Притчи-обличения фарисеев




(Лк. 15, 1-32)

Среди толпы, следовавшей за Иисусом Христом, были мытари и грешники. То, что Господь входил с ними в общение, соблазняло фарисеев, для которых даже прикосновение к мытарю или грешнику считалось осквернением. Это вызвало между ними ропот осуждения.

Тогда Иисус Христос предложил им три притчи:

1. О заблудшей овце.

2. О потерянной драхме.

3. О блудном сыне.

Как хозяин, потерявший из ста овец одну, усердно разыскивает ее и радуется нахождению, как хозяйка, потерявшая одну драхму из десяти, разыскивает ее и также радуется ее нахождению, — так и на Небе радуются обретению грешников.

Еще нагляднее изображается путь обращения грешника и радость по этому случаю в притче о блудном сыне. Здесь под отцом подразумевается Бог, а под двумя сыновьями ¾ два разряда людей: под старшим ¾ мнимые праведники, гордящиеся исполнением внешнеобрядовой стороны закона, под меньшим ¾ грешники.

Отец разделил имение между двумя сыновьями и снабдил каждого из них всем необходимым для жизни. Старший сын остался при отце, исполняя его волю, а младший, получив свою часть, отправился в дальнюю страну. Его удаление означает забвение человеком Бога и его заповедей, жизнь по собственным похотям и страстям. Но вот свободолюбивый сын расточил полученное от отца имение, расстроил свои духовные и телесные силы, то есть все то, что он получил от Бога. Между тем в той стране настал великий голод. Следование сладострастным стремлениям перестало удовлетворять грешника, душа его угасала во мраке страстей. Подобно тому, как младший сын не мог насытиться даже скотской пищей («рожками, которые ели свиньи»), так и грешника не может удовлетворить жизнь по образу животных.

Наконец, грешник опомнился, решил оставить порочную жизнь и возвратиться к отцу, имея в душе искру надежды на его милосердие. Отец, видя бедствие сына, спешит к нему навстречу, отечески обнимает и лобызает его, и, одарив многими дарованиями, устраивает в честь его возвращения пир, что послужило поводом для роптания со стороны старшего сына, которого Спаситель соотносит с фарисеями, роптавшими на Него за Его любвеобильные встречи с мытарями и грешниками.

Наставление ученикам

(Лк. 16, 1-13)

Обличив фарисеев, Христос обращается к Своим последователям с притчей о домоправителе.

Некий господин имел домоправителя, которому было доверено все имение. Однажды хозяину донесли на го управляющего, что тот расточает имение его. Тогда господин, призвав неправедного домоправителя, потребовал от него отчет. Домоправитель находит выход из бедственного положения, который позволяет ему, хоть и неправедно, но обеспечить себе средства к существованию. Он призвал всех должников господина и предложил им переписать расписки: кто должен был 100 мер масла, тому снизил до 50, а имевшему задолженность в 100 мер пшеницы приказал написать в расписке 80 и т.д. Таким образом он приобрел благоволение и милость многих людей, которые считали себя его должниками. Когда об этом поступке домоправителя узнал господин, то похвалил его за догадливость. Сыны века сего, то есть люди, преданные земным интересам, говорит Спаситель, догадливее сынов света. Догадливость домоправителя состоит в том, что он неправедным богатством приобрел себе друзей. Подобно тому сыны света должны приобретать себе друзей небесных ¾ ангелов и праведников ¾ имеющимися у них средствами, то есть милосердием и благотворительностью. Господь призывает Своих учеников быть верными Его учению и искать более небесных сокровищ, чем земных. «Никакой слуга, ¾ говорит Христос, ¾ не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, ибо одному станет усердствовать, а другому не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16, 13).

Фарисеи, будучи сребролюбивы, смеялись, слушая Его слова. В подтверждение Своих слов Иисус Христос рассказывает притчу о богаче и нищем Лазаре (Лк. 16, 19-31), дабы ученики уведали о воздаянии за праведное и неправедное богатство.

Праведность фарисеев лишь внешняя, показная; Бог же знает их сердца: «ибо что высоко у людей, то ¾ мерзость пред Богом» (Лк. 16, 15). Знание закона и пророков, которыми так гордились фарисеи, не может быть более оправданием для них, ибо «с сего времени (то есть после Иоанна Крестителя) Царство Божье благовествуется, и всякий усилием входит в него » (Лк. 16, 16).

Христос заканчивает Свои наставления ученикам и еще раз предостерегает их от «закваски фарисейской», ибо горе тому, через кого приходят соблазны. Поэтому Господь призывает их: «наблюдайте за собой» (Лк. 17, 3). Терпеливо переносите несправедливые обиды от врагов, прощайте им все оскорбления и хулы подобно тому, как Сам Господь терпел клевету от врагов Своих. Апостолы чувствовали, что хотя они имеют живую веру в Иисуса Христа, но ее недостаточно, чтобы исполнить то, о чем говорил им Господь. Поэтому они просят умножить в них веру. На это Иисус отвечает, что когда они будут творить великие чудеса, они должны помнить, что истинная вера чужда гордости, и поэтому последователи Христовы не должны превозноситься делами своими, ибо они не сами творят их, но силою, данною им от Бога. Как раб, возвратившийся с поля после тяжелой работы, не может рассчитывать на то, что хозяин посадит его за стол, но должен вначале послужить хозяину, а затем есть и пить сам, так и последователь Христов после трудных подвигов веры и любви, исполнив все повеленное ему, пусть не рассчитывает на награду и похвалу, а только думает, что он раб непотребный, так как сделал только то, что должен был сделать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: