ГУРИЛЕВСКИЕ РОМАНСЫ. ПОЭМА




ВЛАДИМИР МАРКОВ

(Регенсбург, 1946)

 

 

Одинок стоит домик-крошечка…

 

 

Грусть названья не имеет.

Грусть как небо бесконечна,

Все на свете проникая,

Словно влага воздух ночью.

 

Посмотри перед собою:

С репродукции на стенке

Ботичельева Венера

Смотрит скучно, смотрит зябко

И не хочет восхищаться

Синим морем, синим небом; —

Очень грустно в мир рождаться.

Посмотри в окно: над крышей

Облако плывет и тает,

И для глаза незаметно,

Как в часах движенье стрелки,

Превращается из замка

В стаю белых пеликанов; —

И опять плывет и тает,

С медленной и тихой грустью

Очертанья изменяя.

И когда дверною ручкой

Мягко и привычно скрипнув,

Ты войдешь и станешь рядом,

За руки тебя возьму я

И смотрю в глаза подолгу:

Ты в моих тогда не видишь

Тоже грусти — светлой грусти?

Ты ее совсем не бойся;

Это значит вот что, слушай.

 

— Если б можно было вечно

Так, — прильнув к щеке щекою,

Ожидать, пока секунды

Станут на века похожи;

Иль в лицо глядеть, считая,

Сколько за день понабралось

В уголках морщинок новых,

От которых взгляд добрее

И знакомее улыбка;

Иль рассказывать весь вечер

Шутки, сны и небылицы,

Не записанные в книжках, —

Расточать не собирая

И читать в зрачках пестристых

Все, что было, все, что будет,

Все, что вовсе невозможно.

А когда иссякнут сказки, —

Выходить из дома слушать,

Слушать, как шумят деревья.

 

Там осины непременно

Каждым черешком трепещут,

Как в бреду, как в лихорадке;

Сосны же — гудят сурово,

Точно старцы-летописцы,

Плавно, строго и пространно

Повествуя о минувшем;

А березы — словно плачут,

Всхлипывая и стихая,

Безутешно плачут, горько,

Словно мать над гробом сына.

 

Для меня же нет любимей.

Нет заманчивее шума

Заросли широких, мягких,

Добрых и округлых листьев

Лип — густых, тенистых, свежих.

Этот шум готов я слушать

Целый день и целый вечер:

Там звучит, что называют

Необъятным словом «память»;

Там страницы из романов,

Позабытых, обветшалых,

Без конца и без начала;

Там же — знойное жужжанье

Пестрых пчел, когда весною

Медом цвет благоухает.

Различаешь ты напевы

Песен, нам знакомых с детства —

Грустных и простых романсов?

 

Я люблю одну Россию —

Невозвратно дорогую;

И сейчас, под шорох липы

И жужжанье пчел прилежных

Вдруг и страстно захотелось

Погрустить о ней немного

Светлой, пушкинской печалью:

О давно поблекшем блеске, —

Локонах и бакенбардах,

Кружевах и медальонах;

О каретах, клавесинах,

С колоннадами усадьбах,

Где овальные портреты

Над столом из рам узорных

Смотрят пристально, пытливо,

И никак не разгадаешь,

В них усмешка иль серьезность;

Где в столе, в резной шкатулке,

Сплошь источенной червями —

Связка пожелтелых писем,

Перевязанная лентой

(И округлый женский почерк,

Словно капли слез горючих).

Там, где памяти границы

Расплылись, мечты коснулись,

Знаю я одну такую

Позабытую усадьбу.

В каждой комнате там был я,

Пальцем проводил по пыли,

Покрывающей портьеры,

Переплеты книг и спинки

Расшатавшихся диванов.

А когда она входила,

В венских локонах и бантах

(И Наталью Гончарову

Чем-то чуть напоминая),

Я следил, как плечи плыли,

Как шуршащие воланы

Задевали за предметы.

Иногда она садилась

К дедовскому клавесину:

Нот раскрытая страница,

Лебединый выгиб кисти,

Приглушенное звучанье.

А когда она вставала

И захлопывала крышку,

Я по вьющимся дорожкам

Уходил в дремучесть сада,

Где — пруды, — и гладь немая

Заросла зеленой ряской,

Где в аллеях даже в солнце

Скорбно, счастливо и сыро,

Где густые липы дремлют

И лучей не пропускают.

Но когда случайный ветер

Пробежит по листьям липы,

С черешков по веткам-сучьям

До ствола волной проникнет,

Все, что называют важным,

Сразу позабудь и слушай:

Липы сами все расскажут,

А тебе лишь остается,

Записную книжку вынув,

Поспевать за их рассказом.

 

 

 

Однозвучно гремит колокольчик…

 

 

Есть на свете домоседы,

Есть на свете жизнь, как спальня:

Фикус, плюшевое кресло,

Пара туфель под кроватью,

На стене – часы с кукушкой,

Вечером – огонь в камине.

Есть на свете и бродяги,

Есть на свете жизнь-дорога:

В пыльных, стоптанных опорках,

Да с котомкой за плечами; –

И бредешь, куда — не знаешь:

От села до деревушки,

Верстовым столбам кивая;

У лесков, у придорожных,

Заедая земляникой

Пригоршню студеной влаги

Из ключа в сырой ложбинке; –

И потом свежей шагаешь

Мимо нив, кустов, оврагов,

Лишь дорогу уступая,

Коль заслышишь конский топот

И гремящий колокольчик…

Тряско в кузове кибитки.

Солнце с ласковой ленцою

Морит, в сон тяжелый клонит,

Теплым потом обливает.

А ямщик затянет песню:

 

Эй люшеньки-люли-люли!

Ну, пошли. Чего заснули?

Время быстрое идет,

Нас хозяйка дома ждет.

 

Хорошо, кто пташек слышит,

У кого есть где-то крыша,

Погреб полный под ногами,

Стол с вином и пирогами

Под иконой расписной.

А покуда — пыль да зной,

Солнце красное высоко,

Рожь да клевер да осока…

 

И проехала кибитка.

То ль за поворотом скрылась,

То ль в клубах исчезла серых.

(Так из памяти с годами

Исчезает лик любимый).

Вспомнил я другие ночи

И поля родные вспомнил,

На давно сухие очи

Набежало — словно искра –

И внезапно захотелось

По-ребячьи рассмеяться,

По-ребячьи разреветься,

Чтоб раздернулась завеса,

И подробно, больно, ясно,

В дрожи запаха и красок,

Вспомнились места и годы,

Где свое оставил детство.

 

Ведь утраченного детства

Жальче сбереженных денег,

Позабытых на прилавке;

Жальче золотистой славы,

Улетающей с годами;

Жальче женщины любимой

После слов: «Так будет лучше».

И когда б возможно было,

Детства ты не променял бы

На разбросанную юность,

На растрепанную зрелость,

На заброшенную старость.

Только в детстве видел вещи,

Знал, какого вкуса стебли,

Как ольховою корою

Пальцы выпачкаешь красным,

Как снежок на шее тает.

И на всю я жизнь запомнил

Эхо в комнате у деда

И пчелиные укусы,

Запах конского навоза

И груздей хрустящих стаи,

Жар песка на голом теле

И росистые частушки.

Что потом пришло — бледнее,

Неприветливей, случайней.

Если ты в горах ребенком,

Как коза, скакал по скалам,

То покажется равнина

Безотрадною и плоской;

Если ты в снегах родился,

Голова кружиться будет

От лучей роскошных юга.

Если ты в плохом родился,

То к хорошему привыкнуть

Очень трудно, очень сложно.

 

Ведь какие только мысли

Не всплывают по дороге!..

А кибитка едет дальше.

В той кибитке бледный, пыльный

Юноша — черты такие

Каждый видел, вероятно,

На Кипренского портретах.

Кто он и куда он едет?

Неизвестно. Ведь в начале

Девятнадцатого века

Не узнаешь из газеты

Про декабрьское восстанье.

Разве только под дугою

Однозвучный колокольчик

Пробренчит о том невнятно…

Вы б могли понять, наверно,

Ощущение минуты:

Смесь тревоги с любопытством, –

Если в тишине домашней

Вы романс про колокольчик

Напевали потихоньку

(Так всегда среди уюта

Тянет в дальнюю дорогу),

И внезапно перед домом

Настоящий колокольчик.

Прозвенел. Остановился.

Слышен голос: «Барин дома?»

И тогда в окно увидеть

(С той же смесью любопытства

И тревоги непонятной)

Незнакомую коляску.

А потом, спиной к лакею,

Произнесть: «Я принимаю».

И вошедшему в покои

Объявить хозяйски чинно:

«Мужа нету. Он в отъезде».

А потом добавить просто:

«Я вас знаю. По рассказам».

 

Вы б могли понять, наверно,

Как заманчиво в гостиной,

Сумерек не замечая,

Слушать, затаив дыханье,

Новый звук рассказов новых

И украдкою из кресла

Подмечать своеобразье

Новых жестов, новых взглядов;

И, боясь еще признаться,

Видеть близость в незнакомом.

 

(Где я слышал этот голос?

На пирушках «Арзамаса»

Средь мундиров, синих фраков

Ямбами перебивал он

Пунша треск и звон бокалов?

Или в бункере Берлина

Спрашивал меня серьезно:

«Пережить — и что же дальше?»)

 

«Снег и ветер, снег и ветер.

Снег на шапках, на цилиндрах,

На мундирах, на тулупах.

Петр Великий руку поднял,

Защищаясь от снежинок,

А они танцуют в вихре

И коню щекочут щеки.

Ветер снегу помогает,

Ветер шелестит плащами,

Крутит перья треуголок.

И теперь еще я помню

Только снег и только ветер.

Остальное — как в тумане:

Ожидание без цели

И рылеевские речи,

Милорадович… Каховский…

Никому не нужный выстрел.

А потом — смятенье, залпы,

И на льду, как точки, люди

Мчатся, падают и тонут.

Медный всадник, им вдогонку

Гневно протянувший руку.

Так бездарно получилось…

Дальше все неинтересно:

Как допросы, как судили,

Как, прощался, надевала

Мать на шею мне иконку,

Как бежал, сюда приехал,

Как дорогой пели птицы.

Но одно доныне гложет:

Так бездарно получилось.

Понимаете, как трудно?

Вы б могли понять, наверно…»

 

И свечи заплывший столбик,

И внимательные брови,

И картина в круглой раме

(При свече не видно, что там),

И кольцо на пальце бледном.

 

«Вам понятно?» — Мне понятно.

«Вы согласны?» — Я согласна.

 

 

 

На заре туманной юности

Всей душой любил я милую…

 

Часто в жизни, как в романах,

Первый взгляд решает дело.

Если б требовалась схема,

Я б сказал: совсем глубоко

Где-то — может быть, и в сердце –

От внимательного взгляда

Остается след неясный,

Вроде шрама иль укола.

Там-то все и возникает,

Там растет, пускает корни,

Наливается и зреет.

Наконец, когда созрело, –

Очень долго ищет слова.

Сразу слова не подыщешь.

Вот меня ты уверяла,

Будто все на свете просто.

Если б знала ты, как долго,

С замыслом уже готовым,

Полному и строк и звуков,

Надо мысль, мечту и память

Напрягать до отупенья,

Примерять и сомневаться,

В лупу наблюдать за словом,

Как Адам, искать названья

Для вещей, для безымянных,

И бродить по переулкам,

И не знать, в каком обличье

Наконец предстанет образ.

 

Вот он на траве пестрящей

Развалился, смотрит в небо.

Вырази единым словом,

Что вокруг него творится —

Точным словом, звонким словом,

Не каким иным, а этим:

Как голубизна струится.

Как по капле жар крепчает,

Как с пронзительным жужжаньем

Синяя промчится муха,

Как трава в изнеможенье

Поникает или сохнет —

И беззвучно просит влаги.

Как опишешь эти злаки,

Этот горький одуванчик,

Эту клейкую смолянку,

Одинокий подорожник?

Шелестят, лучи вбирают,

Распускаются и пахнут;

Между стеблей копошатся

Пауки, жуки, стрекозы,

Муравьи, улитки, пчелы,

Черви, гусеницы, мошки —

Стерегут и убегают,

Ползают, летят, стрекочут,

Роются, сосут и тащат.

 

Белый мотылек порхает, —

Просто так, без всякой цели;

То сверкнет на глади неба,

То на легкий лист присядет.

То опять над ярким лугом

В странном, ломаном полете

И как будто насмехаясь

Над симметрией, над смыслом.

Так бы жить: не по кратчайшей,

По прямой, логично, ясно,

Устремлено, со значеньем,

От осины до березы,

За каким-то важным делом,

Уважаемым, солидным, —

А причудливым зигзагом,

Самому себе нежданным.

 

Он следил полет капризный…

Что он думал? Я не знаю.

Вспоминал, быть может, локон,

Черный локон у хозяйки, —

Тот что справа, возле уха, —

Как завит и чем надушен,

Сколько волосков отстало,

Не желая закруглиться.

 

А возможно, размышлял он

Об изгнанье предстоящем:

Все, к чему привык, покинуть;

Словно капля океана,

На песке чужом исчезнуть,

Очутиться в новом мире,

Где вольнее мыслить можно,

Без угроз и без указок,

И среди чужой свободы

Захиреть и задохнуться,

Словно рыба на поляне.

 

Но зачем об этом думать?

Думы редко помогают,

Думы путают, сбивают,

Отвлекают и тревожат,

Главное — совсем не думы,

Главное — вот эти травы,

Знойный воздух и занятья

Неустанных насекомых.

 

А в руке — письмо-записка.

Даже я совсем не знаю,

Что в ней было, только фразу

«Завтра я прошу прийти Вас…»

Удалось заметить бегло.

Дочитать конца не смог я,

Потому что он поднялся

И прислушался с улыбкой:

Из усадьбы доносились

Те же звуки, что в жужжанье

Пчел, кружащихся у липы,

Мне почудились в начале

Этой путаной поэмы.

Вместе с ним я тоже слушал

И опять мне было чудно,

Как простые вереницы

Точек-звуков вырастают

Во всезначные напевы;

Расходясь и сочетаясь,

Строят храмы и палаццо,

Где ты в этой жизни не был,

Но которые ты помнишь,

О которых смутно знаешь,

Как о родине забытой.

 

В этих звучных сочетаньях

Я когда-то жил монахом

В дремлющей и древней Сьене,

Кистью набожной стараясь

Всю свою любовь и веру

Воплотить в глазах раскосых

Нежной праздничной мадонны

В золоте небес нарядных.

А потом, с народом вместе,

В строгом сумрачном соборе,

В унисон с органом пел я:

О Maria benedetta!

 

Или плутоватой даме

В парке шелковую руку

Целовал с учтивой страстью.

Там, среди нескромных статуй

И задумчивых деревьев,

С менуэтным легким жестом

Я шептал ей: О Madame,

Наш корабль готов к отплытью

На прекрасную Цитеру!

 

Или в Гунтеровой свите

Был оруженосцем верным;

И в лесу под Оденвальдом,

Увидав, как мрачный Хаген

Целит в крест, на яркой ткани

Вышитый рукой Кримхильды,

Я воскликнул: Зигфрид смелый,

Обернись, забудь о жажде!

Но уж поздно. Кровь героя

Хлещет пламенным потоком.

 

Сколько родин ты находишь

В темных памяти глубинах,

Где извилистые тропы

Проходимы лишь для звуков…

Знал ли родину Бетховен?

Если да, то укажите

Ту звезду иль ту планету

На звучащем небосводе.

Сколько их в пространстве черном,

Светлых, искрящихся точек!

Если б телескоп побольше,

Я б свою узнал планету.

Там сидит моя богиня —

Неудачников, ленивцев

И не вовремя рожденных.

Там под сводом темно-синим

Глупо, добро и бесшумно.

 

В этом мире нам невольно,

Непонятно, неуютно,

Вот и ищем хоть крупицы

Света с той родной планеты

В сочетанье слов, в веснушке

На носу моей любимой,

Или, наконец, в прошедшем,

В старом выцветшем романсе,

В зайчике того, что было

И уже не повторится.

 

 

 

Отгадай, моя родная,

Отчего я так грустна…

 

В этой комнате на стенках

Светотени от лампадки,

И в окно стучатся липы.

Стулья, важно подбоченясь,

Темнотою недовольны.

Свечку только что задули,

И она, ко сну готовясь,

Остывает и твердеет.

И роман французский дремлет;

В нем сафьянная закладка,

У очередной страницы

На ночлег остановившись,

Тихо с буквами болтает.

Только зеркало ни разу

Ночью глаз сомкнуть не сможет,

Отражая терпеливо

Каждый угол, каждый лучик.

На столе скучают перья

И молчат всю ночь шкатулки;

В тех шкатулках много писем,

Тихих, теплых, строгих, светлых.

 

Я б хотел начать поэму

О столе из этой спальни:

Что он думает, какие

У него друзья и сколько

Разных трещин и царапин

На его дубовой ножке.

И о трещинах подробно;

Об одной, о самой главной,

Что прилежной тонкой змейкой

Вдоль сухих волокон вьется,

Как река на пестрой карте.

 

А под тонким одеялом

Тело как бы потерялось,

Лишь лицо, уставясь в угол,

Смотрит остро, напряженно

На икону золотую

С потемневшим ликом Девы.

У стола — дорожки трещин,

У людей — морщинок сетки

Лица без морщин — чужие,

Словно чистый лист бумаги,

Словно вещь из магазина.

У нее на лбу морщину

Первого большого горя

Смерть отца напечатлела.

После первой ночи с мужем

В уголке виска, у глаза,

Пролегла одна бороздка —

Страха, разочарованья.

А сегодня появились

Неожиданно две новых

Там, где брови собирались

Уголком тупым сомкнуться,

И у губ, едва заметно,

Завтра, после пробужденья,

Обе сгладятся, исчезнут,

А покуда в них — страданье,

Просьба страстная, молитва.

За окном стучатся липы,

И минутная морщинка

Меж бровей ширококрылых

Углубляется, длиннеет:

Не жандармы ль? не за ними ль?

Но в саду черно и глухо.

Это ветер, ночь и думы

Страхи праздные рождают.

А в углу, из-за лампадки,

Два больших и светлых глаза

Смотрят ласково и скорбно

На подушку, где молитва

Из беззвучных уст струится.

 

— Благодатная Мария,

Любящих приют надежный,

Утешительница павших

И отчаявшихся пристань,

Ты все видишь, Ты все знаешь,

Ты плохого мне не хочешь,

Ниспошли… ему спасенье,

Дай спокойных сновидений.

Богородица Святая,

Поучительница темных

И не знающих дороги,

Если должно совершиться

То, что я готова сделать,

Дай мне знак простой и внятный.

 

Но в малиновой лампадке

Огонек не колебался,

И глаза смотрели кротко —

Так спокойно, так печально,

Словно скорбь в себя вобрали

Всех людей и всех столетий.

 

— Ты, наверное, не хочешь,

Чтобы я его любила.

У тебя в глазах равнина,

У него в глазах большое

И пылающее солнце.

От лампадки свет внезапно

Залил комнату, как снегом…

У Сената в день восстанья…

Снегом… с негой… с поцелуем…

 

Богородица не хочет,

Смотрит грозно, без привета.

Я не буду, я не буду.

От меня Она уходит!

Сквозь окно и через липы…

Я бегу за нею следом

С криком: Матушка-голубка,

Солнышко мое, постой же!

И она остановилась,

И сказала: Спи, родная.

Я заснула. Я заснула.

Я все сделаю, как хочешь.

Я заснула. Я заснула.

И спросить и он ответит:

Ты не знаешь? я не знаю.

Ты не помнишь? я не помню.

 

Хорошо не знать, не помнить.

Я вот знаю, сколько футов

Составляет ярд английский

И в каком году родился

Вольфганг Амадеус Моцарт;

Знаю всякое — и что же?

Мне от этого не лучше,

Мне от этого не легче.

 

Ведь совсем еще недавно

Люди к небу порывались,

И романтики учили,

Что в другом каком-то мире

Все не так, все по-иному.

Но столетье пролетело,

И следов иного мира

Не могу я обнаружить,

Оглушенный шумом-звоном

Переполненных трамваев

И истошных заголовков

Да синкоп безумной скачкой

По заезженным дорогам

Засоренного эфира;

И лети хотя б в ракете,

Не найдешь иного мира.

Все Америки открыты,

Белых мест на карте нету.

Только изредка, случайно,

Перед сном, когда не слышат,

С головой под одеялом

Бесполезно строишь планы,

Как бы написать поэму,

Где б герои появлялись

Только в легких очертаньях;

Все пунктиром, все не прямо,

Только слабые намеки

Расплывающихся красок,

Только контур от сюжета,

Только аромат от темы.

А за этим — словно отзвук

Колыбельного напева,

Музыкой темно-зеленой

В дрему тихо увлекая,

Листья липы, листья липы…

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: