Медийные лица (Часть 1. Обаяние)




Г.

И аз воздам

Дорогие мои единомышленники! Сегодня я обращаюсь к вам, потому что хочу с вами поговорить о душе. Перекинуть мостик от разума к разуму в этой теме будет так трудно, что почти невозможно. Разговор о душе возможен только в том случае, если состоится разговор по душам. А еще сегодня мы с вами будем говорить о любви. Только не о любви человека к человеку, а о любви Бога к человеку.

А есть ли она эта любовь? Вопрос только на первый взгляд праздный. Потому что многим, а, может быть, и вам, как и Джорджу Карлину (комедийный актер) приходили в голову такие мысли: «Религия по сути убедила людей, что существует некий невидимый человек, который живет на небе и поминутно отслеживает каждое твое действие. А еще у этого человека есть список из десяти поступков, которые, по его разумению, ты не должен совершать ни в коем случае. А если ты все-таки совершишь один из десяти поступков, у него для тебя отведено специальное место, полное дыма и огня, пыток и мучений, куда он тебя отправит, чтобы ты страдал, горел в огне, задыхался, кричал и рыдал до конца времен… но, тем не менее, он тебя любит».

Верить ли в существование рая или ада, ваше дело. У меня нет дурных намерений кого-то переубедить. Но очевидно, что по мере развития человечества, вера в существование ада становится все менее популярна. Сейчас многие считают, что ад – это не более чем выдумка религиозных групп, которая помогала обратить людей в свою веру или заставить их держать себя в рамках цивилизованного поведения.

Но все же те, кто использует угрозу попадания в ад, чтобы запугать кого-то и заставить действовать человека в своих интересах, возможно, сами в первую очередь заслуживают попасть туда. Но не один человек уже замечал, что интересно было бы посмотреть, кого мы встретим в аду. Там явно должна оказаться не одна неординарная личность. Вы знаете, а я согласна с современным французским писателем Бернаром Вербером, что ад – это реинкарнация нашей души на Землю. Поистине наше земное существование раем не назовешь. Даже Иоганн Вольфганг Гете, прозванный современниками «великим олимпийцем» говорил о своей жизни так: «Меня всегда считали баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было, кроме тяжелого труда, и я могу сказать сейчас в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил себе в удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, который снова и снова скатывался, и нужно было снова тащить его наверх».

Скажите, ну как поверить, что тебя любит безусловной, безграничной любовью твой Небесный учитель – Ангел-хранитель, когда ты измучен физическими страданиями, обездолен нищетой, потерял надежду, убит предательством? Что же это за любовь такая?

Это любовь. Настоящая, подлинная любовь к тебе как к уважаемому человеку. Любовь Бога, обрекающая тебя на страдания, единственный способ дать тебе шанс. Шанс узнать себя и шанс выбрать путь. Страдания и только страдания позволят нам познать себя. Физические или душевные страдания научат меня состраданию или наоборот ожесточат сердце? Потери близких научат меня ценить то, что я имею? Искушения, соблазны что-то ухватить, что мне не принадлежит, будут сильнее меня или я смогу с ними справиться? И, наконец, научусь ли я благодарности, за то, что сумел сделать для меня в этой ситуации мой Ангел-хранитель или буду постоянно недовольна? Научились ли мы видеть помощь наших небесных учителей? Можем ли мы, перелистывая страницы своей жизни, сказать как Петр Мамонов, что Бог был с нами все время рядом? Или мы считаем, что недовольство это истинное призвание человека?

Чтобы проиллюстрировать последнее, я расскажу вам историю, нарисую картинку.

Марина Федоровна живет со своей престарелой родственницей, которая, конечно, доставляет ей неудобства. Марина Федоровна жалуется всем на свою жизнь с типичными причитаниями: за что мне все это? Ну, вы это слышали. Благодарности к своему Ангелу-хранителю она, конечно же, не испытывает. А давайте мы с вами сейчас «заберемся на небо» и оттуда посмотрим на ситуацию М.Ф. Может, мы с вами по-другому все это увидим? Итак: квартира родственницы уже является собственностью М.Ф. Также Марина Федоровна может проживать в этой квартире. Если бы у нее не было такой возможности, ей пришлось бы жить в однокомнатной квартире с сорокалетним сыном, у которого не сложилась личная жизнь, ему не везет с работой, да и в отношения деспотичной матери со взрослым сыном объективно заложены конфликты. М.Ф. может помогать сыну материально, получая свою очень небольшую пенсию, и пенсию более значительную своей родственницы. Вам не кажется, что Ангел-хранитель М.Ф. расстарался для нее, как только мог? Попробуйте, посмотрите на свою ситуацию не изнутри, а как бы с Небес, сверху? Подумайте, может быть, и в вашей ситуации ваш ангел максимально облегчил ваше состояние? Попробуем быть не капризными требовательными детьми (купи-купи, дай-дай), а понимающими, благодарными взрослыми?

Я хочу рассказать вам и другую историю. Моя близкая родственница ушла в иной мир в пасхальную неделю. Говорят, что в эти трагичные, но и светлые дни Господь призывает к себе особых, избранных. Смерть моей родственницы была легкой, легочная тромбоэмболия во сне, без боли и стона. А вот жизнь у нее была трудной, работа тяжелой. Ее с тремя совсем крошечными детьми-погодками оставил муж, сбежал от трудностей. Вы скажете, что такое случается нередко. Согласна. Но вот отношение моей родственницы к жизни было редким. Я знаю ее с детства и, трудно, почти невозможно в это поверить, но она никогда не жаловалась на свою жизнь. Никогда не проклинала своего беспутного мужа, и, что самое удивительное, никому не завидовала. Любила не только своих детей, но и родственников. Было у нее множество подружек. В квартире много цветов, плохое здоровье и удивительное трудолюбие. А еще поразительная щедрость. Особенно это трогательно, потому что была она человеком небогатым, и понадеяться-то ей было не на кого. История ее жизни и смерти показали мне, что не сами трудности, тяготы жизни формируют человека, а отношение к этим тяготам. Каждому крест по силам, да только кто как несет этот крест. Очень многие с такими стонами и даже проклятьями, с такой завистью и ожесточением против других людей и даже самого Бога, что становится ясно, что свой шанс на рост использовать они не сумели.

Ну а нам с вами, дорогие единомышленники, полезно было бы задуматься о своей душе, чтобы потом «там», на том «Свете» во время «ревизии» своей земной жизни перед лицом Бога, нам не пришлось бы с ужасом понять, что мы сами были для себя наихудшими врагами, потому что оставили неиспользованными возможности для роста. Поздно будет, когда мы с вами поймем, что во время ударов судьбы, которые мы привыкли рассматривать как наказание, речь шла о бесчисленных возможностях роста, роста в понимании, в любви, в сострадании. И как бы нам потом не пожалеть, что вместо того, чтобы использовать данные нам шансы, мы с вами с каждым разом все дальше и дальше уходили в ожесточение, в ярость и негатив.

Но согласитесь, что думать о своей душе можно только в том случае, если вы знаете, что ваша душа у вас есть и она бессмертна. Не знаю, как вы, а я почему-то была всегда уверена, что не умру. Тело мое придет в негодность и пусть его сожгут, но я не умру! Я останусь. Верила ли я в Бога? Я раньше даже не думала об этом. Как-то совершенно независимо от Бога, я точно знала, что то, что живет внутри меня никогда не умрет. И вот представляете мое состояние: я чувствую свое бессмертие, но как это доказать? Как вообще можно было об этом говорить в наши времена агностиков и атеистов? Да и сейчас немногое изменилось. Все дружно потянулись в разные религиозные конфессии, усердно молятся, соблюдают посты, ходят в «церкву», но при этом редко кто твердо уверен в бессмертии своей души! Верят в Бога, соблюдают всякие церемониалы, по-моему, больше от страха и на всякий случай, а вдруг ТАМ действительно что-то есть? И ОНО ТАМ за плохое поведение накажет. Меня очень удивило, когда я прочитала, что оказывается во все времена, мало кто из людей искренне верующих в Бога, верил и в то, что его душа бессмертна. И вот представляете мое состояние: я точно знаю, чувствую свою бессмертность, неуничтожимость, а на что при этом моим ощущениям опереться? Может быть, у кого-то из вас тоже есть внутренняя уверенность в собственном бессмертии? Тогда нам с вами помогут обрести почву под ногами факты, которые собирали ученые, вначале, как и все ученые, скептически настроенные к таким фактам. Для нас с вами их изначальный скепсис необходимый плюс.

Беспристрастные ученые собирали по всему миру воспоминания людей, которые после клинической смерти были возвращены к жизни. В результате их самоотверженного труда таких фактов сейчас представлено более 20 000. И в наше время две трети ученых и три четверти врачей убеждены в существовании жизни на том свете. Скептики и разоблачители постоянно требуют доказательств существования души после смерти тела. Но с другой стороны обратного пока тоже никому не удалось доказать. Юрист, доктор Виктор Заммит в своей книге «Адвокат представляет дело о загробной жизни – неопровержимые объективные доказательства» приводит научное обоснование теории о том, что душа продолжает жить после физической смерти тела. И он бросает вызов скептикам: на его сайте предлагается спонсированный приз в миллион долларов тому, кто сможет доказать, что загробной жизни не существует. Приз был предложен в 2000 году, но до сегодняшнего дня его никто не получил.

Что же нас ждет там, за пределами нашего земного существования? Кто-нибудь может нам об этом сообщить? Вроде есть такие люди, которые вызывают у ученых доверие. Мы с вами может доверять этим свидетельствам, если в нашем опыте что-то подобное было, но можем и не доверять. Но познакомиться-то с ними можем?

По рассказам людей, прошедших через околосмертные переживания, людей, совершивших астральные путешествия, по свидетельству медиумов, входивших в контакт с усопшими, от Сведенборга нас там за «горизонтом» ждет жизнь, похожая на эту. «Очевидцы» и «свидетели» уверяют нас, что существует несколько мест обитания для души, которые сильно напоминают землю, но с приятными и обнадеживающими нас отличиями. Внешний облик этих мест (планет и звезд, городов, деревень) может существенно различаться. Но у всех у них одна общая черта – там нет боли, депрессии, голода и злости.

А еще там нет времени, а потому появляется возможность говорить о вечности. И если время исчезает, что трудно представить, то пространство, наоборот, приобретает дополнительные измерения, что представить и вовсе невозможно.

Что же мы там будем делать вне времени и в таком замысловатом пространстве? А, скорее всего, продолжать тоже, что начали на Земле. Учиться любви, себя и мир познавать. Сведенборг, правда, еще обещает и насыщение мудростью Божественной. Хорошо бы!

Могу порадовать вас и тем, что по свидетельству тех, кто там был и тех, кто «разговаривал» с жителями иных миров, наше астральное тело пребывает ТАМ в возрасте двадцати лет, в наикрасивейшем состоянии, без всяких присущих нам земных дефектов, и (ура!) без проблем лишнего веса.

Сведенборг предложил нам свою концепцию загробной жизни в 18 веке. Наши современники, искренне заинтересованные в том «как у них там и что там», убеждают нас, что Земля наша – это школа. Тот, кто сумел успешно ее закончить улетает на другие планеты. «Двоечник» же остается на второй год, - т.е. реинкарнация, возвращение на Землю. Грустно, но справедливо отметить, что по этой теории мы с вами экзамен не выдержали.

Вас может быть удивит, а может, и разозлит моя ироничная манера подачи вроде бы такого серьезного материала. Но без иронии мне никак не обойтись, потому что я, как и вы, толком не знаю, что правда, а что вымысел. Но я, как и вы, обязательно об этом буду знать. Подождем?

Но как же человек на тот «свет» попадает, каким транспортом? Можно я предложу вам для рассмотрения путь, который обозначила доктор медицины Элизабет Кюблер-Росс? Я ей очень доверяю. Знаете, есть книги, в которых в каждой фразе мысль. Я люблю такие книги и с удовольствием даю их почитать. С книгой доктора Росс я не могу расстаться, потому что у нее в каждой фразе – свет. А еще у нее такой же Бог, как и у меня. Разумный, а потому милосердный.

Доктор Росс обобщив свидетельства 20 000 человек, имевших околосмертные переживания вот, вот что имеет нам сообщить.

Как только наше тело из-за самоубийства, убийства, инфаркта или хронической болезни, неважно из-за чего, непоправимо повреждается, наша душа освобождается.

Вне тела мы с вами существуем на уровне психической энергии. Как только ваша душа вышла из тела, вы с удивлением обнаруживаете, что «видите» все происходящее вокруг. Но смотрите вы не своим земным зрением, а при помощи нового восприятия. «Видят» даже люди слепые.

На этой ступени каждый из нас имеет астральное тело, очень похожее на наше тело физическое, только более совершенное. Человек вновь становится полноценным. Слепые видят, глухонемые слышат и говорят, те, кто потерял способность двигаться, вновь ее обретают. Дети, потерявшие волосы вследствие лечения онкологии, радуются, что вновь обрели свои кудри. И так далее.

По свидетельству людей, переживших клиническую смерть и вернувшихся обратно, ни один человек не может умереть в одиночестве. Его встречают его близкие, которые ушли из этой жизни раньше. Также каждого человека встречает тот, кого маленькие дети, пережившие подобный опыт называют «невидимыми друзьями». Каждый человек, верит он в это или нет, от рождения до смерти сопровождается духовными сущностями. Можно, наверное, говорить об ангелах – хранителях. Мы представляем ангелов обязательно с крыльями. Но дети, которые встречались с этими духовными существами, никаких таких крыльев у них заметить не могли.

Когда вы обретаете вновь возрожденное тело и встречаете своих любимых, то понимаете, что смерть – это только переход к новой жизни. Фаза перехода может быть для вас тоннелем, перевалом, рекой, лугом, - чем-то, что нужно перейти, границей, которую нужно пересечь.

Как только вы проходите насквозь тоннель или пересекаете перевал, в его конце вам навстречу сияет свет. И этот свет белее белого и необыкновенно светел. По мере приближения к нему вы наполняетесь огромной, неописуемой, безусловной любовью, которую вы не могли себе даже представить. Все, кто пережил это, говорят, что нет в языке слов, чтобы рассказать о такой любви. И в этом сиянии вы ощутите только понимания и никакого осуждения.

В этом свете, в присутствии Бога, Христа или другой значимой для вас духовной сущности, вы должны просмотреть свою жизнь от самого первого дня до последнего. Вы понимаете, какие последствия имели ваши поступки, ваши мысли и ваши чувства. Доктор Росс предупреждает, что во время «ревизии» нашей жизни не стоит предъявлять претензии Богу. Бог дал нам волю, право выбора. И это только наша ответственность, кем мы сами себе в этой жизни были – другом или врагом. Использовали ли шанс развития или нет.

Я так красиво о том «свете» написала, что у кого-то может возникнуть шальная мысль, послать на хрен всю эту хреновую земную жизнь, выпрыгнуть из своего бренного тела, да и улететь к звездам. Если мы на это безрассудное действо решимся, то огребем на свою голову столько, что мало не покажется. Так что давайте будем жить-поживать, добра наживать (не барахла, а добра к людям, к миру). А пробьет наш час, не беспокойтесь за нами придут.

Но я надеюсь, что я писала не зря. Может быть, кого-то покинет страх смерти. А ведь известно, что кто не боится смерти, тот не боится жизни. А потому – да здравствует жизнь!

ГБ

 

Г.

Медийные лица (Часть 1. Обаяние)

Дорогие читатели, а давайте мы с вами поговорим о лицах медийных, о тех, кого мы постоянно видим на телеэкранах. С какой благой целью? Ну, как вы понимаете, не для того, чтобы высказать свою точку зрения. И не для того, чтобы оценить профессиональные высоты ведущих. Нам это зачем? Но мы с вами хоть и находимся друг от друга на большом расстоянии, но смотрим одни и те же передачи, видим, так сказать, общие «говорящие головы». И хотим мы того или нет, но они входят в наш дом, в нашу жизнь и начинают восприниматься, как живые, знакомые нам, а иногда даже близкие люди. И как бы вы отнеслись к тому, чтобы использовать эти «лица» в качестве учебного пособия? Чему мы можем у них поучиться? Многому, но сегодня я обозначу две задачи: давайте, во-первых, поучимся у журналистов брать интервью. Вы скажете, что вам это умение и вовсе не нужно. Как бы не так! Мы вынуждены это делать по несколько раз в день! Когда приходят из школы наши сын-дочь-внук-внучка разве мы не интервьюируем их? А как тщательно мы подбираем вопросы, расставляем ловушки мужу, который был всю ночь на «заседании»? На работе с коллегами сплошные интервью, с подругами и друзьями – встречи. Очень похожие на встречи профессиональных журналистов и телеведущих с интересными людьми. Я полагаю, стоит у них поучиться.

Чтобы встреча состоялась, чтобы проникнуть человеку в душу, чтобы разговор наш не превратился в перемалывание пустоты, чтобы возникла искренность, - необходимо даже самого близкого нам человека расположить к себе. Вообще-то вы, наверное, знаете, что умение расположить к себе человека называется обаянием.

Я «покопалась» в банке телеведущих и таки нашла человека с ярко выраженным нужным нам качеством. Это журналист - ведущий программы «Сделано в СССР» Владимир Глазунов. Вот мы на нем и поучимся, при этом обещаем не причинить ему никакого вреда.

Что же такое это неуловимое обаяние? Где бы научиться этому умению расположить к себе человека? Вот только умение ли это? Может быть это все-таки больше природный дар или воспитание? Не знаю. Но полагаю, что даже если мы с вами в общении и не научимся «танцевать» так, как выпускники Вагановского, но научиться пластично двигаться у нас все-таки есть шанс. Так же как пластика движений определяется гибкостью тела, также и обаяние - это гибкость души. Давайте мы с вами поучимся у Глазунова располагать к себе человека, создавать такие условия, при которых нам не нужен будет скальпель, чтобы «вскрыть» душу человека, побудить его к искренности.

Я просмотрела несколько встреч журналиста с разными деятелями искусства и науки. А еще я смотрела в глаза Глазунова. Усталые глаза под набрякшими веками. Но в этих глазах хочется остаться навсегда. Потому что под этим взглядом ты чувствуешь себя спокойно, расковано, а главное не судимо. Может быть вы, как и я смотрели интервью журналиста с Людмилой Гурченко. У Людмилы Марковны израненная душа. Как любой израненный человек, также как раненный зверек, она осторожна. А вот с Владимиром Глазуновым она чувствовала себя легко и свободно. Как человек умный и проницательный, Людмила Марковна в словах выразила то, что и я хотела бы выразить: «Володя, спасибо за то, что вы меня так ПРИНЯЛИ. С вами я становлюсь более легкой, умной, красивой». Причем вот что примечательно, что Глазунов человек не экзальтированный, во время интервью не умирает от восторга, не говорит высокопарных комплиментов, чем грешат многие наши журналисты. Некоторые в своих восторгах, панегириках доходят просто до кликушества. Владимир Глазунов спокойный, усталый. Вроде бы ничего такого сверхъестественного не делает, тогда почему человеку с ним легко и просторно?

Ответим на первое почему, и обозначим первую и самую важную составляющую обаяния. Владимир Глазунов во время встречи то ли совсем забывает, то ли очень мало думает о себе. Он так поглощен своим собеседником, что тот на этот час чувствует себя самым важным в жизни Глазунова, единственным и неповторимым. Включенность в собеседника основная составляющая обаяния. Ничего и никого в мире нет для вас на этот час, кроме этого человека. И вы в этот момент его искренне любите. Да, вы знаете его недостатки, но это только разум, а на уровне чувств вы принимаете его таким, какой он есть. И он это чувствует. Это очень верно отразила в словах и Гурченко: «Вы меня так приняли».

Это, знаете ли, не так легко принять другого, чужого, инакомыслящего. Но самое великое (не большое, а великое) искусство общения – это общение на уровне чувств. Когда за словами, за которыми мы привыкли скорее прятать наши чувства, нежели выражать их, талантливый «людовед» услышит, разглядит, поймет наши чувства. Это умение так важно в жизни, в нашей личной жизни, что как бы высоко я его не оценила, мне его не переоценить. Но выгодно ли нам общаться со своими близкими на уровне чувств?

Маргарита Борисовна работает преподавателем в вузе. Она никогда не торопится домой, что странно, потому что дома у нее муж и двое детей-школьников. Маргарита Борисовна любит учиться и не пропускает ни одного семинара, лекции, любого мероприятия. Вообще Рита человек общительный и если у нее будет выбор идти домой и там что-то делать (что, признаемся, делать ей не нравится) или провести время с подругой, то она выберет последнее. Рита мне жалуется, что муж к ней придирается по пустякам: вазочка не там стоит, салат без зеленого горошка, у сына часто нет чистых трусиков. Маргарита на мужа злится, ну как он не понимает, - говорит она, - что у меня просто не хватает времени? Скандалы у них регулярные, в них проигрывает муж. Почему? И что на самом деле у него вызывает раздражение? Ведь, в конце концов, Рита права – вазочку он и сам мог бы переставить, трусики сыну постирать, в чем проблема, почему такое, как кажется Маргарите Борисовне, неадекватное раздражение?

Потому что на уровне слов Маргарита Борисовна всегда выиграет, а чувства своего мужа ей понимать и признавать невыгодно. Потому что на уровне чувств мы увидим с вами совсем другую картину. Современному мужчине трудно признаться в том, что ему жизненно необходимо приходить в дом, согретый женским теплом. Это инстинктивное неосознанное желание мужчины с первобытных времен – придти в теплую пещеру, где тебя ждет теплая жена с теплыми тапками и горячим ужином. Мужчине нужен дом, согретый любовью женщины к этому дому. Но как может сказать об этом современный мужчина современной эмансипированной женщине? Разве ей выгодно это понимать? Таких женщин в моем окружении много, они умны, привлекательны, одна из них очень точно определила свою позицию. Она сказала мужу: я такая «бегучая». Это определение мне понравилось, и я выделила категорию современных женщин – «бегучие». От дома «бегучие».

Сколько таких примеров я могу вам привести, сколько таких картинок нарисовать! Как перейти с уровня «общения слов» на уровень «общения чувств»? За частоколом слов разобрать истинные чувства. Как трудно бывает распознать чувства страха, растерянности, неуверенности в себе за злыми, дерзкими словами подростка. Понять чувства другого человека, пусть и очень близкого нам, прямо скажем наитруднейшее занятие. Было бы легче жить и нам и нашим близким, если бы они нам доверяли свои чувства. А вот для этого важного дела нам с вами и понадобится обаяние, умение расположить к себе.

Давайте опять присмотримся к выбранному мною медийному лицу, попробуем раскрыть его секреты.

Отметим особенность обаятельного человека, которая в глаза не бросается: он владеет магией общения на уровне души, при этом в общении исчезает возраст тела. И Владимир Глазунов всем своим интервьюированным ровесник. Возьмем этот прием себе, он нам очень пригодится. Забыть о возрасте, выровнять позиции не только роста, но и возраста. Это ведь разумно и справедливо. И, правда, каким образом, по какому блату я приобрела право смотреть сверху вниз на человека, который по паспорту младше меня? Он по возрасту тела меня младше, а по возрасту души? Кто из нас точно знает, что мы живем только один раз, и кто сумеет это неопровержимо доказать? Может быть, душа пятилетнего ребенка старше и мудрее моей? Не знаю, задавался ли такими сакраментальными вопросами Глазунов, но общение у него построено на вневозрастном принципе. Возьмем это на вооружение, и когда захотим по душам поговорить со своим пятилетним сыном, усядемся вместе с ним на ковер, выровняем уровень глаз, и забудем, о том, сколько нам паспортных лет.

Я выбрала из всех медийных лиц журналиста, работающего на телеканале, доступном не всем. Может быть, стоит присмотреться к признанным мэтрам основных телеканалов?

И конечно здесь первый среди равных - Владимир Владимирович Познер. Если бы мне пришлось идти к нему на встречу, то шла бы я на дрожащих паучьих ножках. Потому что взгляд у Владимира Владимировича судьи. И я бы боялась сказать что-то не то и не так, старалась бы угодить, где надо хихикнуть. Мэтр Владимир Владимирович не выравнивает позиции с теми людьми, с которыми встречается. Он умный, он главный, он знает, что правильно, а что нет. И почувствовать себя с ним легкой, умной не получится. Владимир Владимирович любит свою семью, своих друзей, и вы для него не будете даже на час человеком единственным и неповторимым. Граница его души будет на замке. А еще будут рамки. А ведь мы с вами живые люди, а не фотографии и нам в рамках тесно.

Давайте присмотримся к манере проводить встречи у мэтра. Боже упаси критиковать его; мы ведь с вами ученики и учимся, всегда помним, что человек человеку учитель. У мэтра душа на замке. Такое может случиться и с нами. Мы не почувствуем душой, что у другого человека настроение исповедальное, и может быть как Познер загоним юмористов Жванецкого и Урганта в их привычную роль, пусть шутят раз они шутники. Разве с нами такого не случалось? Наверняка каждый сможет вспомнить случаи, когда ему хотелось рассказать что-то сокровенное другому человеку, поделиться, но что-то нам мешало, и слова замирали на губах.

Согласитесь, гораздо труднее нам вспомнить случаи, когда мы своим недостаточным вниманием блокировали откровенность близкого нам. Как важно в общении почувствовать готовность человека к откровенности! Американцы, уловив эту готовность, задают типично американский вопрос: «Вы хотите об этом поговорить?» Попробуйте этот прием у нас, и вы поймете, как с его помощью вы сможете далеко отшвырнуть от себя человека. Таинственная русская душа требует более деликатного подхода, и чтобы душа с душою говорила, надо свою душу держать нараспашку. Быть готовым к разговору по душам. И в разговоре пойти с человеком на глубину, а не барахтаться на поверхности светского общения. Жаль, конечно, что мэтру нашей журналистики не удалось услышать от своих гостей и нас порадовать глубокими содержательными высказываниями, но это легко пережить. Труднее пережить, если мы с вами не сумеем услышать голос души близкого нам человека за привычной маской привычной роли.

Зачем я все это пишу про В.В.Познера? Да потому, что очень многие люди идут таким путем. Они совершенствуют себя и в этом совершенстве дорога у них только на Олимп. Не встречала обитателей Олимпа, которые своим теплом согрели бы души простых смертных.

Наверное, вы, как и я читали интервью журналистов с интересными людьми, смотрели такие передачи. Может быть, вы даже видели интервью Путина Лари Кингу. Не посещая занятий на факультете журналистики, я понимаю, что журналистов учат составлять сценарий интервью, заранее подбирать вопросы, учат «вести» клиента. Почему мы так уверены, что у американцев все лучше? Почему мы забываем о нашей русской душевности, которая так ценится и так поражает иностранцев? И без которой невозможно общение с близкими. А мне ведь приходилось наблюдать разговор родителей с детьми по сценарию знаменитого, именитого Кинга. Обратите внимание, как жесткая заданность вопросов Лари Кинга делает интервью разорванным, интервьюируемый чувствует себя как на экзамене, и вряд ли можно надеяться при таком жестком структурировании процедуры, что журналисту удастся добиться искренности от своего визави. Может ему искренность и не нужна, ему главное подловить, застать человека врасплох, но он ведь чужак и он американец. А нам с вами нужна душевность и искренность.

Поэтому мне и хотелось бы, чтобы вы присмотрелись к душевному Владимиру Глазунову. Мне жаль, что его природный дар, явно полученный не в университете, не сможет стать опытом полезным для других ведущих, для других журналистов.

Но нам-то с вами не зазорно поучиться у Глазунова? Обратите внимание вот на что: американский журналист ведет за собой клиента, иногда тащит, а Глазунов вроде клиентом ведется. Вроде бы он находится в «фарватере». Стиль его деятельности психологичен. Психолог также на взгляд поверхностный следует за клиентом. Но это только поверхностное впечатление, что респондент журналиста Глазунова «плывет» в своей беседе, куда ему хочется. На самом деле настоящий специалист видит маяк, знает цель, и направляет «корабль» беседы в нужное русло. Как и психолог, Глазунов является «шеей», которая незаметно для «головы» таки повернет ее в нужную сторону в нужное время.

Более выпукло это умение быть шеей и «вертеть головами» демонстрирует ведущий программы «Тем временем» на канале «Культура» Александр Архангельский.

Архангельский – капитан корабля, на котором собираются в лучшем случае интеллигентные оппоненты, но бывает и так, что наносная интеллигентность испаряется и оппоненты превращаются в противников. И тогда берегись тот, кто смеет иметь другую точку зрения!

Вообще у нас в России самое тяжкое преступление, - это иметь свое мнение. У нас есть такая традиция: отстаивать свою точку зрения. Согласитесь, не очень разумное действо. Вашу точку зрения отнять никто не может, да и потом ваша точка зрения она не почка и не печень и никому она не нужна. Людей, которые стремились бы завладеть моей точкой зрения, я в своей жизни не встречала, но люди, которые пытаются навязать свою, встречаются на каждом углу. И Александр Архангельский сводит их вместе. Его работа как игра в футбол на минном поле. Если у вас будет на то время посмотрите «Тем временем». Вы увидите английского лорда, джентльмена, который умеет видеть и принимать собеседника, а не его корявую точку зрения. Многим ведущим различного рода поединков функция арбитра не по силам. На всех наших главных каналах в большой фаворе ведущие, которые виртуозно умеют поднять гниль со дна души человеческой, продемонстрировать модель поведения люмпен-пролетариата. И все это оправдывается рейтингом. Наши руководители государства, которые должны были бы быть радетелями и родителями общества на такие пустяковые вещи как менталитет внимания не обращают. А потому и формируются модели поведения, когда самый высший пилотаж в дискуссии, - чтобы последнее слово осталось за тобой, чтобы уметь переспорить, а если не удастся, то и перекричать. В нашем государстве находятся деньги на многое, но нет средств материальных, для того чтобы формировать духовное. Горько это, господа, и часто очень стыдно.

Но от горького мне хотелось перейти, вы ожидаете, что скажу к сладкому. Нет, к радостному. К передаче «Модный приговор». Жаль, что она не вписывается в прайм-тайм. Передача эта не об одежде и не о моде. Это программа о человеке. Ведущие этой программы (судья, прокурор и защитник) заняты не столько подбором одежды для тела, сколько высвобождением индивидуальности души, которая была погребена под ворохом шелухи одежды. И судье и прокурору можно выдавать красный диплом психолога. Я сама впервые посмотрела эту передачу, только когда села за статью. И меня эта передача порадовала и утешила. В отличие от многочисленных ток-шоу, в которых принимают участие профессиональные психологи, где работа психологов может быть блещет хорошим анализом и даже конкретными рекомендациями. Но, к сожалению, ни один психолог не озаботился тем, чтобы утешить, согреть живого человека, поднять его самооценку. Жаль. Вот поэтому меня так радует «Модный приговор». В передаче судья, и внешне очень строгий (а в душе необыкновенно нежный) прокурор человека поднимают, согревают, воодушевляют. Женщины и мужчины уходят с подиума, поверив в свои силы, открыв в себе и не испугавшись своей индивидуальности. «Модный приговор» работает на самое главное в нашей жизни – на принятие себя, как уникального и неповторимого существа. Нам бы всем стоило поучиться конкретности, адресности и, ошеломившей меня, неповторяемости комплиментов судьи и прокурора. Еще хочу обратить ваше внимание на то, как бережно относятся ведущие этой передачи к юмору. Гости этой передачи в первоначальном своем виде могут представлять для острослова обширный материал для веселых и злых шуточек. Но этого в передаче вы не услышите.

Мы с вами ценим юмор и часто в брачных объявлениях американок и американцев присутствует пожелание, чтобы у партнера было чувство юмора, и наши «искатели» своих половинок тоже совсем не против юмора. Хорошо, когда юмор добрый, и мы умеем посмеяться вместе с человеком, а не над человеком.

Как же нам понять, что за человек перед нами и единственный ли способ понять другого, это съесть с ним пуд соли? Может, есть другие, менее травматичные способы? И психология нам поможет. В начале своего разговора с вами я обмолвилась о том, что в наблюдении за медийными лицами мы с вами будем реализовывать две цели. О первой мы немного поговорили. Какие-то вехи на пути к душе другого человека мы с вами наметили. А в следующий раз мы с вами будем подмечать те неосознанные проговорки, оговорки, жесты позы, которые позволят нам лучше узнать человека и, конечно, его понять. Может быть эти «уроки» научат нас лучше разбираться в людях, и не придется впихивать в себя такое количество соли?

До связи. ГБ.

 

Г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: