(Мф. 3, 1-6; Мк. 1, 2-6; Лк. 3, 1-6)
О начале проповеди Иоанна Крестителя мы находим сведения лишь у евангелиста Луки (3, 1-2), который относит его к правлению римского императора Тиверия Кесаря (779 год от основания Рима). Прокуратором в Иудее был Пилат, тетрархами ¾ Ирод, Антипа, Филипп и Лисаний, а первосвященниками ¾ Анна и Кайафа.
Местом проповеди Иоанна Крестителя была пустыня иудейская (Мф. 3, 1; Мк. 1, 4), которая полосой тянется по западной стороне Мертвого моря и реки Иордана до Иерихона. Здесь, на месте соприкосновения пустыни с Иорданом, в Вифаваре, у переправы через Иордан, куда приходило много народа, и раздается голос его проповеди.
По внешнему виду (Мф. 3, 4; Мк. 1, 6) Иоанн Креститель напоминал Илию Фесвитянина, явление которого иудеи ожидали пред пришествием Мессии. Таким образом, своим видом Иоанн Креститель уже указывал на осуществление этих ожиданий. Согласно предсказанию Архангела, образ жизни Иоанна был суровый: пищей его было то, что могло предложить ему почти бесплодная пустыня, это ¾ акриды, некоторый вид саранчи, дозволенный законом к употреблению (Лев. 11, 22), и дикий мед (пчелиный).
И вот, «был глагол Божий к Иоанну » выступить на проповедь в качестве Предтечи Мессии. Проповедь и вообще деятельность Крестителя с самого начала уже имела прямое отношение к Царству Мессии. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное », ¾ так проповедал Креститель. Покаяние есть живое сознание своей греховности, сопровождающееся сердечной печалью о своем греховном состоянии и твердой решимостью воли переменить худую жизнь на добрую. Что так именно Креститель понимал покаяние, видно из того, что единственное спасение для грешников от грядущего гнева он указывал в плодах, сообразных с покаянием (Мф. 3, 8; Лк. 3, 8). Но проповедь Иоанна о покаянии не была только требованием внутреннего, душевного раскаяния во грехах; приходившие к нему креститься исповедовали пред ним грехи свои (Мф. 3, 6; Мк. 1, 5). Это сердечное покаяние, которое кающийся выражал внешне, исповедуя пред Иоанном грехи свои, евангелисты называют покаянием «во оставление грехов». Это значит, что оно подготавливало или вело к прощению грехов, но действительное их прощение могло быть совершено только по совершении Иисусом Христом искупления людей от проклятия за грех.
|
Внешним же символическим выражением, свидетельством или печатью покаяния было «крещение», погружение в воде, которое поэтому и называется «крещением покаяния » (то есть крещением, требующим покаяния). Проповедь Иоанна сопровождается крещением вследствие того, что оно есть в то же время проповедь о приблизившемся Царствии Небесном. Крещение его есть поэтому свидетельство, печать не только сердечного раскаяния во грехах, но и живой веры в грядущего Мессию (Мф. 3, 2).
Иоанн свидетельствовал, что совершаемое им крещение не есть окончательное, вполне достаточное для спасения: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною … будет крестить вас Духом Святым и огнем » (Мф. 3, 11). Следовательно, крещение Иоанново не низводило на крещаемого благодать Духа Святого, исцеляющую человека от греха; крещение в воде было, следовательно, обрядом, а не таинством (Мф. 3, 7-10; Лк. 3, 7-14). К Иоанну Крестителю стекалось множество народа ¾ жители Иерусалима, всей Иудеи и всей окрестности Иорданской. Среди них были фарисеи и саддукеи. Это были два господствующих в то время религиозных направления или секты, которые подчиняли своему влиянию большую часть иудеев.
|
С лицемерной, внешней праведностью фарисеи исполняли обряды закона Моисеева, оставаясь при этом исполненными греха и порока. Саддукеи же вовсе отвергали бытие духовного мира, воскресение мертвых и загробную жизнь (Мф. 22, 23).
Первым их порочность и греховность обличил Иоанн Креститель, называя их порождениями ехидны. Лишь покаяние, по слову Предтечи Господа, могло сотворить их достойными того, чтобы, приняв крещение, их имена были внесены в книгу жизни. В ответ фарисеи и саддукеи выставляли свое происхождение от Авраама, полагая при этом, что одно телесное происхождение от Авраама дает им право считаться детьми Авраама. «Бог, ¾ говорит им Иоанн, ¾ может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ». Проповедь Иоанна Крестителя оказала глубокое воздействие на сознание истинно верующих иудеев, большей частью представителей народа, которые спрашивали у него, что им делать, чтобы загладить свои прежние грехи и избежать грядущего осуждения. Креститель указал им на дела любви, милосердия и благотворительности (стихи 10-11).
Крещение Иисуса Христа
(Мф. 3, 12-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22)
Евангелист Матфей сообщает нам важные сведения, относящиеся к крещению Иисуса Христа. Он один повествует о том, что Иоанн сначала возбранял Иисусу Христу креститься от него, считая себя недостойным совершать крещение над безгрешным и желая сам принять от него крещение (3, 14-15).
|
Евангелист Лука, хотя и более краток, но дополняет евангельское повествование сообщением о том, что, выходя из воды, Иисус Христос «молился»; и во время крещения на Иисуса Христа в виде голубя снисшел Дух Святой. Он описывает это событие как явление внешнее, чувственно — наблюдаемое, «в телесном виде».
Неизвестно, были ли когда-нибудь до сих пор встречи между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом и знали ли они друг друга. Ничего нельзя сказать и о том, как рано лишился Иоанн родителей, и успели ли они пояснить ему его высокое назначение и великие обязанности. О том, встречались ли друг с другом до крещения и Иисус Христос и Его Предтеча, можно делать лишь предположения. Положительный ответ на этот вопрос основывается на том, что Дева Мария и праведная Елисавета находились в родственных и дружественных отношениях между собой. Кроме того, возможно, были встречи во время ежегодных посещений Иерусалима во время иудейских праздников (Лк. 2, 41).
Однако, как бы часто не пересекались пути Иоанна Крестителя и Спасителя до встречи на берегу Иордана и какими бы сведениями не располагал он о Его божественном происхождении, необходимо было получить непосредственное Божественное указание о Мессии. Вот почему Бог, посылая Иоанна Крестителя на проповедь, дал ему обетование, что Тот, на Кого сходит Дух, есть крестящий Духом Святым (Ин. 1, 33), что и исполнилось при крещении Иисуса. Только после этого события Иоанн Креститель обрёл истинное свидетельство, что Иисус есть Христос.
Крещение было крещением покаяния и очищения от грехов. Вот почему Иоанн находил его ненужным для безгрешного Иисуса. Сознавая себя причастным общей всем людям греховности, он сам желал принять крещение от Господа. «Оставь» эти размышления «теперь», - отвечает ему Христос, признавая их в сущности правильными. «Нам», поясняет Господь, надлежит исполнить «всякую правду», то есть всё то, что предписывает закон Божий. На крещение Иоанново Иисус Христос смотрит как на одно из ветхозаветных установлений, имеющих целью подготовить людей к принятию Мессии. Будучи Спасителем народа подзаконного, Иисус Христос добровольно подчинил Себя под иго закона, чтобы искупить подзаконных. Своей собственной жизнью Он исполнил все требования закона, во всей их чистоте и истинности.
Цель крещения поясняется в Евангелии от Иоанна (1, 31 - 24). Заключается она в том, чтобы, во-первых, от Самого Бога Отца Иоанн, а через него и весь Израиль, получили свидетельство, что Христос есть Сын Божий, а с другой ¾ чтобы по человечеству Своему исполниться Духа Святого и получить от Него помазания на служение Мессии. «Я видел Духа, ¾ говорит Иоанн, ¾ сходящего с неба как голубя и пребывающего на Нём».
По свидетельству евангелиста Луки, выходя из вод Иорданских, Спаситель молился, совершая благодарение Богу за те чудесные события, которыми Он во всей Своей триипостасной полноте явил Себя при крещении. Оно сопровождалось следующими событиями:
1. Отверстие небес;
2. Сошествие на крестившегося Господа Духа Святого в телесном, чувственно наблюдаемом виде голубя;
3. Глас Бога Отца, свидетельствовавший, что Крестившийся есть Сын Его, на Котором почитает вся любовь Его, все Его благословения.