IV. Актуализация полученных знаний с элементами введения нового знания самими детьми.




Урок литературного чтения

в 4 классе по теме:

Обобщение по разделу

«Литературные сказки»

УМК «Школа России»

Учебник «Литературное чтение в 2-х частях. Часть 1»

под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой

 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МОУ «Ново-Девяткинская СОШ №1»

Сорокина Людмила Викторовна

 

2019-2020 учебный год


Тема урока: Обобщение по разделу «Литературные сказки»

 

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами получения нового.

 

Вид урока: урок-проект «Литературная гостиная»

 

Цели урока:

· Обобщить знания обучающихся по разделу учебника«Литературные сказки» и уроков внеклассного чтения (проведённых в том числе и в нетрадиционной форме – просмотр спектакля «Волшебник Изумрудного города» по книге А.Волкова в Тюзе им.Брянцева в Санкт-Петербурге)

· Создать условия для проявления самостоятельности при выполнении и показе заранее подготовленных творческих заданий.

Педагогические задачи урока:

· обобщить знания по разделу «Литературные сказки»;

· пополнить словарный запас.

· развивать навык осознанного чтения текста, развивать речь, логическое мышление.

· развивать творческие способности учащихся.

· воспитывать чувства гордости и восхищения отечественной литературой.

· создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.

· воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде;

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.

Метапредметные:

Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, сказки народные и литературные.

Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения и уметь отстоять их в команде.

· Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения и умение работать самостоятельно и ответственно в группе.

Требования к уровню усвоения материала на конец урока:

· знать изученные литературные произведения и их авторов;
знать основное содержание изученных произведений;

· знать историю создания изученных сказок;

· уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка;

· уметь читать выразительно художественный текст;

· уметь определять тему и главную мысль произведения.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, проектно-исследовательский, ИКТ, групповая работа, творческие пересказы (в виде «диафильма», кукольный театр, инсценирование)

Обеспечение урока:

· учебник;

· демонстрационный ПК (мультимедиа проектор);

· презентации, рисунки детей; ширма для кукольного театра.

 

Ход урока

I.Организационный момент. (Дети сидят по группам вокруг общих столов)

II. Мотивационая минутка. Показ видеоклипа по песне «Что такое сказка»

III. Формулирование детьми целей урока.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы вспомнить замечательные произведения – литературные сказки, изученные нами в одноимённом разделе.

- Как вы считаете, для чего нам необходимо проведение этого урока?

Ответы детей:

- Еще раз вспомнить эти замечательные сказки.

- Правильно оценить поступки героев и не совершать их ошибок.

- Узнать историю создания каждой сказки.

-Увидеть творческие способности детей каждой группы.

-С какими же сказками мы познакомились, изучая наш учебник?

Ответы:

-«Городок в табакерке» В.Ф.Одоевского, «Серебряное копытце» П.Бажова, «Аленький цветочек» С.Аксакова.

- По каким сказкам были проведены уроки внеклассного чтения?

Ответы:

- «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова (просмотр спектакля в Тюзе);

«Три Толстяка» Ю.Олеши

- Чем сказка отличается от других жанров литературы?

Ответ:

- В сказках есть необычные(сказочные) герои, предметы, события, нехарактерные для нашей жизни).

- Почему эти сказки названы именно литературными?

Ответ:

- В литературных сказках есть автор, но сюжет, взят им из народной сказки или сказки другого автора (часто – другой страны).

 

IV. Актуализация полученных знаний с элементами введения нового знания самими детьми.

Обобщение изученных литературных сказок на основе творческих групповых

проектов.

1. Просмотр презентации к каждой сказке с творческим заданием.(По группам)

Презентация-аннотация сказки по плану:

-Автор, название.

- Главные герои и их характеристика.

- История создания сказки.

- Краткий сюжет.

-Чему учит сказка.

-Почему она понравилась.

-Викторина по сказке.

На этапе подготовки урока детьми в группах перед ними были поставлены исследовательские и проблемные задачи:

- изучить историю происхождения выбранной сказки;

- выяснить, почему она называется литературной;

- поискать другие варианты сказки с подобным сюжетом у других народов;

- объяснить, почему дети выбрали из предложенных именно эту сказку, чему она научила, какие положительные человеческие качества привлекли ребят к дальнейшему изучению сказки.

Всё это должно отражаться в коллективной аннотации сказки.

2) Творческая работа с отрывком или всей сказкой:

- «Аленький цветочек» С.Аксакова – инсценировка отрывка;

- «Волшебник Изумрудного города» - «диафильм»;

- «Городок в табакерке» В.Одоевского - кукольный театр;

- «Серебряное копытце» - «диафильм»;

- «Три Толстяка» - инсценировка.

3. Итоговый тест по разделу. (Запасной вариант работы)

V. Рефлексия.

- Как вы считаете, интересным ли получился урок?

Ответы:

- Очень интересным.

-Необычным.

-Очень переживали, понравится ли ребятам то, что мы сделали.

- Какие отчёты вам больше всего понравились?

Ответы:

-Все презентации интересные.

- Вопросы викторины– «хитрые» - это ещё интереснее.

- Очень понравился кукольный театр.

-Как бы вы оценили работу ребят в разных группах?

Ответы:

-Все очень старались, выполняя свою работу в группах, даже малоактивные ребята, поэтому предлагаем всем за эту творческую работу поставить по «5».

- Тяжело ли было работать?

Ответы:

- Тяжело было выбрать сказку – все хороши. К такому виду работы мы привыкли. Распределили роли быстро. Все старались.

-Достигли ли мы тех целей, которые ставили?

Ответы:

- Да.

- Хотелось бы вам ещё поискать и почитать литературные сказки разных народов? Это и будет вашим домашним заданием.

VI. Домашнее задание:

-поискать и почитать литературные сказки разных народов; оформить аннотацию сказки в читательском дневнике.

Заключение.

Учитель: Приближается замечательный праздник – встреча Нового года. Он для нас всегда связан со сказками, сказочными героями и событиями. Традиционно к празднику наряжается какое-то дерево (в разных странах – по-разному). Вот и мы сейчас нарядим нашу ёлку необычными игрушками. Если этот урок оставил в вашем сердце добрый след и вы хотите им поделиться – повесьте на ёлку сердечко, если вы не все прояснили для себя, значит вам не хватило света – повесьте лампочку. А если у вас осталось ещё много нерешённых вопросов после этого урока – повесьте на ёлку этот бантик, он очень похож на символ бесконечности.

- Поздравляю вас с наступающим новым 2020 годом и желаю, чтобы он был добрым от ваших сердец, помог найти вам ответы на ваши вопросы.

 

Презентации к сказкам прилагаются.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: