тщеславия. Вот почему Христос заповедует нам творить добрые дела как бы в тайне от себя: пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, то есть сделав доброе дело, старайся скорее забыть его, не говори и не вспоминай о нем, думай о том, что тебе предстоит сделать.

О молитве

Тщеславие и гордость обстоят нас и тогда, когда мы совершаем молитву, особенно, если находимся в храме. Это не значит, однако, что нужно избегать молитвенных собраний: Христос запрещает такую молитву, которая творится для показа мнимой праведности. Осуждается не обстановка, в которой человек молится, а тщеславие, которому человек предается во время молитвы. Если ты молишься в многолюдном собрании, не рассеивайся, но войди внутрь себя, в сердце и там беседуй с Богом. Осуждая языческое многословие, Иисус Христос не осуждает и не запрещает продолжительные молитвословия вообще. Он осуждает рассеянность молящегося, когда он по привычке произносит слова молитвы, мысли же и чувства его заняты совсем другим. В этом же ряду стоят молитвы, в которых человек стремится перечислить все свои нужды.

Напротив, если молящийся все свои мысли и чувства сосредотачивает в молитве, отрываясь от всего земного и всеми силами своей души возносясь к Богу, то ни многословие, ни продолжительность моления нисколько не повредят ему. Христос считает излишним многословное моление о земных благах и учит просить у Бога о даровании лишь хлеба насущного. Бог знает, в чем молящийся испытывает нужду, и пошлет ему все необходимое при условии, что он будет стремиться к водворению на земле Царства Божия, к торжеству правды, добра и любви, если будет исполнять волю Божию, как обязательный закон. Если Он питает малых птиц и так одевает полевые лилии, что и Соломон во всем великолепии свое царской одежды не может сравниться с красотой дикого растения, то, разумеется, позаботится и о человеке, который является венцом творения Божия. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах!» Бог назван здесь Отцом Небесным не потому, что небеса являются местом Его пребывания, ибо Он вездесущ, а потому, что во все времена, все народы при мысли о Боге обращали свои взоры к небу и все божественно называли небесным в отличие от всего человеческого, земного.

Словами «да святится имя Твое» мы молим, чтобы имя Божие было свято для всех людей также, как оно свято для нас, произносящих эти слова, чтобы оно святилось и прославлялось нашей жизнью.

«Да придет Царствие Твое!» Здесь речь идет о Царстве Божием, которым Христос называл совокупность всех людей, творящих волю Божию. Для них следование воле Божией составляет высший и обязательный закон, заповеданный Христом. Об этом духовном Царстве и о его распространении на всех людей мы молим Бога, говоря: «Да придет Царствие Твое».

Словами «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» мы молим Бога, чтобы Его воля руководила людьми во всех их действиях так же, как она управляет мирозданием.

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день!» Христос заповедал просить только то, что действительно необходимо и то, что составляет нашу насущную потребность. Под словами «хлеб насущный» подразумевается не только хлеб, но и все то, без чего человек не может существовать.

Мы молим Бога: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим!» Следовательно, если мы сами не прощаем, то не смеем просить Бога о прощении и наших грехов.

Словами «и не введи нас во искушение» мы молим не о том, чтобы вовсе не подвергаться искушениям (испытаниям), но о том, чтобы не пасть в борьбе с ними. Все люди бывают искушаемы, но не все бывают введены в искушении. Вот почему мы и молим о даровании нам сил выйти победителями в борьбе искушениями ¾ «избави нас от лукавого», то есть от дьявола и его соблазнов, а также от избавления от всякого зла.

Молитва заканчивается исповеданием веры в Бога, Которому принадлежит Царство, то есть власть над всем миром, сила всемогущества и слава вечная.

Аминь ¾ еврейское слово, означающее утверждение чего-либо (в данном случае нашего молитвенного обращения к Богу: так, действительно, истинно, да будет).

О посте

Фарисеи в дни поста не умывались, не расчесывались и не мазали волосы маслом, надевали старые одежды и посыпали себя пеплом ¾ словом, делали все, чтобы придать вид постящихся. Народ верил их показному благочестию и почитал их за праведников. В этом лицемеры находили удовлетворение, пользуясь доверием народа.

От Своих последователей Христос требовал другого поста, который был бы следствием не тщеславных побуждений, а сердечного сокрушения о грехах. Истинному же посту Христос придает столь же большое значение, как и молитве. Он и Сам перед началом Своего общественного служения сорок дней постился в пустыне. Пост необходим для того, чтобы подчинить свои страсти разуму, свое тело духу.

«Не собирайте себе сокровищ на земле ». Заботы о телесных нуждах, о земном не должны препятствовать достижению Царства Небесного, в которое человек входит уже при жизни своей на земле, собирая духовные сокровища. Любовь к ближнему, добрые дела, покаяние, пост и молитва ¾ вот те сокровища, без которых нельзя войти в Царство Небесное. Они, в отличие от земных сокровищ, не могут быть украдены у нас ворами или истреблены тлением. Христос предостерегает своих слушателей, зная их слабость к накоплению богатств, от пристрастия к тленным земным сокровищам. «Если око твое буде чисто, ¾ говорит Господь, ¾ то и все тело твое будет светло; если око твое будет худо, то все тело твое будет темно ». Привязанность к земным сокровищам омрачает ум, то духовное око человека, которое с пришествием Христа озарено светом Его учения и жизни вечной в Царствии Небесном. Затемнение духовного ока погружает душу человека в состояние нравственной тьмы. Поэтому Христос призывает стремиться прежде к Царству Небесному и приобретать сокровища небесные, заботы же о земном должны стоять на втором месте.

Не судите

Порицание, осуждение ближних ¾ грех очень распространенный. Человек, зараженный этим грехом, с наслаждением перебирает все поступки своих знакомых, усматривая в них самые малейшие грехи или оплошности, своих же грехов не замечает. О таких людях Господь говорит: «Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынут сучек из глаза брата твоего » (Мф. 7, 5). Это наставление Спасителя является продолжением заповеди, которую мы слышим в молитве Господней: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Тех, кто очистил свое духовое око от греха осуждения, Господь предупреждает о том, что далеко не все в состоянии понять их стремление помочь ближним своим избавиться от этой греховной наклонности. Тех, кто погряз в разврате и пороках, уже нельзя вытащить из этой нравственной грязи, которую они предпочитают истинам учения Христова. Просвещать таких людей ¾ значит лишь озлобить и ожесточить их. Отсюда и Его предупреждение: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями». Нравственное состояние этих одержимых грехом людей таково, что они не только не оценят, но с презрением отнесутся к Божественным истинам, будут глумиться над ними, преследовать и гнать тех, кто их проповедует.

«Просите и дано будет вам». Путь к Царствию Небесному, который подобно лестнице возводит человека к духовному совершенству, чрезвычайно труден и едва ли возможен без помощи свыше. Поэтому Господь в заключении Своей Нагорной проповеди говорит: «Простите, и дано будет вам, ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Мф, 7, 7). Совершить все заповеданное Господом Своим Ученикам невозможно без помощи Божией. Поэтому нужно взывать к Богу в молитве и просить Его о помощи, и она не замедлит придти, ибо никто, как бы он не был зол, не подаст своему сыну камень вместо просимого им хлеба, и змею вместо рыбы. Тем более Бог подаст Своим чадам то, что они просят. Может быть и не сразу, но «стучите» ¾ и, по милости Божией двери отворятся.

Оканчивая Свою проповедь, Господь все заповеди выразил в одной, составляющей свод всего сказанного: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, ¾ говорит Господь, как бы подытоживая Свою проповедь, ¾ так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Последняя заповедь вмещает в себя все то, что мы должны исполнять для того, чтобы войти в Царство Божие. Путь, ведущий к нему, Господь назвал узким и чтобы не сбиться с него, надо внимательно следить за каждым своим поступком, за каждым своим желанием, дабы не оступиться в исполнении заповедей Христовых. Легко сбиться, но как трудно вновь попасть на него. Идя указанным путем, нельзя ни на минуту упускать из виду его цели. Ворота, через которые мы должны пройти, должны быть тесными и узкими; путь же, ведущий к погибели, Господь назвал пространным, врата ¾ широкими.

Еще и еще Господь предостерегает Своих учеников: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Берегитесь их лести, хитрости и коварства, которыми они хотят совратить вас с пути, ведущего в Царство Небесное. «По плодам их узнаете их, подобно тому, как дерево узнают по плодам, так и вы старайтесь людей узнавать по делам их. Берегитесь же их, и знайте, что не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 20-21). Вера в Бога и в посланного Им Сына Человеческого, равно как и молитва, сами по себе не спасают человека, необходима любовь к Богу и любовь деятельная, которая проявляется в исполнении воли Его и в добрых делах. Можно пророчествовать, творить чудеса силой веры, можно, по слову Апостола, говорить языками ангельскими и человеческими (1 Кор. 13, 1-3), а любви не иметь, и не исполнить, следовательно, основной заповеди и оставаться по этому беззаконником.

Когда проповедь закончилась, потрясенные слушатели, еще не осознавшие всей глубины сказанного, отчетливо понимали, что никто и никогда еще не говорил того, что сказал Христос и не говорил так, как говорил Он. Языческие мудрецы и основатели различных религий старались угодить своим слушателям, делая уступки человеческим слабостям. Христос же говорил слово истины. Ветхозаветные пророки возвещали волю Божию народу, говоря: «Было слово Господне ко мне». Христос же говорил Сам от Себя: «А Я говорю вам». Книжники и фарисеи, присваивавшие себе исключительное право понимания и толкования воли Божией, возвещенной в книгах закона и пророков, толковали ее так, что никто не понимал, в чем она состоит. Христос же говорил просто, ясно и понятно для всех, так как говорил Свое, а не повторял чужие слова.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: