Представляет собой групповое обсуждение какой-нибудь проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой проблемы и возможных вариантов ее разрешения.
Упражнение 1
Цель: формирование способностей к альтернативному взгляду и оценке проблемы, установление соотношения позитивного и негативного в поведении, определение нравственной позиции членов группы.
Процедура: Сейчас вам будет рассказана одна история, которая приключилась с двумя братьями*. Интересно узнать ваше отношение к ней.
Два брата попали в скверную историю. Одолжили деньги, но не смогли вовремя их отдать. Кредиторы пригрозили и сказали, чтобы они сроч-но отдали деньги. Старший, Сергей, влез ночью в: чужую машину, украл магнитофон и продал его. Младший, Саша, пошел к пожилому человеку, известному в доме своей добротой, и сказал, что его мать заболела и ему нужны деньги на покупку лекарств. Саша просил занять ему деньги и обещал вернуть их, как только мать получит зарплату. На самом деле мать Саши была абсолютно здорова, и Саша вовсе не собирался возвращать деньги. Старик плохо знал Сашу, но все же дал ему нужную сумму. В итоге братья отдали деньги.
Постарайтесь ответить на 2 вопроса:
Чего добились братья, что они выиграли в этой ситуации, в чем достоинство их поведения?
Чего лишились братья, что они проиграли в этой ситуации, в чем недостатки их поведения?
Возьмите листочки бумаги и на одной стороне запишите все возможные ответы на 1-й вопрос, а на другой — на 2-й вопрос.
Теперь сядем в круг, и каждый может зачитать свои ответы сначала на 1-й, потом — на 2-й вопрос. Давайте обсудим ваши ответы: со всеми ли ответами вы согласны или вас в них что-то не устраивает и вы придерживаетесь другого мнения. Постарайтесь как-то обосновать вашу точку зрения.
Давайте обсудим еще некоторые вопросы:
Что, на ваш взгляд, хуже: воровство.Сергея или обман Саши?
Важно ли сдерживать слово, данное малознакомому человеку, которого никогда не увидишь?
Как вы относитесь воровству? Попадали ли вы в ситуации, когда самим приходилось просить или когда крали у вас?
Как, на ваш взгляд, вел себя старик, давая Саше деньги?
Как бы вы поступили, оказавшись в подобной ситуации?
Необходимое время: 1-1.5 часа.
Упражнение 2
Цель: эмоциональный и ролевой обмен, проработка детско-родительских отношений.
Процедура: Сейчас мы обсудим еще одну историю, в которой оказался ее персонаж. Интересно узнать ваше отношение к ней.
Пятнадцатилетний Коля мечтал купить видеоплейер. Отец пообещал ему добавить денег с получки, если Коля сумеет скопить половину стоимости. Коля зарабатывал деньги всеми возможными способами и в итоге собрал даже чуть больше, чем планировал. Но незадолго до получки отец изменил свое решение. Друг отца предложил ему купить резиновую лодку для рыбалки. У отца не хватало денег, и он потребовал, чтобы Коля отдал ему все собранные деньги. Коля мечтает о видеоплейере и потому обдумывает, как ему поступить.
Давайте поставим себя на место Коли и обсудим:
Что чувствует Коля в этой ситуации?
Что думает Коля о ситуации?
Чем объясняет поведение отца?
Что сделает Коля в этой ситуации?
Теперь постарайтесь поставить себя на место отца Коли и обсудить:
Что чувствует отец Коли в этой ситуации?
О чем думает отец Коли в этой ситуации?
Что сделает отец Коли в случае отказа?
Давайте обсудим еще некоторые вопросы:
Есть ли у родителей право требовать деньги сына (или дочери)?
Имеют ли право дети в чем-то отказывать своим родителям?
Что, на ваш взгляд, является самым важным во взаимоотношениях родителей и ребенка?
Что такое авторитет родителей, как он завоевывается?
Зависят ли взаимоотношения в семье от поведения ребенка?
Необходимое время: 1-1,5 часа.
Межгрупповая дискуссия
Представляет собой обсуждение какой-нибудь проблемы между микрогруппами, высказывающих различные, порой полярные, точки зрения. Обычно для этого используются конфронтационные техники. Суть их сводиться к научению членов группы анализировать и ставить под сомнение свое поведение, через осознание себя и рефлексию собственного и чужого и собственного опыта. (Рудестам, с. 107)
Упражнение 1
Цель: стимуляция изучения самого себя, способствование поведенческим изменениям, формирование способности отстаивать собственную точку зрения (через выражение протеста и возражения собеседнику).
Процедура: Члены группы стоят. Стулья расставляются вдоль противоположных стен! Тренер зачитывает инструкцию.
Сейчас вам будет зачитаны мнения людей по поводу различных жизненных проблем. Те, кто согласен с этим мнением, сядьте на стулья у правой стены, те, кто не согласен, - у левой стены. В центре не должно остаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: «согласен—не согласен». Далее зачитывается одно из нижеследующих мнений:
- все недобрые поступки не остаются безнаказанными;
- людям, которые лгут, трудно смотреть в глаза других;
- любого преступника можно освободить благодаря ловкой защите адвоката;
- каждый человек должен следовать чувству долга и ответственности;
- соблюдение законов является обязательным для всех;
- если установленное правило не нравится, то его можно нарушить;
- родителям можно простить все;
- люди должны уважать права друг друга;
- человека, который обманул, обязательно будет мучить совесть.
После того как зачитывается суждение и участники разделились на группы, начинается обсуждение. Тренер обращается к одной группе и просит каждого из ее членов обосновать свой выбор: объясните, пожалуйста, почему вы согласились именно с этой точкой зрения? Во время высказываний членов одной микрогруппы тренер должен находиться в нейтральной позиции, т.е. занять место с краю между группами и следить за тем, чтобы участники, имеющие противоположные мнения, не мешали говорить визави. Затем предоставляется слово членам второй микрогруппы. Потом снова первой: что вы можете возразить на аргументы своих оппонентов? И так продолжается до тех пор, пока четко не прояснится позиция членов обеих группировок.
В процессе обсуждения возможно изменение точек зрения кого-то из участников. Поэтому в конце обсуждения необходимо предоставить возможность, тем, кто этого желает, перейти в противоположную группу.
В случае если вся группа заняла одну позицию, все равно нужно попросить каждого из участников обосновать свое решение. И лишь затем переходить к оглашению следующего суждения из списка.
Следует отметить, что на одном занятии можно использовать не весь список, а лишь 3-4 суждения.
После выполнения упражнения проводится общее обсуждение по стандартной процедуры. Необходимое время: 30—40 минут.
Упражнение 2
Цель: прояснение внутренней позиций, формирование навыков высказывания собственного мнения и принятия обратных связей, стимуляция поведенческих изменений.
Процедура: Члены группы стоят. Стулья расставляются вдоль противоположных стен. Тренер знакомит участников с инструкцией.
Вы знаете что многовековой опыт людей сосредоточен в различных пословицах и поговорках. Сейчас вам будут зачитаны некоторые из них. Те, кто согласен с их содержанием сядьте на стулья у правой стены, те, кто не согласен, — у левой. В центре не должно оставаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: «согласен — не согласен». Далее зачитывается одна из нижеследующих пословиц:
Нет такого человека, чтобы век без греха;
всякая неправда — грех;
от судьбы не уйдешь;
риск — благородное дело;
денег наживешь — без нужды проживешь;
когда деньги говорят — тогда правда молчит;
и с умом воровать — беды не избежать;
раз украл -навек вором стал;
лучше десятерых виноватых простить, чем одного невиновного казнить;
кто сильнее, тот и правее;
с кем поведешься, от того и наберешься;
умная ложь лучше глупой правды;
прямой — что дурной;
сам признался, сам на себя и петлю надел;
ушел, так прав; попался, так виноват;
закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло.
После того как зачитывается пословица и участники разделились на группы — начинается обсуждение. Тренер обращается к одной из групп, просит объяснить, как они понимают эту пословицу, что она значит. После этого работа продолжается по процедуре, указанной в упражнении 1.
Необходимое время: 30—40 минут.
Проективное рисование
Можно использовать в тех случаях, когда группа сопротивляется эмоциональному отреагированию, через вербализацию чувств.
Упражнение
Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния.
Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Процедура: Сядьте поудобней, расслабьтесь, сделайте 2—3 глубоких вдоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь и вспомните ваше любимое место. Это самое безопасное место, где вы себя чувствуете уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки цвета, запахи, окружающие предметы. Несколько минут понаблюдайте за этим местом, побудьте некоторое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли и чувства. Сделайте 2—3 глубоких вдоха и откройте глаза. Возьмите бумагу и цветные карандаши, постарайтесь нарисовать это место.
Теперь покажите картину своего безопасного места и расскажите о нем: где это, что там происходило. Поделитесь с группой чувствами, которые испытали тогда, когда мысленно находились в этом месте. О чем думали? Есть ли такое место сейчас. Чем оно похоже на то место, которое вы видели, чем отличается?
Необходимое время: 1-1,5 часа.
Ролевое проигрывание жизненных ситуаций
Банк жизненных ситуаций, разрешение которых актуально для подростков, накапливается в процессе работы группы и обсуждения различных проблем. Использование техники «ролевого обмена» в работе группы чрезвычайно важно для участников тренинга, т.к. не только позволяет «проиграть», расширить репертуар собственного опыта, но и познакомимться с различными моделями поведения, ассимилировать опыт других. Кроме того, участие в разыгрывании ситуаций предоставляет возможность членам группы моделировать, а, следовательно, модифицировать собственное поведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно одно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).
Вероятно, следует признать, что детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации «принципа удовольствия». В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка, а позднее — успешности и скорости процессов поло-ролевой идентификации и социализации.
Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания. Здесь значимо все: от методов поощрения—наказания, стиля руководства ребенком, характера взаимодействия и конгруэнтности педагогических взглядов родителей до «непрожитых» детских проблем самих родителей, нетождественности семейных (воспитательных) сценариев отца и матери и др.
Кроме всего прочего, существует масса побочных, ситуативных факторов, которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии в ребенке. К таким факторам можно отнести присутствие других людей (в особенности значимых, референтных) и их оценка поступков ребенка, способности самого ребенка оценить и понять причины агрессии другого, гностические возможности ребенка и уровень развития его нравственности.
Для исследования агрессивности применяются те же группы методов, что и для других свойств личности: наблюдение, опросные и проективные методики. Часть методов является специализированной, т.е. направлена на диагностику только агрессивности. Применяются и вспомогательные методики, выявляющие агрессивность наряду с целым комплексом других личностных свойств и психических состояний.
Для психологической коррекции детской агрессивности необходимо использование интегративного подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. -Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребен-ка//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/Сб. науч. тр.- М., 1987.— С.67-80.
2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.-М., 1991.- С. 56.
3. Детский психолог/Под ред. Е.И.Рогова. -Вып.1. Ростов-на-Дону, 1992.- С. 5-20.
4. Калитиевская Е. Парадоксальная социометрия как метод позитивной дезинтеграции самоотношения.- Минск, 1995.- С. 88-91.
5. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте- М., 1978.-С. 111-112.
6. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопр. психологии, №6, 1967.- С. 118-129.
7. Лоренц К. Агрессия.- М., 1994.- С. 272.
8. Лукин С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга.- С-Пб., 1993.- 65 с.
9. Мартене Р. Социальная психология и спорт.-М., 1979.-С. 113.
10- Матова-Томова В.С, Пирьов Т.Д., Пенуш-лиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. - София, 1981.- 190 с.
11. Мид М. Развитие ребенка.- М., 1968.