Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».
Организовать Исследовательский центр по творческому альтруизму Сорокин смог благодаря финансовой поддержке известного в Америке филантропа, бизнесмена и мецената Эли Лилли, который пожертвовал на нужды Центра более 100 тыс. долларов, и за короткое время Центр выпустил 12 томов научных трудов, в каждом из которых значительное место занимают работы самого Сорокина.
Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.
Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией исторического прогресса. Сорокин выделяет ее функции: «… она была и остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; они (исследования) также показали: что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; что любовь – это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными; что любовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; что она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и особенно для гармоничного социального порядка и созидательного прогресса; наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров».
Все эти положения подтверждаются социологическими исследованиями, основанных на анализе тысячелетней истории и нескольких тысяч жизнеописаний, и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы, около 500 американцев – «добрых и хороших соседей». Как всякое общественное явление, энергия любви может быть измерена количественно. Сорокин выделяет пять измерителей силы любви – интенсивность, экстенсивность, длительность, чистота и адекватность субъективность альтруистических целей с их объективными результатами, также пытается получить сводный измеритель энергии альтруистической любви. «Применение экономических терминов «производство, накопление и распределение» к энергии любви кажется парадоксальным. Однако, в действительности оно имеет глубокий смысл, связанный с распределением ресурсов и инвестиций, определением политических целей и приоритетов, созданием и функционированием общественных институтов, определением содержания образовательного процесса – от детских садов до обучения взрослых, театрального репертуара, телепрограмм, издания литературы, периодической печати, наконец, ограничением средств на милитаризацию экономики и общества».
Исследовательская программа центра концентрировалась на пяти уровнях социального действия: подготовка индивидов, первичные группы, вторичные группы, сообщества, страны. В сущности, она являла собой Сорокинский проект движения в новый век, программу реконструкции общества, ставит даже задачу создания контуров новой Интегральной цивилизации, а также институционализации альтруизма.
Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится органичивать фокус своего исследования рамками названных теоретических направлений.
Заключение
П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.
Список литературы
П.А. Сорокин, “Общедоступный учебник социологии”, Москва, Наука, 1994г.
Введение в культурологию учебное пособие Москва 1995г.
А.С Кармин. Основы культурологии Морфологические культуры. СПб 1995год.
П.С. Гуревич Культурология.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.1992год.
Гуревич П.С. Философия культуры.