Вводя собственную терминологию, старайтесь сделать так, чтобы она сочеталась с уже имеющейся, чтобы не запутать учеников. Для сформировавшихся систем используйте существующую терминологию.
В деталях шага (Таблица 1) мы определяем те пункты, по которым люди смогут сами себя проверить, а вы – оценить, что у них получается, и поправить, что не получается. Этот список должен быть понятным и не слишком длинным. В оперативную память мы можем одновременно поместить около семи параметров и пользоваться ими, больше уже сложно. Потому чем короче этот лист, тем проще с ним работать.
Здесь важно понимать, что является свойством конкретного шага, а не в принципе свойством передвижения людей в пространстве. То есть перенос веса на каждом шаге и комфортная длина шага – это что-то общее, по умолчанию, и это вы скажете до того как перейдете к рисунку шага.
Таблица 1. Примеры points to observe.
Променад | Skip change of step |
Ритмический рисунок Стопа-носок-носок 3 счета Step-step-close Вертикальная амплитуда | Ритмический рисунок Close to 3rd Хоп с прямой ногой Through Reach Высота хопа Полупальцы |
После того как отработаны основные детали шага, мы начинаем «придираться» к человеку, чтобы становилось еще лучше, но для достаточно хорошего шага хватит минимума, обозначенного в листе. Потому что одна из наших главных задач при работе с начинающими – не научить людей танцевать, нет. Наша задача – ввести человека в сообщество. Чтобы человек мог танцевать сам, не создавая серьезных сложностей окружающим, и понимать, что происходит вокруг. Список вам нужен для того чтобы понять, на чем можно остановиться. Если вы будете добавлять полупальцы, натянутый носочек, какой-нибудь эпический reach, то вы начнете докучать людям, которым это не нужно. Кто-то получает удовольствие на уровне достаточного минимума. Есть смысл в течение сезона говорить, что неплохо бы добавить, но если человек над этим не работает, значит, для него это пока не актуально.
|
Мы работаем в полную силу на тренировке, а когда приходим на бал, то не обращаем внимания на эти детали и теряем часть техники. Потом устаем и теряем еще. А теперь представьте, что мы уберем отработку на занятии. Что останется на выходе?
Как мы даем тот или иной шаг?
1. Показываем шаг, показываем ритмический рисунок, просим людей повторить.
2. К этому ритмическому рисунку мы добавляем деталь из листа и следим за ее выполнением. Обращаем внимание учеников на один конкретный пункт. Затем на следующий и так далее по списку.
3. В конце мы собираем все в кучу, чтобы люди следили за всем подряд.
Если вы сразу вывалите на учеников все детали шага, вы только потеряете время, потому что очень редкие танцоры могут разом все это запомнить. Скорее всего, эти редкие танцоры – вы сами.
Обычно люди воспринимают информацию порционно, и ваша задача – разбивать шаги на эффективные порции. Так же можно работать и с фигурами.
Эта методика помогает дать больше уверенности вашим ученикам, и с ними легче работать в дальнейшем.
Разминка
На практически каждом классе используется один важный инструмент. Это разминка. Разминке приписывают разные функции, но в первую очередь это инструмент, призванный решать ваши задачи в рамках класса или подготовки к чему-либо. Вы можете включать в разминку шаги, фигуры, детали шагов, танцевальные па, которые сегодня на занятии не понадобятся, но в которых нужно напрактиковаться, или просто веселый элемент, чтобы люди проснулись и включились в занятие.
|
Все, что вы делаете на разминке, вы делаете зачем-то.
Задачи разминки:
- Разогрев
- Отработка элементов
- Включение в занятие
- Тренировка шагов
- Воспитание тела
- Синхронизация
- Развитие музыкальности, ритмики
- Проверка уровня танцоров
- Взаимодействие (ослабление тактильного барьера)
Несколько советов:
1. Нет смысла в каждую разминку включать все перечисленные задачи. Обычно на одной разминке реализуются 3-4 пункта.
2. Проверка уровня группы подходит для открытых уроков, мастер-классов в незнакомой группе или первых занятий с новым набором. Упражнения на проверку уровня – это что-то, что дается несложно, но с первого раза возьмут не все. Что-то не получилось с ходу – не страшно. Но вам это дает понимание того, с кем вы имеете дело. У RSCDS на такой случай есть разминочные танцы. Это достаточно универсальная вещь, хотя на маленьких группах не всегда хороша.
3. Логично проводить разминку под ту музыку, под которую вы будете танцевать первые танцы на занятии, чтобы включить учеников в стиль танца.
4. Составляя разминку, надо понимать, зачем она вам нужна на конкретном занятии. Глупо ползанятия учить падебаски, а потом перейти к вальсам: зачем ученику падебаски, если он не понимает, куда их ставить?
Что для ученика удачный танцкласс?
|
- Удовольствие
- Нет неудовольствия
- Повышение самооценки («я смог»)
- Понятно, доступно
- Проводить время интересно
- Вместе, в компании
- Держит внимание
- Харизма преподавателя
- Эффективность (новые знания и навыки)
- По вкусу
- Атмосфера
- Не скучно (плотность занятия)
Из выделенного списка сосредоточимся на первом и последнем пунктах. Если люди не получают удовольствия от ваших занятий, они рано или поздно уйдут. С другой стороны, они могут ходить на занятия ради подготовки к конкурсу, это вопрос цели. Однако если мы говорим о социальном эффекте, то на первом месте стоит получение удовольствия. И оно обратно пропорционально уровню непонимания того, что происходит. Чтобы уменьшить непонимание (и повысить уровень удовольствия), мы планируем классы.
К вопросу о целях
Вы знаете ситуацию в своей студии и делаете выбор, кого вы учите и чему. Это два главных вопроса, ответы на которые вы должны понимать. Причем с течением времени эти ответы могут меняться.
Интересы:
- группы
- преподавателя
- студии
Все три блока интересов должны учитываться – как при построении занятий, так и при планировании мероприятий студии. Проблема, когда что-то отходит в сторону. Например, когда в студию приходит новый преподаватель, который увлекается новым для коллектива направлением, группа подхватывает это течение, но идеологу студии это ни к чему – получается, что из системы выпадают интересы студии. Или педагогу и студии нужны серьезные мероприятия, чтобы показать уровень и культуру общения, а группа приходит потусить и забивает на костюмы.
Вы можете формировать предпочтения группы, чтобы и у вас они находили эмоциональный отклик. Полностью все три круга интересов никогда не сойдутся, но чем больше совпадений, тем лучше.
Подготовка к балу – формальный повод заниматься танцами. Есть ли студии, которые собираются приятно потанцевать, не ставя целью подготовку к балу? Есть, но живут они недолго. Как бы круто вы ни танцевали, должен быть некий формальный ответ, зачем вы занимаетесь, работающий на уровне общей идеи. Если вы сформировали «культ поклонения балу» – здорово. Люди к этому мероприятию готовятся, готовятся ответственно, для них это важно. Балоориентированность можно расценивать как применимость полученных умений на практике. Естественно, хорошо, когда кроме этого есть что-то еще. Потому что сама по себе балоориентированность может работать как в плюс, так и в минус.
Балоориентированность
+ -
Мотивация Приток новичков Оценка своего уровня, срез знаний | Можно учить по видео (не ходят в студию, только на балы) Нужна система мероприятий, чтобы интерес не спадал Старичкам надоедает |
Найти баланс интересов студии и участников.
Планирование
Что важно учесть:
- подбор инструментов
- уровень группы
- цель занятия
Самый важный инструмент:
показать – дать попробовать – дать обратную связь
По этому принципу вы даете любые шаги, фигуры, танцы.
У учеников преобладают разные типы восприятия, поэтому надо найти подход и к визуалам, и к аудиалам, и к практикам. Разложить фигуру на круг, на линии, сделать акцент на смену правым или левым плечом, на геометрические фигуры, которые образуются при перемещениях. Для кинестетиков обратить внимание на напряжение в руках, ощущения в стопах при третьей позиции ног и так далее.
Инструменты:
- Показывать, меньше слов (на технике, не касается исторических справок)
- Фиксировать успех
- Положение преподавателя в зале (вам видно и вас видно)
- Тренировки «на кроликах» заранее
Съедающие время моменты:
- Включение музыки (сокращается, если использовать телефон с Bluetooth-адаптером)
- Как вы говорите и показываете (в каком порядке, одновременно, внимание аудитории)
- Особенности восприятия (нужны разные объяснения от повтора к повтору; есть риск запутать тех, у кого получалось сразу)
Таблица 2. Типы занятий и планы для них.
Шотландия | Историчка схемная | Социальная импровизация |
1. Разминка 2. Шаг (step practice) 3. Разбор фигуры (formation) 4. Танец 5. Заминка | Чаще всего подходит шотландская система. | + ведение, ощущения в паре. Каждое занятие добавляется новая фигура и переходы в нее из других фигур (встраивание элемента в систему). |
То, что мы спланировали, особенно на первых порах, неизбежно расходится с действительностью. Это нормально. Тем не менее, есть универсальные способы, как сделать наши планы лучше, работающими более эффективно.
Перед занятием у вас должен быть план, но вы должны быть готовы по этому плану импровизировать.
Начинающему педагогу, когда что-то идет не так, как правило, нужен запасной план. Опытный педагог видит другую проблему, над которой надо поработать, и переключается на нее. Если вам срочно нужно что-то поменять, вы можете подстроить ваш план под сложившуюся ситуацию. Конечно, обидно, если вы три часа составляли план, а в том месте, где вы решили, что за пять минут все разберете, ученики почему-то тормозят двадцать минут. Обычно в таком случае что-то не так не с людьми, а с планом.
Рекомендации:
- Заранее прогнозируйте, какие ошибки самые частые, на что вы будете обращать внимание (длина шага, полупальцы, доворот корпуса и т.д.), а что не так важно. Исправляйте их по одной, по очереди. Рассчитывайте время на это.
- Продумывайте, как будут стоять ученики и где будете находиться вы: танцоры по кругу лицом в центр, по кругу по линии танца, в линиях, вы лицом к ученикам или к зеркалу, внутри или снаружи круга, движетесь по линии танца или против линии танца. Когда вы показываете шаг, удобно двигаться по линии танца, а под музыку идти во внутреннем кругу в противоход, чтобы видеть всех учеников.
- Если вы собираетесь отрабатывать шаг 20 минут и дольше, вам нужны изюминки, удерживающие внимание учеников. Это может быть работа без рук, шутки, смена музыки.
- Балансируйте нагрузку. Разбавляйте физически сложные вещи паузами, где можно постоять и подумать. Люди отдыхают в моменты, когда вещает педагог, здесь могут пригодиться интересные исторические справки.
- Пробуйте, экспериментируйте. Делайте пометки, что сработало лучше, какие методики вам интересны, но пока не работают, в чем нужно разобраться. План помогает не держать все это в голове.
- Лучше держать план на листах, а не в телефоне, чтобы пока ученики танцуют, вы могли подсмотреть следующий этап. Но смотреть в план при учениках – это как читать доклад по бумажке. Приучите себя к схематичному плану, на который достаточно бросить взгляд.
- Занятие должно развиваться логично, последовательно. Чем более логично пошагово построено занятие, тем лучше оно заходит в мозг ученику, тем меньше непонимания.
- Для продолжающих добавляйте акценты, экстра-детали: длину шага, выворотность, руки, polite turn, covering. Особенно это важно в работе со смешанными группами (см. далее).
Про план Б
Наверняка вы бывали в такой ситуации, когда народу пришло сильно меньше или сильно больше, чем вы рассчитывали. Или вы писали план для начинающих, а пришли опытные танцоры. Актуальная аудитория не попадает в ту, под которую написан план, и вы это понимаете сейчас, когда заходите в зал. Есть варианты построения универсальных планов занятий, но иногда мы завязаны на определенное количество людей. Что делать?
Можно составить план занятия из взаимозаменяемых блоков. Допустим, мы готовимся к шотландскому балу, и у нас есть несколько танцев с рилом на четверых. На занятии видим, что на Iona Cross народ не набрался – значит, перестраиваем план так, что урок все равно про рил на четверых и про skip change, мы просто заменили один танец на другой, на которой хватает людей. Если вы не анонсируете занятия заранее, то вы можете себе это позволить. Это не тот метод, которым нужно пользоваться всегда, но он позволит вам не прогореть, если что-то пошло не так, как вы ожидали. Это минимизация ущерба.
Хорошо, когда у вас с опытом появляются наработки, которыми вы можете занять людей, когда что-то пошло не по плану. Причем это не значит, что случилось что-то плохое. Например, у меня закончился материал, но осталось еще пять минут. Можно просто предложить станцевать какой-то известный людям танец. Можно повторить те шаги, которые вы разбирали в начале, потянуть спину, потянуть икры, после такой заминки и мышцы меньше болят, и позитива остается вагон. А если вы распустите всех по домам в этот момент, это сразу смажет впечатление от занятия. Старайтесь забить все время занятия.
Я все время не укладываюсь в тайминги, поэтому пишу план не на полуторачасовое занятие, а на час пятнадцать. Это не очень положительно говорит о моей способности планировать тайминги, но это помогает.