Шестнадцатая утренняя прогулка




Записано 10 декабря 1973 года

на берегу Тихого океана

в окрестностях Лос-Анджелеса.

 

Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх, Хридаянанда дас Госвами и другие ученики.

 

Что значит быть верховным?

 

Шрила Прабхупада. Что значит занимать верховное положение в материальном мире? Почему вы признаете президента Никсона самым главным человеком в вашем государстве?

 

Д-р Сингх. Потому что он обладает определенной властью.

 

Шрила Прабхупада. Да. Но почему его положение - самое высокое в государстве? Потому что как первый среди правительственных служащих он получает самое большое жалование, для него созданы самые лучшие условия и последнее слово всегда остается за ним.

 

Д-р Сингх. Он обладает способностью убеждать других.

 

Шрила Прабхупада. Нет. Вы можете не соглашаться с ним, но так как он занимает высший пост, вы должны выполнять его распоряжения. Такое положение он занимает. Оно не зависит от того, признаете ли вы его авторитет или нет. В этом смысл слова «верховный», не так ли?

 

Хридаянанда дас Госвами. Да.

 

Шрила Прабхупада. Вы не можете сказать: «Господин президент, я не согласен с вами и потому не буду выполнять ваше распоряжение». Нет. Независимо от того, согласны вы или нет, вы обязаны подчиняться его приказу. В этом смысл высшей власти. Если мы рассмотрим это с материальной точки зрения, то увидим, что высшая власть подразумевает превосходство. Следовательно, Бог должен превосходить всех во всех отношениях. Вот почему Его называют Верховной Личностью. Бог велик, Он является верховным повелителем. А что значит быть верховным повелителем? Это значит обладать данными достояниями. Парашара Муни определяет понятие Бога следующим образом: аишварйасйа самаграсйа вирйасйа йашасах шриах, джнана-ваирагйайош чайва шаннам бхага итингана. От слова бхагаван происходит другое слово - бхагйаван. Бхагйаван значит «удачливый». В ведической литературе говорится, что превосходить в чем-то других - большая удача. Но самая большая удача - удел Бога. Лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам: «Ему служат сотни тысяч лакшми, богинь удачи и процветания» [Брахма-самхита, 5.29]. Здесь, на этой планете, мы умоляем богиню процветания проявить к нам благосклонность. А Кришне всегда поклоняются тысячи богинь процветания.

 

Д-р Сингх. Мы не в силах даже представить себе, что кому-то может выпасть такая удача.

 

Шрила Прабхупада. Да. Поэтому про Кришну говорят, что Он ачинтйа, непостижимый. Мы не можем даже представить себе, насколько Он велик и удачлив. Слово ачинтйа означает то, что мы не можем себе представить. Мы можем видеть лишь часть богатств Бога - эту материальную природу - в которой проявляется лишь доля могущества Господа. Верховная Личность обладает многообразными силами. У Него есть низшие и высшие энергии. В «Бхагавад-гите» [7.4] Кришна говорит:

 

бхумир апо 'нало вайух

кхам мано буддхир эва ча

аханкара итийам ме

бхинна пракритир аштадха

 

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и ложное эго - эти восемь элементов составляют Мои отделенные материальные энергии». В следующем стихе «Бхагавад-гиты» Кришна описывает Свою высшую энергию (пара пракрити), которая образует духовный мир. Поэтому, если даже низшая материальная энергия способна творить такие чудеса, только представьте, насколько чудеснее духовный мир. Вот каков смысл слова «верховный».

 

Примеры йогической силы

 

Хридаянанда дас Госвами. В духовном мире есть все формы жизни, которые мы видим на Земле?

 

Шрила Прабхупада. Да. И более того, если эта низшая энергия порождает такое множество изумительных форм жизни, представьте себе, насколько поразительнее должны быть высшие формы жизни, в духовном мире! Даже в этой материальной вселенной есть великое множество самых разнообразных планет и обитатели одних планет могут быть намного более развиты, чем обитатели других планет. К примеру, на земле люди занимаются мистической йогой, чтобы обрести способность творить чудеса, но на другой планете, называемой Сиддхалокой, люди рождаются с этими великими йогическими силами. Для земли это правило: птица может летать, а мы сами без помощи дорогостоящих машин на это не способны. Однако обитатели таких планет, как Сиддхалока, могут перелетать с одной планеты на другую без помощи машин. Стоит им захотеть, и они могут перенестись куда угодно, даже на другие планеты. Даже на земле есть йоги, которые могут совершать омовение рано утром сразу в четырех местах - в Джаганнатха-Пури, Рамешваре, Хардваре и Дваракевв. Один такой йог, друг моего отца, навещал его в Калькутте. Этот йог рассказывал, что стоит ему сесть и коснуться своего гуру, как он за две минуты переносится из Калькутты в Двараку. Такова йогическая сила. Что по сравнению с ней современные самолеты? Дурваса Муни пролетел через всю вселенную и долетел до Вайкунтхивг, затратив на это один год. По современным расчетамнекоторые планеты в нашей вселенной находятся от Земли на расстоянии, превышающем сорок тысяч световых летвд. Это означает, что если лететь со скоростью света, то, чтобы достичь этих планет, потребовалось бы сорок тысяч лет. Даже имей они такую возможность, смогли бы астронавты прожить сорок тысяч лет? Чем же они так гордятся?

 

Д-р Сингх. У ученых есть теория, согласно которой они якобы смогут создать машину, способную перемещаться в пространстве со скоростью света.

 

Шрила Прабхупада. Это мошенничество. Они говорят так, но никогда не смогут этого сделать.

 

Ограниченность ученых

 

Шрила Прабхупада. Ученые пытаются рассуждать о каких-то далеких планетах, но что им известно о ближайшей к нам - Луне? Есть много невидимых планет, например, Раху. Неверно думать, что мы должны наблюдать все звезды и планеты. Так, когда планета Раху проходит между Солнцем и Луной, происходит затмение. Но ученые объясняют затмение иначе. На самом деле затмения вызывает планета Раху. В теории современных ученых, объясняющих причины затмений, много сомнительного. Согласно Ведам, их объяснение неверно.

 

Д-р Сингх. Но ученые утверждают, что могут доказать свои теории.

 

Шрила Прабхупада. Они говорят, что наука может доказать все, что угодно. Но это вздор. Они даже не знают, кем являются на самом деле. Это им неизвестно. И почему они умирают? Этого они тоже не знают. Вот и все их знания.

 

Д-р Сингх. Они могут построить модель вселенной - планет и Луны.

 

Шрила Прабхупада. Если они могут строить модели, почему бы им не создать модель Солнца, чтобы сэкономить электроэнергию? Эти мошенники много говорят, но ничего не могут сделать. Если они могут построить модель вселенной, то пусть сделают большую модель Солнца. Тогда темными ночами нам не нужно будет расходовать столько денег на электричество. Но это им не под силу. И тем не менее они не скупятся на громкие слова, только для того чтобы забрать деньги у налогоплательщиков. Они говорят, что знают состав Луны и состав Солнца, так почему же тогда они не могут их воспроизвести? Почему они не могут создать искусственное солнце, чтобы жителям Исландии и Гренландии не было так холодно?

 

Бог никогда не равняется нулю

 

Шрила Прабхупада. Однажды Господь Чайтанья Махапрабху привел пример с камнем, называемым чинтамани. Этот камень может создать много других драгоценных камней, сам оставаясь неизменным.

 

ом пурнам адах пурнам идам

пурнат пурнам удачйате

пурнасйа пурнам адайа

пурнам эвавашишйате

[Шри Ишопанишад, Обращение]

 

Смысл этого стиха в том, что хотя все исходит от Личности Бога, Сам Он никогда не иссякает. У нас на Земле кончаются запасы нефти, и это становится угрожающей проблемой, но солнце по-прежнему светит и будет светить бесконечное число лет. Кришна может создать миллионы солнц - на самом деле Он уже это сделал. Однако по-прежнему Его могущество не убыло. Он ничего не утратил. Таков Бог и высшая энергия Бога, ачинтья-шакти.

 

У нас есть какие-то сбережения, и если мы их расходуем, то на следующий день у нас на счету не остается ничего - ноль. Мошенники утверждают, что изначальная истина это ноль, шуньявада. Они не знают, что Бог никогда не равняется нулю, что Он всегда величина положительная. Поэтому мы должны иметь ясное представление о Боге. Теологи должны черпать эти идеи из ведических писаний, и не позволять глупцам и мошенникам вводить себя в заблуждение. Природа Бога и Его неиссякаемых энергий объяснена в ведической литературе. Наша энергия иссякает, но энергия Бога - нет. В этом разница между Богом и нами. Я не могу быстро ходить или делать многое из того, на что способен молодой человек, потому что моя юношеская энергия иссякла. Но Бог всегда юн. Адваитам ачйутам анадим ананта-рупам адйам пурана-пурушам нава-йауванам ча: «Кришна, Верховная Личность Бога, абсолютен, непогрешим и не имеет начала. Давая начало бесчисленным многообразным экспансиям, Он является изначальной личностью, самой древней и всегда выглядящей как юноша в самом расцвете сил» [Брахма-самхита, 5.33]. Кришна также говорит в «Бхагавад-гите»: ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати - «Верховный Господь пребывает в сердце каждого». Он находится также в каждом атоме, но тем не менее Он един. Таков Бог. И Он адвайта, недвойственный, то есть не нужно думать, что Он живет в вашем сердце, а в моем сердце живет кто-то другой. Нет, все Его проявления едины. Благодаря Своему всепроникающему аспекту Он присутствует везде и во всем, и в то же время Он локализован в пространстве, и Он один.

 

Абсолютная природа любви Кришны

 

Д-р Сингх. Шрила Прабхупада, в трудах некоторых теологов Запада говорится, что Бог - это любовь.

 

Шрила Прабхупада. Бог - это все. Почему они говорят, что Он - это или то? Бог это все, потому что Он абсолютен. Его любовь или Его ненависть - одно и то же. В этом материальном мире мы различаем любовь и ненависть. Но ненависть Бога и любовь Бога - одно и то же. Поэтому Его называют ачинтьей, непостижимым. Любовь Бога к гопиве и ненависть Его к Камсевж привели к одинаковому результату. И Камса и гопи направились в духовный мир. Путанавз пришла отравить Кришну, а мать Яшода всегда старалась уберечь шаловливого малыша Кришну от беды. Так что Яшода и Путана представляют полную противоположность друг другу, но обе они достигли одного и того же результата. Кришна думал: «Я сосал грудь Путаны, поэтому теперь она Моя мать. Она должна разделить удел Яшоды». Такова абсолютная природа любви и ненависти, которые испытывает Кришна. Эта любовь и ненависть не имеет ничего общего с относительным миром, в котором живем мы.

 

В этом концепция Бога как Абсолюта: у Бога есть много аспектов, но все они абсолютны (адвайта).

 

ваданти тат таттва-видас

таттвам йадж джнанам адвайам

брахмети параматмети

бхагаван ити шабдйате

 

«Ученые-трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную сущность Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» [Бхаг., 1.2.11]. У Бога есть безличный всепроникающий аспект (называемый Брахманом) и локализованный аспект Параматмы. И в то же самое время Он - Бхагаван, который является Его изначальной личностной трансцендентной формой. Эти три аспекта одновременно различны и едины. Такова природа Бога, ачинтйа-бхедабхеда-таттва - одновременное единство и различие. Тот, кто приходит к личностной концепции Бхагавана, достигает одновременно Брахмана и Параматмы. Все эти аспекты являются Кришной, но между ними есть и разница. Они в одно и то же время едины и различны.

 

От кого нужно получать знание

 

Д-р Сингх. Шрила Прабхупада, многим людям трудно признать существование Бога.

 

Шрила Прабхупада. Они больны, но не хотят лечиться. Если они не хотят лечиться, это их вина. Мы прямо заявляем, что тот, кто не находится в сознании Кришны, сознании Бога, - сумашедший. Находясь под властью иллюзорной энергии, низшей материальной энергии, такой человек несет один вздор. Но кто станет принимать его слова всерьез? Бог существует независимо от того, верим мы в это или нет. Отвергать существование Бога - это все равно что утверждать, будто солнце восходит не на востоке. Но есть ли смысл в этом утверждении? Каждый знает, что солнце восходит на востоке. Если же кто-то оспаривает это, тем самым он доказывает лишь собственную слепоту. Поэтому, чтобы выйти на свет из тьмы невежества, мы должны обратиться к тому, кто обладает знанием. Вы должны найти такого человека, гуру, и предаться ему. Затем нужно задавать ему вопросы, и какие бы ответы он ни давал, их нужно принимать. Таков путь осознания Бога. Сначала нужно найти гуру, затем добиться его благосклонности своим служением и преданностью. И тогда гуру объяснит все. Кришна разъясняет в «Бхагавад-гите» [4.34]:

 

тад виддхи пранипатена

парипрашнена севайа

упадекшйанти те джнанам

джнанинас таттва-даршинах

 

«Просто постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Смиренно вопрошай его и служи ему. Осознавшая себя душа способна передать тебе знание, поскольку она увидела истину».

 

 

Вызов

Д-р Абрахам Т. Кавур - президент Шри-Ланкийского филиала Ассоциации рационалистов, организации, главной целью которой является опровержение существования Бога и души. 14 августа 1977 г. коломбийская газета «Санди Таймс» (Шри-Ланка) опубликовала статью д-ра Кавура под названием «Есть ли жизнь после смерти?». В своей статье Кавур утверждал, что жизнь - это высокоорганизованная химическая структура и что душа не способна пережить смерть тела, поскольку на самом деле души как таковой не существует. Эта статья вызвала горячие дебаты как в «Санди Таймс», так и в переписке между д-ром Кавуром и членами Шри-Ланкийского отделения Международного общества сознания Кришны. Ниже публикуются статьи из «Санди Таймс» и часть переписки с д-ром Кавуром.

 

«Санди Таймс»,

21 августа 1977 г.

 

То, чего не может наблюдать д-р Кавур

 

[Статья Хамсадуты Свами и Махаканты даса.]

 

Несмотря на то, что д-р Кавур и ему подобные очень гордятся своими познаниями, необходимо указать на тот факт (ради тех читателей, которые не искушены в софистике), что люди, подобные д-ру Кавуру, выдающие себя за стражей логики, разума и научного прогресса, встают на очень зыбкую почву, когда берутся судить о вопросах, выходящих за пределы компетенции их ограниченных чувств. Это особенно касается вопроса о жизни после смерти.

 

В первой же строке своей статьи д-р Кавур пишет: «Я не придерживаюсь того взгляда, что моя жизнь сосредоточена в определенной части моего тела». Это утверждение, так же как и следующее за ним: «Я не верю в существование души или духа, переживающего смерть моего тела», - выдает всю зыбкость его позиции. На протяжении всей статьи д-р Кавур высказывает свои взгляды, убеждения и мнения относительно вопроса, целиком лежащего за пределами его наблюдательных возможностей, и делает попытку выдать свои измышления за непогрешимую научную истину.

 

При всем нашем почтении к доктору Кавуру мы позволим себе заметить, что метод непосредственного чувственного восприятия, на который он опирается, делая свои многочисленные утверждения, касающиеся жизни после смерти, очень ограничен и несовершенен.

 

Возьмем, к примеру, глаза. Они функционируют лишь при определенных условиях: если не будет света, я не смогу разглядеть даже собственную руку. Мы не способны разглядеть ни то, что находится ближе всего к глазу - свое собственное ве-ко - ни то, что дальше всего от него - внешние границы этой вселенной. Воистину, наши глаза несовершенны. Подобным же образом ограничены чувства осязания, вкуса, обоняния, и ум наш тоже далек от совершенства. Следовательно, любое заключение, основанное на несовершенном чувственном восприятии, обязательно будет отмечено той же печатью несовершенства.

 

Исследования, эксперименты и гипотезы, основанные на несовершенном чувственном восприятии, утрачивают всякий смысл, когда применяются к предметам, не подлежащим экспериментальному изучению или умозрительному постижению. Попытка воспользоваться чувственным восприятием для постижения таких предметов была бы равносильна стараниям ребенка выяснить, кто его отец, задавая этот вопрос всем мужчинам мира, - по меньшей мере нелепая затея. Чтобы выяснить кто его отец, человек должен принять авторитет матери. Другого выхода нет. Поскольку никто не может видеть своего отца в момент своего зачатия, необходимо принять на веру то, что говорит мать. Любой здравомыслящий человек не может не согласиться с этим.

 

О душе и ее перевоплощениях д-р Кавур пишет: «Я не располагаю никакими вескими основаниями и доказательствами, чтобы поверить в это». Это заявление в очередной раз показывает ограниченность и несовершенство, а следовательно, бесполезность непосредственного чувственного восприятия в сфере, лежащей за пределами его компетенции. Д-р Кавур поступил бы гораздо осмотрительнее и в большем соответствии с профессиональной этикой, если бы вместо того, чтобы глупо заявлять: «Я не верю, что обладаю душой или духом, переживающим смерть моего тела», - он признал бы свою неспособность разрешить этот вопрос доступными ему методами. Существует душа, которая перевоплощается, и существует Верховная Душа - Бог. Однако мы должны отметить, что душа принципиально отлична от материи, поэтому для обнаружения души и познания ее природы не могут быть применены методы материальной науки.

 

Это не означает, однако, что данный вопрос открыт для выдвижения всевозможных измышлений и ни на чем не основанных предположений, как это стало модно в наши дни. Точно так же как существует материальная наука, имеющая дело с материальными явлениями, есть и духовный научный метод, позволяющий тому, кто его применяет, проникнуть за пределы грубой и тонкой материи и непосредственно убедиться в существовании души, понять, каким образом она перевоплощается и в каких взаимоотношениях она находится с Богом, Верховной Душой.

 

Настоящий ученый никогда не стал бы опрометчиво заявлять: «Я не верю в существование души или духа, который переживает смерть моего тела». Вместо этого он с радостью воспользовался бы общепринятыми методами, одобренными уважаемыми и признанными представителями духовной науки. Такой искренне стремящийся установить истину ученый в интересах науки поставил бы над собой эксперимент, безоговорочно подчинившись условиям, которые диктует этот метод. Только тщательно проверив под руководством авторитетного профессора духовной науки на самом себе все имеющиеся методы, он взял бы на себя смелость судить об этом предмете. Подлинная научная методология подразумевает построение теории, наблюдение и эксперимент, и все эти методы в равной мере применимы в духовной науке.

 

Жизнь не возникла в результате соединения химических веществ, как уверяют нас некоторые ученые. Наоборот - жизнь порождает материю. Живой мужчина и живая женщина в момент сексуального акта становятся причиной появления живого ребенка. Мертвый мужчина и мертвая женщина не способны дать жизнь потомству. Живое дерево может принести плод, мертвое же дерево не обладает такой способностью. Жизнь отличает от смерти присутствие души, которая описывается в «Бхагавад-гите» как высшая энергия (пара пракрити). Именно эта высшая энергия проявляет все, что доступно нашему восприятию.

 

Если жизнь - всего-навсего сочетание химических соединений, как предполагают некоторые ученые, то почему же наука не может ввести в мертвое тело оживляющий химический препарат и сделать человека бессмертным? Если дать ученому химические вещества, входящие в состав материального тела, сможет ли он, соединив их, создать жизнь?

 

В ответ на подобные вопросы ученые-материалисты обычно отвечают: «Мы пытаемся, мы сделаем это в будущем». Но это не наука. Это блеф.

 

Эти ученые гордо заявляют: «Души нет. Бога нет. Все возникло случайно». Но когда их просят обосновать свои утверждения, они могут предложить только чек, подлежащий оплате в будущем. «Мы пытаемся, мы добьемся этого в будущем». Будучи типичным ученым-материалистом, д-р Кавур прибегает к такому же обману, говоря: «Недалеко то время, когда человек, сможет применить свои достижения в генетике, чтобы качественно улучшить свой род».

 

Я бросаю вызов д-ру Кавуру. Пусть он введет в мертвое тело соответствующие химические вещества и вернет его к жизни. Или пусть введет соответствующие химические препараты в свой организм, чтобы предупредить собственную смерть и восстановить свое старое и изношенное тело, вернув ему блеск и красоту юности.

 

Если он сочтет эту задачу слишком трудной, то, может быть, он способен создать какую-нибудь простейшую форму жизни, скажем, комара или клопа? А еще лучше, если он заново соединит все химические вещества в теле богомола, которого обезглавил (как он поведал в своей статье), и вернет его к жизни. Или наука д-ра Кавура это улица с односторонним движением - в сторону уничтожения жизни?

 

Но, может быть, наука еще не готова за один прием создать жизнь в законченной форме. Если это так, то пусть д-р Кавур просто сделает пластмассовое яйцо, введет в него белые и желтые химические вещества, поместит это искусственное яйцо в инкубатор, а затем получит хоть одного цыпленка, который мог бы нести яйца и высиживать своих цыплят.

 

Но даже эта задача может оказаться непосильной для д-ра Кавура. Тогда пусть он попытается произвести хоть каплю молока или зернышко риса с помощью химической реакции. Вот когда его можно было бы принимать всерьез.

 

Конечно, все знают, что эти задачи не по плечу даже самым могущественным так называемым ученым. В своем следующем выступлении д-р Кавур, несомненно, прольет на читателя целый поток витиеватых слов, чтобы скрыть за ними свой блеф. Но все его речи можно будет свести к одному: «Мы сделаем это в будущем, мы пытаемся». И какими бы словами он это ни сказал, от этого блеф не перестает быть блефом.

 

Хамсадута Свами

Махаканта дас

Международное обществ

о сознания Кришны

 

Д-р Кавур протестует

 

ЛИНЕ [Статья д-ра Абрахама Кавура]

 

В статье, озаглавленной «То, чего не может наблюдать д-р Кавур» («Санди Таймс» за 21 августа), господа Махаканта дас и Хамсадута Свами, последователи культа «Харе Кришна», показали свое ужасающее невежество в таких отраслях современной биологии, как биохимия, молекулярная биология, нейробиология, евгеника, генная инженерия, внеутробное оплодотворение, партеногенез и так далее.

 

Из их статьи становится ясно, что они приравнивают жизнь к уму и несуществующему духу или душе. Не похоже, что им известно, что умом наделены только те животные, которые имеют нервную систему, и что умственные способности животных разнообразны и находятся в прямой зависимости от степени развития их нервной системы, тогда как жизнь есть у всех организмов. Несмотря на убеждения миллионов верующих, на протяжении тысячелетий не получено никаких биологических доказательств наличия у организмов души. Господа Дас и Свами утверждают, что по мнению «профессоров духовной науки» существует душа, претерпевающая перевоплощения, и существует Высшая Душа - Бог.

 

Я бы хотел знать, на основании каких объективных данных эти так называемые профессора делают свои фантастические заявления. Согласно обоим авторам, жизнь предшествует материи. Они говорят: «Жизнь возникала не в результате соединения химических веществ, как уверяют нас некоторые ученые. Наоборот, жизнь порождает материю».

Основным источником жизни на планете Земля является солнце. Солнечная энергия накапливается в зеленых растениях, а затем в результате цепи химических реакций, называемых фотосинтезом, солнечный свет преобразуется в химическую энергию. Остальные организмы, отличные от растений, получают энергию, питаясь зелеными растениями или животными, питающимися зелеными растениями. Эта пища являет-ся топливом, снабжающим организмы жизненной энергией. Энергия в пище высвобождается путем ее медленного окисления в процессе дыхания.

 

Дас и Свами утверждают, что в силу несовершенства своих сенсорных возможностей ученые - в отличие от «духовных ученых» - не способны постичь истинную природу вещей. Но разве сенсорные возможности этих псевдоученых превышают сенсорные возможности истинных ученых? Или же так называемые духовные ученые обладают какой-то иной формой восприятия, чем сенсорное?

 

Получить знание и образование с помощью медитации, являющейся лишь формой самогипноза, невозможно.

 

Дас и Свами спрашивают, могут ли ученые сделать так, чтобы из пластмассового яйца вылупился цыпленок.

 

Я не знаю, известно ли им, что ученые создали более десяти элементов, таких как фермий, плутоний и эйнштейний, которые Бог не мог создать, поскольку не был знаком с технологией, используемой для их создания. Знают ли эти двое об успехах шри-ланкийского ученого д-ра Сайрила Поннамперума и индийского ученого д-ра Бала Гобинда Кораны, лауреата Нобелевской премии? Этим ученым удалось синтезировать аминокислоты - строительный материал живой протоплазмы - из неорганических веществ, воспроизведя условия, существовавшие в первичной атмосфере Земли. Известно ли им, что человеческая сперма может оплодотворять человеческую яйцеклетку и в пробирке, и что человеческий зародыш может развиваться в искусственной матке или в матке специально нанятой женщины?

 

Среди животных, эволюционировавших на этой планете, человек - единственное, которое успешно продвинулось во всех сферах деятельности. Это было достигнуто благодаря знаниям и науке. В то время как все организмы продолжают жить, как жили миллионы лет тому назад их предки, человек прошел путь от пещерного жителя до современного космонавта, используя науку и технику, не прибегая ни к помощи Бога, ни к знаниям, изложенным в каких бы то ни было писаниях!

 

Достижения медицины и социального обеспечения помогают все большему числу неполноценных людей выжить и произвести потомство - будущих граждан, также неполноценных. Достигая близкую цель, мы ставим под угрозу более отдаленную. Правительства будущего не собираются позволять неполноценным людям плодить неприспособленных к жизни детей под предлогом того, что жизнь, якобы, происходит от Высшей Души.

 

Именно благодаря своей уникальной способности творчески мыслить человек преуспел в борьбе с законами природы. Высокоразвитые полушария головного мозга и глубокие извилины на его коре дают человеку возможность мыслить творчески. Ученые, как правило, мыслят объективно, потому что в своих рассуждениях опираются на эмпирическое знание. А мистики и ясновидцы, так называемые духовные ученые Дас и Свами, обосновывают свои рассуждения субъективными ощущениями. Книги по химии, физике, математике, географии, истории, геологии, антропологии, палеонтологии, инженерии, медицине, астрономии и т.д. - плоды труда объективных мыслителей. С другой стороны, такие книги, как «Тысяча и одна ночь», «Путешествия Гулливера», сказки, «Махабхарата», «Рамаяна», Библия, Коран, «Путешествия пилигрима», Джатаки, а также астрология, хиромантия, нумерология, теология, демонология и т.д., являются продуктами субъективного мышления. Первые основаны на фактах, а вторые - на вымысле.

 

Вот некоторые из замечательных достижений человечества за последние годы: высвобождение атомной энергии, полеты в космос, высадка на Луне, пересадка органов, спутниковая связь и т.д. Все это достигнуто благодаря науке. Повредившиеся в уме интеллектуалы не стесняются повсюду распространяться о своих галлюцинациях и часто становятся основателями и проповедниками самых разных религиозных культов.

 

д-р Абрахам Кавур.

 

«Санди Таймс»,

4 сентября 1977 г.

 

Вызов остается в силе

 

ЛИНЕ [Хамсадута Свами]

 

Прежде всего следует отметить, что д-р Кавур поступил именно так, как я предсказывал в своей предыдущей статье - он обрушил на читателя потоки слов и жонглировал ими, избегая ответа на главный вопрос: если жизнь произошла в результате случайных биохимических реакций, как утверждают некоторые ученые, может ли ученый Кавур, имея под рукой набор необходимых химических веществ, вдохнуть в них жизнь?

 

Но вместо ответа на этот вопрос он «находчиво» заявил: «Ученые создали более десяти элементов, таких как фермий, плутоний и эйнштейний».

 

Но этим элементам далеко до живых существ. Д-р Кавур говорит, что д-р Сайрил Поннамперума и д-р Бал Гобинд Корана, лауреат Нобелевской премии, синтезировали строительные блоки живой протоплазмы. Если это действительно так, почему д-р Кавур не примет вызова и не создаст из этих строительных блоков живой организм? Мой вызов остается в силе.

 

Что касается выращивания младенца в пробирке, то это осуществимо лишь при наличии спермы и яйцеклетки живых мужчины и женщины. Другими словами, так называемые ученые не в состоянии создать семя жизни, необходимое для того, чтобы произвести на свет младенца в пробирке. Тогда в чем же их заслуга, даже если они вырастят ребенка в пробирке? Бог уже производит на свет ежедневно миллионы младенцев в естественной пробирке - материнской утробе. С другой стороны, ученые убивают тысячи младенцев во чреве матери, делая аборты, и называют это «научным прогрессом».

 

Утверждение д-ра Кавура о том, что «ученые являются объективными мыслителями, потому что в своих рассуждениях опираются на эмпирическое знание» только подкрепляет главный тезис о том, что душа находится за пределами возможностей ограниченного чувственного восприятия. Поэтому для ее изучения необходим совершенно иной подход. Слово «эмпирический» означает «основанный на наблюдении и эксперименте». Наблюдение и эксперимент осуществляются с помощью ограниченных чувств, поэтому выводы, сделанные на основе результатов экспериментов, также должны быть ограниченны и несовершенны. Таким образом, душа и Бог фактически недоступны наблюдениям д-ра Кавура. Отчего же он так упрямится? Чтобы понять это, достаточно обладать просто здравым смыслом, не более того.

 

Д-р Кавур говорит: «Именно благодаря своей уникальной способности творчески мыслить человек преуспел в борьбе с законами природы». Только глупец может сделать такое нелепое зявление. Законы природы вынуждают каждого пройти через старость, болезни и, в конце концов, смерть. Природа в облике всепожирающей смерти стаскивает со сцены жизни даже самых могущественных завоевателей мира. Станет ли д-р Кавур первым живым существом в истории, которое не умрет? Поживем - увидим.

 

В заключение д-р Кавур говорит: «Вот некоторые из замечательных достижений человечества за последние годы: высвобождение атомной энергии, полеты в космос, высадка на Луне, пересадка органов, спутниковая связь и т.д.». Всем известно: первое, что сделали ученые, открыв атомную энергию, - изобрели атомную бомбу и без лишних слов сбросили ее на Японию, уничтожив в один миг десятки тысяч невинных жертв. Ничего не скажешь, замечательное достижение!

 

Ценой миллиардов и миллиардов долларов, многих лет исследований и напряженного труда ученые якобы побывали на Луне. Разумеется, все, что они «привезли» оттуда - это несколько расплывчатых фотографий, горстка камней и сообщение о том, что на Луне ничего не растет. А теперь они хотят еще больше денег, чтобы отправиться на Марс. Что в этом замечательного? Это полное безумие. На нашей планете Земля миллионы людей не имеют пищи, крова и не получают элементарного образования. Ученые заслуживали бы большего уважения, если бы вместо того, чтобы тратить миллиарды долларов на доставку камней с Луны, использовали заработанные тяжелым трудом деньги налогоплательщиков для облегчения положения людей на Земле. Камни остаются камнями, откуда бы их ни привезли: из Китая, с Луны или с Марса. Или, может быть, наука способна с помощью химических препаратов превратить камни в хлеб и сыр?

 

Теперь о главном: д-р Кавур спрашивает, на основании каких объективных данных мы делаем фантастические заявления о том, что и жизнь, и материя происходят из жизни, что существует душа, которая перевоплощается, и Высшая Душа, Бог. Как говорят, клин клином вышибают. Поэтому я могу просто отослать д-ра Кавура к авторитетным, рациональным и сугубо научным данным, полученным тремя исследователями, имеющими докторские степени и являющимися сотрудниками Института Бхактиведанты. Изучив представленные ими доказательства*, истинный рационалист согласится с их выводами о том, что жизнь никогда не возникает из материи, а только из жизни.

 

Хамсадута Свами

ИСККОН, Шри-Ланка

 

После того, как «Санди Таймс» поместила эту полемику на своих страницах, движение Харе Кришна публично бросило вызов д-ру Кавуру, предложив доказать свое утверждение о том, что жизнь возникает в результате случайных биохимических реакций. Международное общество сознания Кришны предложило д-ру Кавуру пятьсот тысяч рупий (шестьдесят тысяч долларов) за создание любой формы жизни - мыши, кошки, комара или другого видимого невооруженным глазом сущест ва - из химических соединений. «Санди Таймс» поместила следующую заметку:

 

«Первосвященник рационалистов Шри-Ланки, д-р Абрахам Кавур, который в течение десятилетий бросал людям вызов, требуя доказательств существования Бога, души и ее перерождений, переживает сейчас трудные дни.

 

 

ИСККОН (Международное общество сознания Кришны) бросает вызов д-ру Кавуру, предлагая ему аргументировать свое утверждение о том, что жизнь произошла из материи.

 

 

«Мы, участники Движения сознания Кришны, открыто бросаем ему вызов и предлагаем произвести любую форму жизни, хотя бы комара, смешав между собой любые реактивы. Если он не сможет подкрепить свою теорию доказательствами, он должен замолчать навсегда», - заявляют члены ИСККОН.

 

Они будут ждать д-ра Кавура в Холле Миссии Рамакришны 20 сентября в половине седьмого вечера. Вход бесплатный».

 

Пока газеты обсуждали это событие, Хамсадута Свами и д-р Кавур снова скрестили шпаги, вступив друг с другом в личную переписку. Часть этой переписки публикуется ниже.

 

Хамсадута Свами - д-ру Кавуру

 

6 сентября 1977 г., Шри-Ланка

 

Дорогой д-р Кавур!

Подумав, я решил написать вам еще несколько слов относительно существования Бога, души и ее перерождения. Я полагаю, эти соображения будут вам интересны.

 

Самая большая болезнь, овладевшая умами ученых, - это то, что они не верят в реальность какого-либо явления, пока она не доказана научными экспериментами. Когда ученый утверждает что-либо и подкрепляет свое утверждение научным экспериментом, ни у кого не остается сомнений в его правоте и все вопросы отпадают. Когда мы говорим таким ученым о душе, как правило, они задают один и тот же вопрос: «Как можно обнаружить присутствие души?» Поскольку им все время приходится иметь дело с приборами, их интересует можно ли обнаружить душу с помощью научных экспериментов. Однако ученые должны согласиться, что даже в их собственной сфере, науке, многие факты невозможно доказать экспериментально. Душа существует - это факт, но чтобы понять это, мы должны получить знание из компетентных источников - от Шри Кришны (Бога) или Его представителя в цепи ученической преемственности, то есть от духовного учителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: