Внутригрупповая дискуссия




Представляет собой групповое обсуждение какой-нибудь проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой пробле­мы и возможных вариантов ее разрешения.

Упражнение 1

Цель: формирование способностей к альтер­нативному взгляду и оценке проблемы, установ­ление соотношения позитивного и негативного в поведении, определение нравственной позиции членов группы.

Процедура: Сейчас вам будет рассказана одна история, которая приключилась с двумя брать­ями*. Интересно узнать ваше отношение к ней.

Два брата попали в скверную историю. Одол­жили деньги, но не смогли вовремя их отдать. Кредиторы пригрозили и сказали, чтобы они сроч-но отдали деньги. Старший, Сергей, влез ночью в: чужую машину, украл магнитофон и продал его. Младший, Саша, пошел к пожилому человеку, из­вестному в доме своей добротой, и сказал, что его мать заболела и ему нужны деньги на покупку лекарств. Саша просил занять ему деньги и обе­щал вернуть их, как только мать получит зарпла­ту. На самом деле мать Саши была абсолютно здорова, и Саша вовсе не собирался возвращать деньги. Старик плохо знал Сашу, но все же дал ему нужную сумму. В итоге братья отдали деньги.

Постарайтесь ответить на 2 вопроса:

Чего добились братья, что они выиграли в этой ситуации, в чем достоинство их поведения?

Чего лишились братья, что они проиграли в этой ситуации, в чем недостатки их поведения?

Возьмите листочки бумаги и на одной сторо­не запишите все возможные ответы на 1-й вопрос, а на другой — на 2-й вопрос.

Теперь сядем в круг, и каждый может зачи­тать свои ответы сначала на 1-й, потом — на 2-й вопрос. Давайте обсудим ваши ответы: со всеми ли ответами вы согласны или вас в них что-то не устраивает и вы придерживаетесь другого мне­ния. Постарайтесь как-то обосновать вашу точку зрения.

Давайте обсудим еще некоторые вопросы:

Что, на ваш взгляд, хуже: воровство.Сергея или обман Саши?

Важно ли сдерживать слово, данное малозна­комому человеку, которого никогда не увидишь?

Как вы относитесь воровству? Попадали ли вы в ситуации, когда самим приходилось просить или когда крали у вас?

Как, на ваш взгляд, вел себя старик, давая Саше деньги?

Как бы вы поступили, оказавшись в подобной ситуации?

Необходимое время: 1-1.5 часа.

Упражнение 2

Цель: эмоциональный и ролевой обмен, про­работка детско-родительских отношений.

Процедура: Сейчас мы обсудим еще одну ис­торию, в которой оказался ее персонаж. Интерес­но узнать ваше отношение к ней.

Пятнадцатилетний Коля мечтал купить ви­деоплейер. Отец пообещал ему добавить денег с получки, если Коля сумеет скопить половину сто­имости. Коля зарабатывал деньги всеми возмож­ными способами и в итоге собрал даже чуть боль­ше, чем планировал. Но незадолго до получки отец изменил свое решение. Друг отца предложил ему купить резиновую лодку для рыбалки. У отца не хватало денег, и он потребовал, чтобы Коля отдал ему все собранные деньги. Коля мечтает о видеоп­лейере и потому обдумывает, как ему поступить.

Давайте поставим себя на место Коли и об­судим:

Что чувствует Коля в этой ситуации?

Что думает Коля о ситуации?

Чем объясняет поведение отца?

Что сделает Коля в этой ситуации?

Теперь постарайтесь поставить себя на место отца Коли и обсудить:

Что чувствует отец Коли в этой ситуации?

О чем думает отец Коли в этой ситуации?

Что сделает отец Коли в случае отказа?

Давайте обсудим еще некоторые вопросы:

Есть ли у родителей право требовать деньги сына (или дочери)?

Имеют ли право дети в чем-то отказывать сво­им родителям?

Что, на ваш взгляд, является самым важным во взаимоотношениях родителей и ребенка?

Что такое авторитет родителей, как он заво­евывается?

Зависят ли взаимоотношения в семье от по­ведения ребенка?

Необходимое время: 1-1,5 часа.

Межгрупповая дискуссия

Представляет собой обсуждение какой-нибудь проблемы между микрогруппами, высказывающих различные, порой полярные, точки зрения. Обыч­но для этого используются конфронтационные техники. Суть их сводиться к научению членов группы анализировать и ставить под сомнение свое поведение, через осознание себя и рефлек­сию собственного и чужого и собственного опы­та. (Рудестам, с. 107)

Упражнение 1

Цель: стимуляция изучения самого себя, спо­собствование поведенческим изменениям, форми­рование способности отстаивать собственную точ­ку зрения (через выражение протеста и возраже­ния собеседнику).

Процедура: Члены группы стоят. Стулья рас­ставляются вдоль противоположных стен! Тренер зачитывает инструкцию.

Сейчас вам будет зачитаны мнения людей по поводу различных жизненных проблем. Те, кто согласен с этим мнением, сядьте на стулья у пра­вой стены, те, кто не согласен, - у левой стены. В центре не должно остаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: «со­гласен—не согласен». Далее зачитывается одно из нижеследующих мнений:

  • все недобрые поступки не остаются безнака­занными;
  • людям, которые лгут, трудно смотреть в гла­за других;
  • любого преступника можно освободить бла­годаря ловкой защите адвоката;
  • каждый человек должен следовать чувству до­лга и ответственности;
  • соблюдение законов является обязательным для всех;
  • если установленное правило не нравится, то его можно нарушить;
  • родителям можно простить все;
  • люди должны уважать права друг друга;
  • человека, который обманул, обязательно бу­дет мучить совесть.

После того как зачитывается суждение и учас­тники разделились на группы, начинается обсуж­дение. Тренер обращается к одной группе и про­сит каждого из ее членов обосновать свой выбор: объясните, пожалуйста, почему вы согласились именно с этой точкой зрения? Во время выска­зываний членов одной микрогруппы тренер должен находиться в нейтральной позиции, т.е. за­нять место с краю между группами и следить за тем, чтобы участники, имеющие противополож­ные мнения, не мешали говорить визави. Затем предоставляется слово членам второй микрогруп­пы. Потом снова первой: что вы можете возра­зить на аргументы своих оппонентов? И так про­должается до тех пор, пока четко не прояснится позиция членов обеих группировок.

В процессе обсуждения возможно изменение точек зрения кого-то из участников. Поэтому в конце обсуждения необходимо предоставить воз­можность, тем, кто этого желает, перейти в про­тивоположную группу.

В случае если вся группа заняла одну пози­цию, все равно нужно попросить каждого из участников обосновать свое решение. И лишь затем пе­реходить к оглашению следующего суждения из списка.

Следует отметить, что на одном занятии мож­но использовать не весь список, а лишь 3-4 суж­дения.

После выполнения упражнения проводится общее обсуждение по стандартной процедуры. Необходимое время: 30—40 минут.

Упражнение 2

Цель: прояснение внутренней позиций, фор­мирование навыков высказывания собственного мнения и принятия обратных связей, стимуляция поведенческих изменений.

Процедура: Члены группы стоят. Стулья рас­ставляются вдоль противоположных стен. Тренер знакомит участников с инструкцией.

Вы знаете что многовековой опыт людей со­средоточен в различных пословицах и поговор­ках. Сейчас вам будут зачитаны некоторые из них. Те, кто согласен с их содержанием сядьте на стулья у правой стены, те, кто не согласен, — у левой. В центре не должно оставаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: «со­гласен — не согласен». Далее зачитывается одна из нижеследующих пословиц:

Нет такого человека, чтобы век без греха;

всякая неправда — грех;

от судьбы не уйдешь;

риск — благородное дело;

денег наживешь — без нужды проживешь;

когда деньги говорят — тогда правда молчит;

и с умом воровать — беды не избежать;

раз украл -навек вором стал;

лучше десятерых виноватых простить, чем одного невиновного казнить;

кто сильнее, тот и правее;

с кем поведешься, от того и наберешься;

умная ложь лучше глупой правды;

прямой — что дурной;

сам признался, сам на себя и петлю надел;

ушел, так прав; попался, так виноват;

закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло.

После того как зачитывается пословица и участники разделились на группы — начинается обсуждение. Тренер обращается к одной из групп, просит объяснить, как они понимают эту посло­вицу, что она значит. После этого работа продол­жается по процедуре, указанной в упражнении 1.

Необходимое время: 30—40 минут.

Проективное рисование

Можно использовать в тех случаях, когда группа сопротивляется эмоциональному отреагированию, через вербализацию чувств.

Упражнение

Цель: восстановление позитивного эмоцио­нального состояния.

Материалы: листы белой бумаги, цветные ка­рандаши, фломастеры.

Процедура: Сядьте поудобней, расслабьтесь, сделайте 2—3 глубоких вдоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь и вспомните ваше любимое мес­то. Это самое безопасное место, где вы себя чув­ствуете уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки цвета, запахи, окружающие предметы. Несколько минут понаблюдайте за этим местом, побудьте некото­рое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли и чувства. Сделайте 2—3 глубоких вдо­ха и откройте глаза. Возьмите бумагу и цветные карандаши, постарайтесь нарисовать это место.

Теперь покажите картину своего безопасного места и расскажите о нем: где это, что там проис­ходило. Поделитесь с группой чувствами, кото­рые испытали тогда, когда мысленно находились в этом месте. О чем думали? Есть ли такое место сейчас. Чем оно похоже на то место, которое вы видели, чем отличается?

Необходимое время: 1-1,5 часа.

Ролевое проигрывание жизненных ситуаций

Банк жизненных ситуаций, разрешение ко­торых актуально для подростков, накапливается в процессе работы группы и обсуждения различ­ных проблем. Использование техники «ролевого обмена» в работе группы чрезвычайно важно для участников тренинга, т.к. не только позволяет «проиграть», расширить репертуар собственного опыта, но и познакомимться с различными моде­лями поведения, ассимилировать опыт других. Кроме того, участие в разыгрывании ситуаций предоставляет возможность членам группы моде­лировать, а, следовательно, модифицировать со­бственное поведение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Различные методологические и концептуаль­ные подходы к объяснению детской агрессивнос­ти не позволяют однозначно трактовать предпо­сылки возникновения этого феномена. Однако ста­новится ясно одно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причи­нами агрессивного поведения могут быть как пси­хологические (нарушения в мотивационной, эмо­циональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (де­зинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Вероятно, следует признать, что детская аг­рессивность появляется на свет вместе с рожде­нием ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизнен­но важных потребностей реализации «принципа удовольствия». В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней роди­телей и ближайших родственников ребенка, а поз­днее — успешности и скорости процессов поло-ролевой идентификации и социализации.

Важную роль в формировании агрессивнос­ти играет стиль семейного воспитания. Здесь зна­чимо все: от методов поощрения—наказания, сти­ля руководства ребенком, характера взаимодействия и конгруэнтности педагогических взглядов родителей до «непрожитых» детских проблем са­мих родителей, нетождественности семейных (вос­питательных) сценариев отца и матери и др.

Кроме всего прочего, существует масса по­бочных, ситуативных факторов, которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии в ребенке. К таким факторам можно от­нести присутствие других людей (в особенности значимых, референтных) и их оценка поступков ребенка, способности самого ребенка оценить и понять причины агрессии другого, гностические возможности ребенка и уровень развития его нрав­ственности.

Для исследования агрессивности применяют­ся те же группы методов, что и для других свойств личности: наблюдение, опросные и проективные методики. Часть методов является специализи­рованной, т.е. направлена на диагностику только агрессивности. Применяются и вспомогательные методики, выявляющие агрессивность наряду с це­лым комплексом других личностных свойств и психических состояний.

Для психологической коррекции детской аг­рессивности необходимо использование интегративного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. -Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребен-ка//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/Сб. науч. тр.- М., 1987.— С.67-80.

2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.-М., 1991.- С. 56.

3. Детский психолог/Под ред. Е.И.Рогова. -Вып.1. Ростов-на-Дону, 1992.- С. 5-20.

4. Калитиевская Е. Парадоксальная социомет­рия как метод позитивной дезинтеграции самоот­ношения.- Минск, 1995.- С. 88-91.

5. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте- М., 1978.-С. 111-112.

6. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из ви­дов психических состояний// Вопр. психологии, №6, 1967.- С. 118-129.

7. Лоренц К. Агрессия.- М., 1994.- С. 272.

8. Лукин С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга.- С-Пб., 1993.- 65 с.

9. Мартене Р. Социальная психология и спорт.-М., 1979.-С. 113.

10- Матова-Томова В.С, Пирьов Т.Д., Пенуш-лиева Р.Д. Психологическая реабилитация при на­рушениях поведения в детском возрасте. - София, 1981.- 190 с.

11. Мид М. Развитие ребенка.- М., 1968.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: