Урок литературного чтения
в 4 классе по теме:
Обобщение по разделу
«Литературные сказки»
УМК «Школа России»
Учебник «Литературное чтение в 2-х частях. Часть 1»
под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МОУ «Ново-Девяткинская СОШ №1»
Сорокина Людмила Викторовна
2019-2020 учебный год
Тема урока: Обобщение по разделу «Литературные сказки»
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами получения нового.
Вид урока: урок-проект «Литературная гостиная»
Цели урока:
· Обобщить знания обучающихся по разделу учебника«Литературные сказки» и уроков внеклассного чтения (проведённых в том числе и в нетрадиционной форме – просмотр спектакля «Волшебник Изумрудного города» по книге А.Волкова в Тюзе им.Брянцева в Санкт-Петербурге)
· Создать условия для проявления самостоятельности при выполнении и показе заранее подготовленных творческих заданий.
Педагогические задачи урока:
· обобщить знания по разделу «Литературные сказки»;
· пополнить словарный запас.
· развивать навык осознанного чтения текста, развивать речь, логическое мышление.
· развивать творческие способности учащихся.
· воспитывать чувства гордости и восхищения отечественной литературой.
· создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.
· воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде;
Планируемые результаты
Предметные:
научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.
|
Метапредметные:
Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, сказки народные и литературные.
Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения и уметь отстоять их в команде.
· Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения и умение работать самостоятельно и ответственно в группе.
Требования к уровню усвоения материала на конец урока:
· знать изученные литературные произведения и их авторов;
знать основное содержание изученных произведений;
· знать историю создания изученных сказок;
· уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка;
· уметь читать выразительно художественный текст;
· уметь определять тему и главную мысль произведения.
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, проектно-исследовательский, ИКТ, групповая работа, творческие пересказы (в виде «диафильма», кукольный театр, инсценирование)
Обеспечение урока:
· учебник;
· демонстрационный ПК (мультимедиа проектор);
· презентации, рисунки детей; ширма для кукольного театра.
|
Ход урока
I.Организационный момент. (Дети сидят по группам вокруг общих столов)
II. Мотивационая минутка. Показ видеоклипа по песне «Что такое сказка»
III. Формулирование детьми целей урока.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы вспомнить замечательные произведения – литературные сказки, изученные нами в одноимённом разделе.
- Как вы считаете, для чего нам необходимо проведение этого урока?
Ответы детей:
- Еще раз вспомнить эти замечательные сказки.
- Правильно оценить поступки героев и не совершать их ошибок.
- Узнать историю создания каждой сказки.
-Увидеть творческие способности детей каждой группы.
-С какими же сказками мы познакомились, изучая наш учебник?
Ответы:
-«Городок в табакерке» В.Ф.Одоевского, «Серебряное копытце» П.Бажова, «Аленький цветочек» С.Аксакова.
- По каким сказкам были проведены уроки внеклассного чтения?
Ответы:
- «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова (просмотр спектакля в Тюзе);
«Три Толстяка» Ю.Олеши
- Чем сказка отличается от других жанров литературы?
Ответ:
- В сказках есть необычные(сказочные) герои, предметы, события, нехарактерные для нашей жизни).
- Почему эти сказки названы именно литературными?
Ответ:
- В литературных сказках есть автор, но сюжет, взят им из народной сказки или сказки другого автора (часто – другой страны).
IV. Актуализация полученных знаний с элементами введения нового знания самими детьми.
Обобщение изученных литературных сказок на основе творческих групповых
|
проектов.
1. Просмотр презентации к каждой сказке с творческим заданием.(По группам)
Презентация-аннотация сказки по плану:
-Автор, название.
- Главные герои и их характеристика.
- История создания сказки.
- Краткий сюжет.
-Чему учит сказка.
-Почему она понравилась.
-Викторина по сказке.
На этапе подготовки урока детьми в группах перед ними были поставлены исследовательские и проблемные задачи:
- изучить историю происхождения выбранной сказки;
- выяснить, почему она называется литературной;
- поискать другие варианты сказки с подобным сюжетом у других народов;
- объяснить, почему дети выбрали из предложенных именно эту сказку, чему она научила, какие положительные человеческие качества привлекли ребят к дальнейшему изучению сказки.
Всё это должно отражаться в коллективной аннотации сказки.
2) Творческая работа с отрывком или всей сказкой:
- «Аленький цветочек» С.Аксакова – инсценировка отрывка;
- «Волшебник Изумрудного города» - «диафильм»;
- «Городок в табакерке» В.Одоевского - кукольный театр;
- «Серебряное копытце» - «диафильм»;
- «Три Толстяка» - инсценировка.
3. Итоговый тест по разделу. (Запасной вариант работы)
V. Рефлексия.
- Как вы считаете, интересным ли получился урок?
Ответы:
- Очень интересным.
-Необычным.
-Очень переживали, понравится ли ребятам то, что мы сделали.
- Какие отчёты вам больше всего понравились?
Ответы:
-Все презентации интересные.
- Вопросы викторины– «хитрые» - это ещё интереснее.
- Очень понравился кукольный театр.
-Как бы вы оценили работу ребят в разных группах?
Ответы:
-Все очень старались, выполняя свою работу в группах, даже малоактивные ребята, поэтому предлагаем всем за эту творческую работу поставить по «5».
- Тяжело ли было работать?
Ответы:
- Тяжело было выбрать сказку – все хороши. К такому виду работы мы привыкли. Распределили роли быстро. Все старались.
-Достигли ли мы тех целей, которые ставили?
Ответы:
- Да.
- Хотелось бы вам ещё поискать и почитать литературные сказки разных народов? Это и будет вашим домашним заданием.
VI. Домашнее задание:
-поискать и почитать литературные сказки разных народов; оформить аннотацию сказки в читательском дневнике.
Заключение.
Учитель: Приближается замечательный праздник – встреча Нового года. Он для нас всегда связан со сказками, сказочными героями и событиями. Традиционно к празднику наряжается какое-то дерево (в разных странах – по-разному). Вот и мы сейчас нарядим нашу ёлку необычными игрушками. Если этот урок оставил в вашем сердце добрый след и вы хотите им поделиться – повесьте на ёлку сердечко, если вы не все прояснили для себя, значит вам не хватило света – повесьте лампочку. А если у вас осталось ещё много нерешённых вопросов после этого урока – повесьте на ёлку этот бантик, он очень похож на символ бесконечности.
- Поздравляю вас с наступающим новым 2020 годом и желаю, чтобы он был добрым от ваших сердец, помог найти вам ответы на ваши вопросы.
Презентации к сказкам прилагаются.