Принципы построения авторской программы
§ научность, систематичность и последовательность.
§ преемственность в изучении материалов.
§ взаимосвязь между учебными предметами.
§ соответствие учебного материала возрастным и психофизическим особенностям учащихся.
§ соответствие учебно-методическом и материально-техническому обеспечению.
Структура авторской программы:
1. Титульный лист (образец 1).
2. Лист экспертизы (образец 2).
3. Две рецензии (теоретика и практика).
4. Пояснительная записка (образец 3).
5. Тематическое планирование (образец 4).
6. Содержание учебного материала с требованиями к знаниям учащихся (образец 4).
7. Список использованной литературы.
8. Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
9. Учебно-методическое обеспечение.
В пояснительной записке должно быть:
- информация, по какому предмету, для каких классов (возрастная категория), о количестве часов, для каких типов учебных заведений, каких профилей (если есть) разработана предоставленая авторская программа;
- актуальность, новизна, краткое обоснование необходимости нововведений;
- формулируются цели и задачи обучения курса;
- дается краткая характеристика структуры и отдельных компонентов программы, перечень содержательных линий курса, внутренних и межпредметных связей, сочетание классных и внеклассных занятий, особенности организации;
- методические рекомендации по реализации данной программы;
- система проверки результативности изучения курса учениками (для курсов по выбору оценивание проводится по 5-ти бальной шкале, критерии предоставляются в приложении).
Раздел программы "Содержание учебного материала" содержит дидактически обоснованную систему знаний, умений и навыков, отобранных из одной или нескольких областей науки, техники, искусства, производственной деятельности человека, которая должна быть реализована при изучении данного учебного предмета на отдельных ступенях обучения, в частности в начальной, основной и старшей школе.
|
Структура и логика изложения содержания материала должна учитывать цели и задачи изучения курса, психолого-педагогические требования к систематичности и последовательности его изучения в общеобразовательном учебном заведении, посильности и доступности его ученикам разных возрастных групп.
Раздел программы "Требования к уровню и качеству усвоения учебного материала" содержит четко сформулированное описание требований к уровню и качеству усвоения содержания обучения, сформированности способов деятельности по данному учебному предмету.
Возможные приложения: тематика рефератов, творческих или курсовых работ, проектов, экскурсий; словарь (тезаурус); вопрос для самостоятельной работы, собеседований, зачете; разработки уроков и материалы к ним и т.д.
Научно-методическая экспертиза авторской учебной программы:
Авторские программы и пособия должны всесторонне обсуждаться участниками методического объединения школы и утверждаться в педагогическом коллективе учебного заведения. Затем они подлежат предварительной научно-методической экспертизе в методических кабинетах (центрах) городов, районов, а дальше на кафедрах и отделах областного института последипломного педагогического образования и утверждаются МОН ДНР.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Учебная программа по внешкольному образованию (далее - программа) - это нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, объем, порядок, способы организации учебно-воспитательной деятельности и требования к ее результатам.
Учебные программы по внешкольному образованию разрабатываются
При разработке программы должны быть учтены уровни, по которым классифицируются творческие объединения внешкольных учебных заведений в соответствии с пунктом __ статьи «Об образовании».
Учебная программа по внешкольному образованию должна состоять из таких структурных элементов:
- пояснительная записка,
- учебно-тематический план,
- содержание программы,
- прогнозируемый результат,
- ориентировочный перечень оборудования (при необходимости),
- литература,
- приложения (при необходимости).
Название программы должно отражать содержание деятельности творческого объединения, организационную форму творческого объединения и направление внешкольного образования (в соответствии с Законом Украины «О внешкольном образовании»).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе содержит такую информацию:
- актуальность учебной программы, обоснование необходимости создания программы, ее новизна, оригинальность;
- направление внешкольного образования и организационная форма творческого объединения (согласно Закону Украины «О внешкольном образовании»), в которых реализуется учебная программа;
|
- возраст воспитанников, на которых рассчитана учебная программа;
- ссылки на учебные программы, на основе которых разработана программа или внесены изменения, дополнения, и обоснование этих изменений (при необходимости);
- цель и задачи учебной программы;
- уровни, срок обучения, количество часов в год / неделю;
- особенности построения учебной программы (при необходимости);
- общая характеристика учебно-воспитательного процесса, рекомендуемые методы, формы, средства обучения и контроля за достижениями воспитанников, ресурсное обеспечение.
Особое внимание следует обратить на определение целей и задач программы, которая должна обеспечивать обучение, воспитание, развитие и социализацию детей и молодежи.
Цель - это идеальное предсказание конечных результатов учебной деятельности, на достижение которых направлена учебная программа. Формулируется цель одним предложением, в котором даются ответы на следующие вопросы: Что мы делаем? Для кого мы это делаем? Как мы это делаем? Корректно сформулированная цель начинается с отглагольного существительного (формирование, содействие, создание и др.). Задача программы конкретизируют цель, определяют пути ее достижения. Задачи могут быть учебными (вооружение учащихся научными знаниями, специальными и обще учебными умениями и др.), Воспитательными (формирование мировоззрения, морали, эстетической культуры и др.), Развивающими (развитие речи, мышления, памяти, творческих способностей, двигательной и сенсорной систем и др.). Корректно сформулированные задачи начинаются с глагола неопределенной формы (научить, развить, усовершенствовать, определить, воспитать, углубить, систематизировать и др.).
Например:
Целью учебной программы является создание условий для творческого развития детей средствами соломоплетения.
Задачи учебной программы:
- ознакомить с украинскими народными ремеслами и промыслами, традициями искусства соломоплетения;
- научить владению техникой соломоплетения, плетение из природных материалов;
- воспитать бережное отношение и уважение к народным традициям;
- воспитать культуру труда;
- развить художественный вкус, творческое воображение, фантазию, выработать индивидуальный стиль работы;
- развить положительные качества личности: трудолюбие, настойчивость в достижении цели, ответственность за результат своей деятельности;
- способствовать самореализации ребенка в социуме средствами искусства;
- способствовать профессиональному самоопределению.
Цель и задачи учебной программы могут быть сформулированы с учетом компетентностного подхода, например:
Целью учебной программы является формирование ключевых компетентностей личности средствами классического танца.
Основные задачи заключаются в формировании таких компетенций:
- познавательной - обеспечивает ознакомление с понятиями и знаниями, касающиеся современного танца как одного из видов хореографического искусства;
- практической - способствует овладению навыками классического танца, методикой выполнения упражнений и основных элементов классического танца;
- творческой - обеспечивает формирование творческих способностей воспитанников в процессе овладения хореографическим искусством, развитие эстетических чувств, и вкусов;
- социальной - способствует воспитанию бережного отношения к достижениям мировой и отечественной культуры, духовных и материальных ценностей родного края, народных традиций; самореализации личности в социуме; профессиональному самоопределению.
Варианты формулировок, которые могут быть использованы в пояснительной записке, приведены в образце 3.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН имеет вид таблицы, отражает разделы, темы и определяет соотношение учебного времени, которое отводится на усвоение теоретического материала и его практическое обработки (образец 4). Общее количество часов для практических занятий, как правило, должно быть больше, чем для теоретических. При формулировке названий разделов / тем следует использовать предложение телеграфной стиля, не допускается использование сложных конструкций и фраз, которые могут иметь неоднозначное толкование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ структурируется по разделам и темам в соответствии с учебно-тематического плана.
Содержание учебной программы должно отвечать следующим требованиям:
- соответствие современному уровню развития общества и науки;
- направленность учебного материала на развитие познавательных и творческих способностей воспитанников, обеспечение систематической работы с одаренной и талантливой молодежью;
- научность и достаточность теоретических объяснений, корректность и целесообразность введения научных понятий и терминов;
- практическая направленность учебного материала;
- соответствие объема учебного материала нормам нагрузки и количества учебных часов;
- соответствие учебного материала возрастным особенностям воспитанников (учеников, слушателей) и уровню их подготовки;
- преемственность в усвоении знаний, умений и навыков, полученных воспитанниками (учениками, слушателями) в предыдущие годы обучения;
- использование и углубление знаний, полученных воспитанниками (учениками, слушателями) в дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведениях.
Учебная программа может быть построена линейным, концентрическим или блочным способами:
- при линейном способе учебный материал реализуется систематически и последовательно с постепенным усложнением, по восходящей линии, при этом новый учебный материал излагается на основе уже изученного и в тесной взаимосвязи с ним;
- концентрический способ допускает повторное изучение отдельных разделов и тем как на одном, так и на разных уровнях обучения с расширением и углублением содержания учебного материала;
- блочный способ предусматривает распределение учебного материала на самостоятельные структурные единицы - блоки, дает возможность замены одного содержательного блока (раздела или темы) другим в зависимости от имеющихся условий и потребностей воспитанников.
При разработке программ возможно сочетание элементов разных способов построения (блочного и концентрического, линейного и концентрического и т.д.).
При построении учебных программ на основе компетентностного подхода необходимо провести его через все разделы учебной программы - от соответствующих формулировок целей и задач к содержанию программы, форм практической работы, прогнозируемых результатов, контроля практических достижений воспитанников.
Описание содержания программы осуществляется с соблюдением такой последовательности изложения материала:
- название раздела / темы (нумеруются арабскими цифрами, номер темы состоит из номера раздела и порядкового номера темы, разделенных точкой; начинаются с абзаца в 1,25 см);
- количество часов для изучения темы;
- содержание учебного материала (теоретическая и практическая части).
Раздел «ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ » предсказывает результаты учебно-воспитательной деятельности за каждый период обучения и имеет следующие составляющие: воспитанники (учащиеся, слушатели) должны знать, воспитанники (учащиеся, слушатели) должны уметь, воспитанники (учащиеся, слушатели) должны приобрести опыт. При условии применения компетентностного подхода составляющие прогнозируемого результата будут такие: воспитанники (учащиеся, слушатели) должны знать и понимать, воспитанники (учащиеся, слушатели) должны уметь и применять, у воспитанников (учеников, слушателей) должны быть сформированы компетенции.
Раздел «Прогнозируемый результат» можно оформить в виде таблицы:
Название раздела (темы) Требования к уровню достижений воспитанников (учеников, слушателей) Форма демонстрации достижений воспитанников (учеников, слушателей)
Раздел... Воспитанники (ученики, слушатели) должны знать...;
Воспитанники (ученики, слушатели) имеют уметь...;
Воспитанники (ученики, слушатели) должны приобрести опыт в...
или
Воспитанники (ученики, слушатели) должны знать и понимать...;
Воспитанники (ученики, слушатели) имеют уметь и применять...;
У воспитанников (учеников, слушателей) должны сформироваться компетентности... (при разработке учебной программы с учетом компетентностного подхода):
- творческая работа, портфолио, презентация, защита проекта;
- изделие, макет, модель; концертное выступление; участие в выставках, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, походах и тому подобное;
- присвоение соответствующих спортивных разрядов (званий).
Прогнозируемый результат должен быть связан с определенными задачами; теоретическим и практическим учебным материалом, был разработан в течение соответствующего периода обучения.
Предусмотренные учебными программами методы оценки результатов учебно-воспитательного процесса должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональное равновесие, мотивировать детей к познанию и творчеству.
ЛИТЕРАТУРА. В учебную программу может добавляться несколько списков литературы использована при разработке учебной программы; рекомендована для педагогов (научно-методические издания, методические пособия, методические рекомендации), для воспитанников (научно-популярные, справочные издания, учебные пособия, практикумы и т.д.).
Издание в списке литературы располагаются в алфавитном порядке и описываются в соответствии с действующим стандартом ГОСТ 7.1: 2006 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
ПРИЛОЖЕНИЯ оформляются по желанию автора учебной программы и могут содержать дидактические материалы, методические рекомендации, репертуарный перечень, образцы изделий и т.д.
Оформление учебной программы должно соответствовать требованиям Примерной инструкции по ведению деловой документации во внешкольных учебных заведениях, а именно:
- текстовый редактор Word;
- гарнитура Times New Roman, через интервал 1-1,5;
- поля: левое - 3 см, правое - 1 см, верхнее, нижнее - 2 см;
- сквозная нумерация страниц вверху по центру, на титульном листе номер не указывается;
- названия структурных элементов выполняются большими буквами, жирным шрифтом.
Титульная страница содержит такую информацию:
- наименование органа управления образованием;
- наименование учебного заведения;
- сведения о согласовании программы;
- сведения об утверждении программы;
- организационная форма творческого объединения и направление внешкольного образования;
- название программы;
- сроки обучения по программе;
- наименование населенного пункта;
- год разработки программы.
Сведения об авторе (авторах) и рецензентов программы указываются на второй странице и содержат: фамилию, имя, отчество, должность и место работы каждого из них.
Авторская программа, подается на экспертизу облИППО должна сопровождаться такими документами:
1. Письмо-ходатайство администрации учебного заведения, содержащий подтверждение необходимости и значимости внедрения программы в образовательный процесс школы.
2. Авторский учебно-методический комплекс, который может быть заменен отобранными учебно-методическими комплексами, имеющимися в отечественной педагогике или подробной информацией об учебно-методическое обеспечение данного курса.
После прохождения научно-методической экспертизы программы принимаются в трех экземплярах и электронном виде до 1 апреля каждого года.
Утверждена авторская учебная программа действительна в течение 5 лет. После прохождения указанного срока ее содержание должен быть пересмотрен в соответствии с современными образовательными требованиями, программа подлежит повторной научно-методической экспертизе и утверждению.