Последнее свидетельство Иоанна Крестителя




Об Иисусе Христе

(Ин. 3, 22-36; 4, 1-3)

Господь учил, что без святого Крещения нельзя наследовать Царствия Божия. Из Иерусалима Он направился по Иудее, чтобы вместе со Своими учениками крестить приходящих к Нему. Тем временем Предтеча Господень Иоанн продолжал крестить в Еноне близ Салима.

Между учениками Иоанновыми и некоторыми Иудеями вышел спор: все большее влияние Иисуса Христа, Который Сам принял крещение от Иоанна, возмущало их. Об этом они поведали своему учителю. Выслушав, Иоанн наставляет их, что человек не может принимать на себя то, что не дано ему свыше. Иисуса Христа он называет Женихом, а себя самого другом Жениха. А посему он должен довольствоваться только той славой и радостью, которой удостаивается друг Жениха. Христу подобает расти и возвышаться, ему же умаляться, ибо Он пришел с неба и может свидетельствовать о небесном, в то время как Предтеча, будучи земным, может говорить только о земном.

Иоанн свидетельствует, что Христос возвещает людям слова Самого Бога, Бог Отец в изобилии даровал Своему Сыну Иисусу Христу дары Святого Духа, ибо Он любит Сына и все предал в руки Его. Кто верует в Сына Божия, тот имеет жизнь вечную, а кто не верует в Него, тот наказан будет, ибо «гнев Божий пребывает на нем». Заканчивая свое служение, Предтеча Господень убеждает своих учеников следовать за Христом. Вскоре после этого он был схвачен и заключен в темницу за то, что обличал незаконное сожительство царя Ирода Антипы с женой его брата Филиппа.

 

 

Беседа с самарянкой

(Ин. 4, 1-42)

После заключения Иоанна Иисус Христос удаляется из Иудеи и идет в Галилею. Путь Господа лежал через Самарию, который составлял прежде часть Израильского царства. После покорения его Салманасаром, царем Ассирийским, большая часть населявших его евреев была отведена в плен в Ассирию, а их место заняли язычники из различных городов Ассирии. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями произошли самаряне. Приняв Пятикнижие Моисеево, они поклонялись Иегове, но не оставляли служения своим языческим богам. После своего возвращения из плена вавилонского иудеи начали восстанавливать Иерусалимский храм. Самаряне предложили свою помощь, но не были допущены иудеями. Это обстоятельство послужило поводом к тому, что они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Иудеи сохранили враждебное отношение к самарянам и считали их хуже язычников, не принимали их в свое общество и не входили с ними ни в какие сношения.

Проходя через Самарию, Господь остановился на отдых у колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом. Ученики Христа отлучились в город, когда к колодцу подошла женщина самарянка. Видя, что сидящий у колодца незнакомец ¾ иудей, она даже не поприветствовала Его. Женщина была очень удивлена, что Господь, испытывавший жажду, попросил у нее, самарянки, напиться. Иисус объясняет ей, что она не стала бы спрашивать у Него, почему Он, иудей, просит у нее пить, если бы знала, Кто говорит с ней и какой милостью Божией является для нее эта встреча. Тогда она сама просила бы у Него утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, к познанию которой стремятся все люди. Господь говорит ей о «воде живой», разумея Свое Божественное учение и благость Святого Духа.

Самарянка не поняла сказанного, думая, что ее Собеседник говорит об обыкновенной ключевой воде, которая находится в колодце. Откуда, спрашивает она, может Он иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, так как колодец весьма глубок. «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его?» Христос отвечает, что живая вода, которую Он имеет, дает жизнь вечную, в то время как естественная вода может лишь временно утолить жажду плоти. Вода же, которую дает Господь, утоляет духовную жажду и делает человека причастником жизни вечной. Все еще не понимая сказанного, самарянка говорит: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды, и не приходить сюда черпать ». В ответ на это Христос просит ее привести мужа, ведая, какова была ее прежняя жизнь и что требуется для ее спасения. Эта просьба застает ее врасплох. Она уклончиво отвечает: «У меня нет мужа ». «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ¾ говорит Спаситель, ¾ ибо у тебя было пять мужей и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе ».

Только теперь, когда Господь раскрывает тайники ее души, она осознает, что перед ней не просто человек, но пророк. Тогда она обращается к Нему с вопросом, который был камнем преткновения в споре самарян с иудеями: где должно поклоняться Богу ¾ на горе Гаризим, в том храме, который построили их отцы, или в Иерусалимском храме, построенном иудеями? Господь отвечает и отдает предпочтение иудейскому богопоклонению, так как оно основано на законе Божием.

Жертвоприношения Богу, пока они не отменены, должны приноситься только в Иерусалиме. Само спасение, по изволению Божию, даруется человечеству через посредство иудеев, которым поэтому следует отдать предпочтение в религиозной жизни перед всеми другим народами, ибо они должны готовить их к Царству Мессии. Настанет время, ¾ продолжает Иисус Христос, ¾ и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет. Истинное богопочитание не будет связано с каким-то одним местом, равно как с тем или иным внешним обрядом, а будет состоять в действительном общении и единении с Богом.

Поклонение человека Богу рождается из глубины чистого и смиренного сердца. Его должны отличать искренняя вера и благоговение, всецелая преданность воле Божией. Такое поклонение, однако, не исключает и внешней, обрядовой стороны, тесно и неразрывно связанной с внутренней духовной стороной, подобно тому, как в живом человеке связаны тело и душа. Вспомним, что Сам Иисус Христос, молясь в Гефсиманском саду, преклонял Свои колена и склонял лице Свое до земли.

Будучи не в состоянии постигнуть смысл слов Спасителя о богопочитании, самарянка, по благоволению Божию, приходит в духовный разум и говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все ». «Это Я, Который говорю с тобой », ¾ отвечает ей Христос. Обрадованная женщина, оставив свой водонос, поспешила в город возвестить своим соплеменникам о явлении Мессии. А в это время возвратились ученики и предложили Господу есть. Но Иисус, забыв голод и жажду, размышлял о том, как Его слово воспламенило веру в этой женщине, и как переданное ею, оно побудило ее сограждан идти к Нему. Видя толпу самарян, Он говорит ученикам: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ». Вы говорите, что жатва наступит через четыре месяца, а Я говорю вам: посмотрите на эту приближающуюся к нам толпу, на эту ниву, ждущую жнецов, как она побелела и поспела к жатве. Господь говорит о той духовной ниве, которая была возделана и засеяна не ими, а ветхозаветными пророками и Им Самим.

Многие из самарян, по слову женщины, уверовали в Него. Когда Он, по их просьбе, пробыл у них в городе еще два дня, число верующих еще более возросло. Познакомившись с учением Господа, они признали, «что Он истинно Спаситель мира, Христос ».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: