Психологические особенности процессов адаптации в период изменения объема и характера оперативно-служебной деятельности.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ И НАСТАВНИКАМ

«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

АДАПТАЦИИ К СЛУЖБЕ СТАЖЁРОВ, МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИСТЕМЫМВД. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАДРОВОГО СОСТАВА В ОВД»

Повышение эффективности адаптации стажёров, молодых сотрудников и выпускников образовательных учреждений МВД России – важное направление формирования высокопрофессионального кадрового состава ОВД, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи.

Анализ проблемы текучести кадров в ОВД позволяет выявить, что на закрепление на службе стажёров, молодых сотрудников и выпускников образовательных учреждений МВД России непосредственное влияние оказывают четыре группы факторов, действие которых носит взаимосвязанный и взаимопроникающий характер:

· социально-экономические,

· социально-психологические,

· ндивидуально-психологические,

· организационно-кадровые факторы.

Адаптация в широком смысле означает приспособление к окружающим условиям.

Социальная адаптация состоит в приспособлении личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, мотивами, склонностями, интересами. Речь идет о приспособлении к измененным условиям проживания и жизнедеятельности, к новому социальному окружению.

Социальная адаптация и социализация тесно связаны между собой и характеризуют единый процесс взаимодействия личности и общества. По мнению Е.Л. Андреева (1973) адаптация «выражает приспособление, «приноравливание» человека, к новым для него условиям предметной деятельности, без которого социализация оказывается малоэффективной или вообще невозможной», а социализации выражает процесс становления личности». Социализация личности является необходимым условием адаптации в обществе и в конкретном коллективе.

Служебная адаптация понимается как сложный, противоречивый, динамический процесс вхождения человека в систему производственных и социальных отношений, как приспособление к содержанию труда по конкретной специальности, условиям труда, новому социальному окружению. Социально-психологическая сторона процесса адаптации рассматривается как приспособление к групповым нормам и системе взаимоотношений в коллективе. Она, по мнению авторов, выражается в приспособлении новичка к социальной жизни сотрудников, их коллектива и формировании положительных отношений с товарищами по работе и в достаточно высоком уровне удовлетворенности этими отношениями.

Профессиональная адаптация - это приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение им ценностями в рамках профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение норм человека и профессиональной группы, усвоение профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, результатов, условий. Необходимость в адаптации возникает в различные периоды профессиональной деятельности, при любом изменении профессионального статуса, содержания деятельности, взаимоотношений в служебном коллективе и с руководством и т.д.

Профессиональная адаптация молодого сотрудника ОВД - приспособление и привыкание к характеру, режиму и условиям в системе ОВД, достижение определенного уровня профессиональными знаний, умений и навыков, необходимых профессиональных качеств личности, которые являются условием успешного овладения специальностью.

Профессиональная адаптация сотрудников в системе МВД формируется из:

- осознание мотивов и целей служебной деятельности

- адаптации к условиям деятельности, овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями, освоение норм и требований профессии;

- адаптации к содержанию деятельности, в т.ч. включение профессионального саморазвития (выработка профессионально-важных качеств, развитие мотивации, целеобразования, перестройка самоидентичности, овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, принятие профессиональных норм и ценностных ориентаций);

- адаптации к служебному коллективу, т.е. включение в первичную (малую) группу сослуживцев, сближение личностных ценностных ориентаций с ценностными ориентациями профессиональной группы;

- адаптации к отношениям с руководством.

Каждая из форм профессиональной адаптации имеет свой механизм функционирования:

- пассивная форма: конформные реакции, подражание;

- активная форма: увлечение, внушение, убеждение.

Нарушение целостности всего процесса, неудовлетворительная адаптация хотя бы по одному из направлений не позволяет достичь успешности процесса адаптации в целом. Это может приводить к снижению эффективности и качества оперативно-служебной деятельности, дисциплинарным проступкам, явлениям психической дезадаптации, вплоть до формирования кризисных психологических состояний. Одним из неадекватных способов реагирования в такой ситуации является слабомотивированная смена должностей или увольнение со службы в ОВД.

Критерии адаптированности стажёров, молодых сотрудников и выпускников к условиям будущей профессиональной деятельности определяются следующими показателями:

- показатели адаптированности к содержанию будущей профессиональной деятельности: объем знаний, сформированность профессионально-важных умений, навыков и качеств личности, способность решать профессиональные задачи;

- показатели адаптированности к условиям будущей профессиональной деятельности: уровень представлений о содержании и условиях будущей профессиональной деятельности; готовность к преодолению трудностей в процессе будущей профессиональной деятельности; уровень адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости;

- показатели адаптированности к нормам и ценностным ориентациям будущей профессии: отношение к профессии сотрудника ОВД; стремление служить в ОВД; сформированность представлений о нормах и ценностных ориентациях сотрудника ОВД и готовность руководствоваться ими в оперативно-служебной деятельности.

В процесс адаптации также включаются социально-экономические, демографические, биографические, психологические, психофизиологические предпосылки, объективные и субъективные, социальные и личностные факторы, общие и особенные, внутренние и внешние. Все они так или иначе влияют на процесс профессиональной адаптации стажёров, молодых сотрудников и выпускников учебных заведений системы МВД в зависимости от их содержания и степени интенсивности.

В ходе выполнения служебных задач часто возникают ситуации с реальной опасностью для жизни и здоровья. Наряду с этим здесь действуют факторы неожиданности, внезапности, высокой вероятности возникновения непредвиденных ситуаций. Служба в ОВД характеризуется повышенными физическими и морально-психологическими нагрузками. В большинстве случаев служебная деятельность протекает в режиме высокого морально-психологического напряжения.

Эффективность профессиональной деятельности обеспечивается не только приобретением специальных знаний, навыков и умений, необходимых сотруднику ОВД для успешной служебно-боевой деятельности, но и целым рядом его личностных качеств.

Недостатки в профессиональной подготовке молодых сотрудников, недостаточная сформированность у них профессиональной направленности и моральной готовности к предстоящей службе ведут к профессиональной дезадаптации, заключающейся в снижении мотивации к службе, разочарованию в выборе профессии, увольнению из ОВД уже в первые годы службы.

Анализ трудностей, испытываемых стажёрами и молодыми сотрудниками, показывает, что менее всего они готовы к низкому уровню оплаты труда, неустроенности жилищных условий, большому психологическому напряжению в процессе служебно-боевой деятельности.

Также очень значимы следующие факторы:

- преодоление психологического барьера, связанного со сменой обстановки;

- неуверенность в правильности своих действий на службе, в построении правильных отношений с сослуживцами, подчиненными, командирами;

- недостаточная помощь со стороны командиров и руководителей;

- трудности психолого-педагогического характера в работе с коллегами;

- неумение применять ранее полученные знания в практической деятельности;

- неумение организовывать и планировать свою работу;

- недостаточная практика в организации службы.

Формирование служебно-профессиональной направленности (мотивационной готовности к службе) осложняется тем, что в настоящее время у многих стажёров, молодых сотрудников и выпускников ВУЗов такие духовные ценности как активная деятельная жизнь, общественное признание, интересная работа, развитие, творчество, познание и самопознание, счастливая семейная жизнь имеют второстепенное значение. Приоритетными жизненными ценностями все больше становятся: материальная обеспеченность, свобода, независимость в суждениях и поступках.

Таким образом, эффективность служебно-профессиональной деятельности стажёров, молодых сотрудников и выпускников образовательных учреждений зависит от уровня их профессиональных знаний, служебно-профессиональной направленности и сформированности профессиональных качеств. Эти показатели в основном и определяют перспективу профессиональной адаптации.

Психологические особенности процессов адаптации в период изменения объема и характера оперативно-служебной деятельности.

Устойчивая психическая адаптация (адаптированностъ психической деятельности) – это комплекс регуляторных психических качеств, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение, эффективное взаимодействие со средой и оптимальный уровень нервно-психического напряжения.

Критерием нервно-психической устойчивости можно считать психическую комфортность человека, определяемую как сбалансированность положительных и отрицательных эмоций.

Понятие устойчивая адаптация можно считать синонимом нормы, здоровья. При изменении привычных условий жизни появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность, поведение человека. Возникает необходимость в новых реакциях на раздражители, вызванные изменившимися условиями. Относительная дезорганизация психических функций является сигналом для включения механизма регуляции и компенсации, и является началом переадаптации.

Все процессы психической адаптации и дезадаптации (как окружающей реальности, так и в экстремальных условиях) имеют определенные этапы.

Выделяют следующие этапы динамика адаптационного процесса, которые зависят от индивидуальных особенностей человека, условий его деятельности и т.п.:

1. Подготовительный этап имеет место в том случае, если человек знает или предполагает с определенной степенью вероятности о предстоящих изменениях. Человек накапливает определенную информацию о предстоящих изменениях, и в зависимости от индивидуальных особенностей личности и мотивации познавательное поведение может носить целенаправленный или же пассивный характер.

В первом случае человек стремиться получить как можно больше информации, проявляет активный интерес. Здесь кроме активного потребления информации происходит своеобразная внутренняя интеллектуальная и волевая подготовка к переходу в измененные условия существования.

Второй тип познавательного поведения носит характер лишь восприятия получаемой информации. При этом сама информация может быть случайной и обрывочной, в основном соответствующей внутренним ожиданиям, без критического ее осмысления.

2. Этап стартового психического напряжения являетсяпусковым моментом приведения в действие механизма переадаптации.

Содержание этого этапа состоит в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряженности, которое активизирует деятельность организма, мобилизует психические ресурсы.

3. На этапе острых психических реакций входа личность начинает испытывать фрустрирующее влияние среды, происходит активация адаптационного механизма.

На этом же этапе впервые проявляется дезадаптация - необходимый составной компонент адаптационного процесса - как относительно кратковременное ситуативное состояние, возникающее под воздействием новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды, а также побуждающее к переадаптации.

Рост напряжения сопровождается эмоциональным возбуждением, которое препятствует рациональным процессам. Однако если нарастание напряженности превысит индивидуальный порог толерантности еще до того, как перестроившаяся система психических реакций позволит личности найти конструктивные пути выхода из ситуации и обеспечит его успешную переадаптацию, то усиливается дезорганизации деятельности, истощаются психические резервы человека, наступает дезадаптация.

Деструктивные последствия такого состояния проявляются в агрессии и бегстве от ситуации.

Первый тип реагирования - агрессивный - в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие. Однако при осознании возможной опасности агрессия направляется на любой случайный объект, т.е. вымещается не на истинных препятствиях, а на их «заместителях». Это может выражаться в грубости по отношению к сослуживцам, немотивированных вспышках гнева, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к данной личности.

Второй тип реагирования - бегство от ситуации - характеризуется «уходом» человека в свои переживания, воспроизведение собственных негативных состояний, самообвинения и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы, замкнутость, отрешенность. В худшем случае единственным выходом из ситуации и решением всех проблем видится уход из жизни. Кроме суицидальных эксцессов, имеет место угроза психических изменений личности. Возникает проблема психического здоровья человека, если не будет своевременно диагностировано дезадаптивное состояние и оказана соответствующая помощь.

4. При развитии адаптационного процесса в благоприятномнаправлении он вступает в этап завершающего психического напряжения. Здесь происходит своеобразная подготовка психики к возвращению к старым режимам функционирования и подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности, переживания в связи с долгожданным возвращением к привычной жизни.

5. Этап острых психических реакций выхода как любые изменения условий деятельности, окружающей среды предполагает перестройку комплекса психических реакций. Для этого этапа характерна эйфория, чувство преодоления многих социальных ограничений, ощущение «полной» свободы и «неограниченных» возможностей. Наступает реадаптация к привычным условиям жизни.

Таким образом, процесс адаптации человека к измененным условиям определяется наличием адаптационных способностей (адаптивностью) - комплексом индивидуальных психологических особенностей, определяющих адекватное требованиям изменившейся ситуации эффективное взаимодействие с данной средой без чрезмерного психического напряжения. Но, поскольку различные условия деятельности предъявляют к человеку различные требования, адаптация человека к этим условиям требует различного сочетания качеств, входящих в понятие адаптационного резерва.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: