Проблемы в российско-украинских отношениях




После развала Советского Союза между Украиной и Россией возникли различные спорные вопросы. Одним из них была принадлежность Крымского полуострова, при передаче которого УССР в 1954 году было нарушено действовавшее советское законодательство. Вопрос был урегулирован, когда Россия согласилась на то, чтобы Крым остался в составе Украины, сохраняя при этом автономный статус. Но в 2014 году произошли наиболее масштабные общественно-политические изменения в Крыму. Начало этим изменениям положили протесты местного, в основной массе русскоязычного, населения против действий новых властей; 23-27 февраля была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной Республики Крым, а те, в свою очередь, отказались признать легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью (в том числе военной) к руководству России.

Еще одним крупным камнем преткновения была принадлежность Севастополя, а также размещённого в его порту Черноморского флота СССР. В отличие от остального Крыма, Севастополь в административном отношении был напрямую подчинён Москве. После долгих интенсивных переговоров было решено поделить Черноморский флот, а за российской его частью сохранить право использовать Севастополь в качестве базы до 2017 года.

Спорным вопросом стали также проблемы с энергоснабжением Европы, так как многие нефте- и газопроводы из России на Запад проходили через Украину. В 1990-х годах Украина открыто изымала предназначенный для западных покупателей российский газ, а после того, как были заключены новые договоры, её огромные долги были оплачены за счёт трансфера советских вооружений и ядерных арсеналов, унаследованных Украиной от СССР, в том числе бомбардировщиков Ту-160. Во время президентства Леонида Кучмы Украина придерживались «многовекторного» геополитического курса, благодаря чему отношения между Украиной и Россией оставались на приемлемом уровне.

Ситуация обострилась со времён так называемой «Оранжевой революции» 2004 года. Начиная с 2004 года при президенте В.А. Ющенко украинская власть пыталась сблизиться с Западом путем военно-политической ориентации на США и НАТО, которая рассматривалась и как некоторая гарантия последующего вступления в ЕС. После «оранжевой революции» на Украине широкое распространение получили антироссийские идеи. Этому способствовала и политика власти, направленная на подваление русской культуры и языка во всех их проявлениях. В последние годы украинские политические лидеры часто представляют Россию в образе внешнего врага. Главным в российско-украинских отношениях был вопрос о вступлении Украины в НАТО. С ним была тесно связана и другая проблема - пребывание в Севастополе российского Черноморского флота. По соглашению от 1997 г. последний российский матрос должен покинуть Севастополь в 2017 г. К тому времени Украина надеялась быть в НАТО, на территории которого не могут быть расквартированы войска не членов альянса. Как известно, уже в январе 2008 г. в т. н. «письме трех» (президента В. Ющенко, премьера Ю. Тимошенко и спикера Верховной рады А. Яценюка) Украина обратилась к руководству НАТО с просьбой о начале процесса присоединения к Североатлантическому альянсу. Говоря о вступлении в НАТО, президент В. Ющенко, однако, подчеркивал, что такое решение состоится только после проведения всенародного референдума на Украине.

Отметим, что стремление Украины в НАТО не было обусловлено прямой военной угрозой для этой страны ни со стороны России, ни со стороны третьих стран или даже террористических организаций. Подлинная причина заключается не столько во внешних, сколько во внутренних обстоятельствах. Речь здесь идет о так называемом «синдроме малых стран», который толкал Украину в объятия заботливого «патрона», коим для нее виделся НАТО. Однако НАТО интересовался Украиной не из благотворительных, а из военно-стратегических соображений.

 

Значительное место в российско-украинских отношениях занимали «газовые конфликты». После распада Союза Советских Социалистических Республик Украина, через территорию которой проходил крупный газопровод в Европу, оказалась в двойственном положении: с одной стороны независимое государство, с другой — братская страна на постсоветском пространстве. Отсюда у Украины сохранились исторические льготы на покупку и транзит природного газа. Первый российско-украинский газовый конфликт разразился 20 февраля 1993 года, когда глава Газпрома Рэм Вяхирев пообещал прекратить поставки газа на Украину в связи с задолженностью по оплате. Конфликт был быстро улажен и отключения не состоялось. Следующий газовый конфликт случился в 2006 году. Президент Украины Виктор Андреевич Ющенко заявил, что цена 230$ за 1000 кубометров газа является неприемлемой для украинской стороны. В ответ Газпром с 1 января 2006 года прекратил поставки природного газа на Украину, продолжив, однако, экспортировать газ через украинскую территорию. Сразу же прозвучали обвинения, что Украина «приступила к несанкционированному отбору газа», предназначенному европейским потребителям. Представители \украинского Нафтогаза обвинения отвергли. В 2008 году начался новый виток газового конфликта, в результате которого с 1 января 2009 года прекратилась подача газа для Украины, с 5 января уменьшилась подача для европейских потребителей. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. После достижения договорённостей о ценах и подписания 19 января в Москве соответствующих контрактов, 20 января поставки газа для Украины и транзит в Европу возобновились. Итогом конфликта можно считать переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом и устранение посредников. В августе 2009 года газовый конфликт между Россией и Украиной приобрел новый оборот. 10 августа 2009 года вице-премьер Российской Федерации Игорь Сечин заявил, что Россия не намерена выдавать кредит Украине на закупку российского газа. В начале августа представители европейских банков подтвердили возможность выделения кредита Украине на закупку газа в размере 1.7 миллиарда долларов. [3]

Таким образом, фактически экономика Украины ориентирована на Россию, а политика — на Запад. Это, безусловно, накладывает отпечаток на общественное сознание, мнение жителей республики. В различных ее регионах настроения полярно противопо­ложны. Такая борьба противоположностей, как мы отмечали выше, может привести к развалу Украины. А расширение НАТО на Восток усилит эти негативные процессы в политической и экономической жизни двух славянских республик. Попытка Ук­раины стать связующим звеном между Россией и НАТО может быть рассмотрена как негласное объявление войны России, так как «Украина с территориальными амбициями представляет со­бой огромную опасность для всей Евразии, и без решения укра­инской проблемы вообще говорить о континентальной эконо­мике бессмысленно». Можно сказать, что без абсолютного кон­троля Москвы над акваторией Черного моря невозможно гово­рить о пресечении талассократического влияния, идущего с за­пада, из атлантистской Турции — исторически самого давнего и упорного недоброжелателя России, или других стран Средизем­номорья, а этот контроль возможен только после заключения действенного полномасштабного договора.

 

 

Дополнение 1

Наиболее масштабные общественно-политические изменения в феврале — марте 2014 года произошли в Крыму. Начало этим изменениям положили протесты местного, в основной массе русскоязычного, населения против действий новых властей; 23-27 февраля была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной Республики Крым, а те, в свою очередь, отказались признать легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью (в том числе военной) к руководству России.

2 апреля 2014 года Министерство иностранных дел Российской Федерации направило ноту посольству Украины в России, уведомив о вступлении в силу Федерального закона «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины»

· Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года;

· Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года;

· Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчётах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, от 28 мая 1997 года;

· Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 21 апреля 2010 года[59].

С 25 апреля 2014 года между Крымом и Украиной была установлена государственная граница России

Большинство государств-членов ООН не признало легитимность крымского референдума. США, государства Евросоюза и ряд других стран — партнёров США и ЕС, а также ряд международных организаций и объединений, включая НАТО, ПАСЕ, ПА ОБСЕ, охарактеризовали действия России как агрессию, оккупацию и аннексию части украинской территории, подрыв территориальной целостности Украины. Россия, со своей стороны, ссылается на закреплённое в уставных документах ООН право народов на самоопределение, которое, согласно позиции РФ, и было реализовано населением Крыма, «восставшим» против силовой смены власти в стране.

Отказ России принять требования западного сообщества привёл к резкому охлаждению отношений с НАТО, Евросоюзом, Советом Европы и государствами-членами этих организаций, а в дальнейшем — к введению политических и экономических санкций против России и ряда российских физических и юридических лиц и организаций, причастных, по мнению стран Запада, к дестабилизации ситуации на Украине.

Дополнение 2

Санкции общего характера

11 апреля 2014 года Украина присоединилась к индивидуальным санкциям Евросоюза, введённым против ряда российских граждан и пророссийских крымских политиков, а также запретила более чем 100 государственным служащим — гражданам России, поддержавшим присоединение Крыма к Российской Федерации, въезд на свою территорию[214].

15 октября 2014 года Украина присоединилась к санкциям Евросоюза против компаний «Черноморнефтегаз», «Феодосия» и других государственных предприятий, конфискованных Россией после присоединения Крыма, 6 крупнейших российских банков, 3 крупнейших российских топливно-энергетических компаний, 12 концернов ВПК России, авиакомпании «Добролёт». Также Украина присоединилась к санкциям в сфере торговли и инвестиций против Крыма и Севастополя; эмбарго на экспорт в Россию оружия и подобных материалов; запрету на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям; запрету на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти[271].

В январе 2015 года Совет национальной безопасности и обороны Украины «для усиления давления на Россию» принял решение присоединиться к санкциям в отношении России, введённым ранее странами Европейского Союза, Швейцарской конфедерацией, США и странами «Большой семёрки»[272].

6 февраля 2015 года Украина ввела санкции против 160 российских предприятий. Действие их лицензий и других разрешительных документов на определённый вид деятельности было аннулировано либо приостановлено[273].

16 сентября 2015 года вступило в силу решение СНБО Украины, предусматривающее санкции против более 400 физических и 90 юридических лиц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: