(Ин. 1, 19-34)
Проповедь Иоанна Крестителя сделала его имя известным в народе, у него появились ученики и последователи. Не укрылась она и от синедриона, который осуществлял руководство религиозной жизнью иудеев. Старейшины синедриона посылали торжественное посольство к Иоанну с поручением узнать, кто он, каковы его намерения и цель его деятельности.
«Посланные были от фарисеев », которых более всего соблазняло крещение Иоанна, объявляющее и их, учителей народа, нечистыми. Они спрашивали, кто он ¾ Христос? Илия? или Иеремия? так как ожидали пришествие Мессии, Которому должны были предшествовать эти ветхозаветные пророки (Мф. 17, 10; 16, 14). Иоанн отвечает им, ссылаясь на пророчество Исаии (40, 3). Современные книжники, однако, не могли истолковать его.
Не перед ними, а перед теми, кто последовал его проповеди, свидетельствовал Иоанн Креститель о своей миссии как Предтечи и Крестителя Господня. Увидев шествующего к Нему Иисуса, Иоанн восклицает «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира», то есть добровольно принимает на Себя все грехи человеческие и ответственность за них. Креститель говорит им, что как и прочие люди, он не знал Его, но для того и пришёл крестить в воде, чтобы познать и потом свидетельством своим явить Его Израилю.
Начало общественного служения Иисуса Христа.
Первые ученики (Ин. 1, 29-51)
Подвиг поста и молитвы в пустыне, который завершился победой Иисуса Христа над диаволом, открыл путь Его спасительного для человечества общественного служения.
Из пустыни искушения Спаситель идет к Иоанну Крестителю, и тот, видя Его идущим по берегу Иордана, свидетельствует о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». Иоанн Креститель опроверг ложные представления иудеев о Мессии, которые видели в нем царя. Он проповедовал иного Мессию ¾ Спасителя, Который берет на себя грехи мира и должен пострадать за них. Он называет Христа Агнцем, напоминая пророчество Исаии, который именует Святого Израилева смиренным Агнцем, носящим на себе наши грехи, скорбящим и страждущим за беззакония наши (Ис. 53). Святой Иоанн видит в Лице Иисуса Христа Царя и Страдальца; Он берет на Себя тяжесть грехов всего мира и Своей жертвенной смертью очищает мир от грехов (1 Ин. 3 2, 2; 3,5)
|
На другой день Господь опять проходил пустынным бepeгом Иордана. В это время Иоанн стоял с двумя своими учениками на берегу. Увидев Господа, Иоанн повторяет свое свидетельство о Нем теми же словами: «Вот Агнец Божий». Услышав слова, оба ученика оставили Иоанна и молча последовали Иисусом Христом. Господь Сам начинает с ними беседу, спрашивая их, что им надобно? Вместо ответа они спрашивают Его: «Учитель ¾ где живёшь?». Он представляет Своим первым ученикам возможность собственными глазами увидеть место Его пребывания. Весь тот день они проводят с Ним.
Два первозванных апостола ¾ Андрей и Иоанн ¾ находят своих братьев, Симона и Иакова и приводят их к Иисусу. Андрей первый находит своего брата Симона и приводит его ко Христу. Взглядывая на Симона, Иисус сказал: «Ты ¾ Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит камень (Петр)». Серцеведец Господь, которому ведомы все сокровенные помыслы и желания человеческой души, впоследствии объяснил, что это имя дано Симону за твердость и высоту его веры.
|
К этим четырем ученикам, последовавшим Христу, присоединились еще двое: Филипп из города Вифсаиды, где жили Андрей и Петр, а также Нафанаил, друг Филиппа. И тот, и другой были учениками Иоанна Крестителя, но проповедь его взрастила разные плоды в их сердцах. Веруя в то, что грядет Спаситель мира, Филипп по одному слову Христа последовал за Ним; Нафанаил же, хотя и верил слову святого Иоанна Предтечи, но будучи воспитан в иудейской атмосфере, не мог преодолеть предрассудок, свойственный израильтянам. Христос по их представлениям, подобно земному царю, во всей славе должен был явиться среди высшего Иерусалимского общества, а отнюдь не в языческой Галилее. Ничем не примечательный доселе городок Назарет, по мнению иудеев, никак не мог быть местом рождения и явления Христа. Поэтому, услышав слова Филиппа о том, что Христос родом из Назарета, Нафанаил с живостью возразил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Иисус, увидев Нафанаила, сказал о нем Своим спутникам: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства ». Эти слова слышал и Нафанаил, который действительно был таковым. Все знали его как человека простого и откровенного. Удивленный словами Спасителя, с Которым встречался первый раз в жизни, спрашивает: «Почему Ты знаешь меня? » Ответ Господа, в котором Он упомянул о некоторых обстоятельствах, смысл которых был известен только Нафанаилу, окончательно обратил его ко Христу: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, ¾ говорит ему Спаситель, ¾ когда ты был под смоковницей, Я видел тебя ». Что происходило в душе Нафанаила, когда он был под смоковницей, осталось тайной, о которой, кроме самого Нафанаила, знал только Бог. Теперь Нафанаил уверился, что с ним говорит Христос, Которого искала душа его. Исповедуя Иисуса обетованным Христом, он называет Его на основании пророчества Давида (Пс. 2) Сыном Божиим. Эту живую веру Нафанаила Господь ставит в пример, ибо она открывает путь познания высочайших тайн Богооткровения. Всеведение Божие, свидетелями которыми стали первые ученики Христовы, делает их отныне причастными к совершению и других чудес. «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому ».