Притча о пшенице и плевелах




(Мф. 13, 24-30; 36-43)

 

Царство Божие распространяется по всему миру, оно растет, как пшеница, посеянная в поле. Каждый член этого Царства есть как бы колос или отдельное зерно. Но посреди пшеницы случается видеть плевелы, то есть лебеду и всякую сорную траву, заглушающую рост хлебного злака. Откуда же взялись эти плевелы? Кто их посеял? «Враг человека сделал это», ¾ говорит Господь.

Смысл этой притчи, как и первой, остался сокрытым для учеников Христа. Потому они просили Его: «Изъясни нам притчу о плевелах на поле». Господь поясняет, что главный враг Царствия Божия — диавол: это он сеет плевелы, чтобы заглушить посеянное Христом семя слова Божия. «Поле есть мир, ¾ сказал Христос, ¾ добрые семена ¾ это сыны Царствия, а плевелы ¾ сыны лукавого, жатва есть кончина века, жнецы суть ангелы».

Проповеданное Христом учение о Царстве Божием еще только начинает возрастать в душах человеческих. Но живя в мире, человек испытывает влияние его: рядом с добром одновременно растет и зло. Однако наступит время, когда по повелению Сына Человеческого, Вечного Судии, зло будет искоренено и уничтожено. Это будет «конец века», когда наступит полное торжество Царства Божия и правды Его. Тогда не будет уже ни слез, ни страдания, ни насилия, ни болезни, ни смерти. Все беззаконники погибнут, а «праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф. 13, 43).

Но почему же не уничтожить зло сразу, когда оно еще не укоренилось? «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» (плевелы), ¾ сказали рабы доброго Сеятеля. Он же ответил: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе и то и другое до жатвы». Такова, следовательно, воля Божия. Если бы Господь взял душу гонителя христиан Савла, то не было бы апостола Павла.

 

 

«Чему уподоблю Царство Небесное?»

Растущее семя (Мк. 4, 26-29)

 

Царство небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Точно также неуловимо и необъяснимо нравственное преображение души человека, совершаемое силой благодати Божией.

 

Зерно горчичное1

 

Оно уподобляется горчичному зерну, которое, хотя и мало, если попадет в добрую почву, возрастает до огромных размеров. Так и слово Божие о Царстве Небесном, посеянное в сердце человека, преображает его душу и тело, делает наследником блаженной жизни вечной. «Сею притчею, ¾ говорит святитель Иоанн Златоуст, ¾ Господь хотел показать образ распространения проповеди евангельской. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех униженнее, впрочем, как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространилась на всю вселенную». Церковь Христова, малая в начале и неприметная для мира, возросла и распространилась по всему миру, так что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под сенью ее. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией вначале едва приметно, все более и более охватывает душу, которая и делается потом вместилищем разнообразных добродетелей.

 

 

Закваска

 

«Как закваска, ¾ говорит святитель Иоанн Златоуст, ¾ над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (апостолы) преобразите целый мир». Точно также и в душе человека сила благодати невидимо, но действенно объемлет постепенно все силы его духа преображает их, освещая их. Под тремя мерами некоторые разумеют три силы души: ум, чувство и волю.

 

 

Сокровище, скрытое в поле. Драгоценная жемчужина

 

Смысл этих притчей таков: Царство Божие является для человека высочайшим и драгоценнейшим даром, для приобретения которого человек не должен жалеть ничего.

 

 

О неводе

 

Еще подобно Царство Божие неводу, в котором поймано множество рыб ¾ и хороших, и плохих: первые собираются рыбаками в сосуды, а последние выбрасываются.

Так будет при кончине века, ¾ поясняет Спаситель, ¾ ангелы отделят злых от среды праведных. Невод же ¾ это учение Христово, рыболовы ¾ апостолы, море ¾ мир, рыбы ¾ люди, уловляемые проповедью апостолов, ¾ иудеи и язычники, фарисеи и мытари, праведники и грешники. Отделение хороших рыб от плохих ¾ Страшнейший суд по кончине века. В заключении Спаситель говорит, что всякий книжник, научившийся Царству Небесному, подобен человеку домовитому, который выносит из своей сокровищницы и старое, и новое.

Под книжником в данном случае нужно понимать всякого сведущего в Писании Ветхого Завета, каким были и ученики Христовы, хотя они были людьми не книжными. Иисус Христос Своим замечанием хочет выразить ту мысль, что, зная учение Ветхого Завета о Царстве Мессии и теперь от Него научившись, в чем должно состоять это Царство Божие на земле и как его достигать, они должны уподобиться добрым хозяевам, которые с благоразумием употребляют на пользу другим и себе и старое, и новое, хранящееся в их кладовых. Так и они, сделавшись истинными книжниками, то есть проповедниками Царства Божия, должны благоразумно износить из сокровища своего сердца и ветхозаветное, и новозаветное учение о Царстве Небесном.

 

 

«Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов»

(Мф. 8, 18-22; Лк. 9, 57-62)

 

Разъяснив ученикам смысл притч, которые были сказаны народу на берегу Галилейского моря, вечером того же дня Господь решил переправиться на другой берег моря. Он не укрывался от истинно ищущих Его слова и наставления, но избегал земной славы и удалялся от тех, кто шел за Ним ради славы и из расчетов земных, корыстных. Книжнику, изъявившему желание идти за Ним, Иисус строго запретил, так как тот хотел извлечь выгоду для себя и занять место в Его Царстве, мня о нем как о земном Царе. А другому ученику Христос не позволяет даже проститься с родными и похоронить своего отца, поясняя, что идущий в Царство Божие, как добрый земледелец, не должен оглядываться назад и заботиться о том, что безжизненно и мертво. «И без него было кому погребать мертвеца, ¾ говорит святитель Иоанн Златоуст, ¾ умерший не остался бы не погребенным; между тем ему не должно было удаляться от дела более необходимого… Если бы он сделал это по лености, то конечно оказался бы неблагодарным, но если он сделал это для того, чтобы не прервать более необходимого дела, то в таком случае он поступил очень благоразумно».

Ответы Господа желающим последовать за Ним, таким образом, учитывали духовное состояние и готовность человека, которые не могли сокрыться от Сердцеведца Христа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: